Райффайзенбанк меняет куратора розницы

Андрей Степаненко войдет в правление головного банка, его сменит Роман Зильбер
Райффайзенбанк движется в новом направлении / Денис Гришкин/ Ведомости

Зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко, курирующий розничное направление, переезжает в Вену: он войдет в правление головного банка группы – Raiffeisen Bank International (RBI), говорится на сайте RBI.

«Я перееду в Вену и войду в правление RBI, сейчас мою кандидатуру согласует Европейский центробанк (ЕЦБ), после чего я смогу приступить к работе. Думаю, это произойдет до конца марта. В RBI я буду отвечать за розницу – фактически за все те же процессы, что и в России, но уже на уровне группы», – рассказал Степаненко «Ведомостям».

Степаненко с 1994 по 2003 г. работал в «Райффайзенбанк Украина», затем перешел в российский Райффайзенбанк, где возглавил управление кредитных и финансовых рисков, а в 2007 г. вошел в правление, где курировал риски. Через год Степаненко стал отвечать за розницу.

За время работы Степаненко в качестве руководителя розницы кредитный портфель в этом сегменте вырос почти в три раза: с 79 млрд руб. на конец 2009 г. до 214 млрд руб. на 30 сентября прошлого года, средства физлиц за этот же период – с 145 млрд руб. до 368,5 млрд руб. Это следует из отчетности банка по международным стандартам.

В европейских и американских банках работает много российских банкиров, в том числе на руководящих позициях, рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании RosExpert Оксана Морсина: «Однако за свою 10-летнюю практику я не припомню, чтобы российский банкир входил в правление международного банка (если не брать в расчет «дочки» российских банков за рубежом) и отвечал за принятие решений на глобальном уровне». Не смогли припомнить подобного и аналитик Fitch Александр Данилов и партнер Bain & Co Егор Григоренко.

Назначение логично, считает Морсина: в группе RBI Россия является крупнейшим рынком как по активам, так и по доле в прибыли. «Кроме того, наши банкиры довольно продвинутые по сравнению с европейскими, – продолжает Морсина. – Мы проводили исследование, где сравнивали российских и международных управленцев (в выборку попали и руководители банков), и с позиции предпринимательства (умения принимать решения и брать на себя ответственность) наши обогнали европейцев. Они также опережают по умению делегировать задачи и прислушиваться к сотрудникам».

Потягаться с лидером

С 1 марта Райффайзенбанк снизил ставки по депозитам по всей линейке, теперь они на 1,25–0,7 п. п. ниже, чем у Сбербанка, который является бенчмарком для ставок по депозитам. Представитель Райффайзенбанка сказал, что банк ориентируется на ключевую ставку ЦБ, которая неоднократно снижалась в течение последних нескольких месяцев. Он добавил, что средства клиентов – один из основных источников фондирования для банка и тот не планирует переходить на другие. А для тех, кому интересен более высокий доход, банк предлагает инвестировать часть сбережений в паевые инвестиционные фонды. Стоимость фондирования Райффайзенбанка ниже, чем у Сбербанка, благодаря значительной доле бесплатных текущих счетов, объяснял «Ведомостям» Данилов. Они в общей массе достаточно стабильны, указывал он, и это защищает банк от колебаний ставок на рынке. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.

Представитель ЕЦБ отказался комментировать, были ли случаи назначения российских банкиров в правление международных банковских групп, сославшись на то, что не комментирует отдельные банки и их менеджмент. Российский ЦБ на запрос не ответил.

После ухода Степаненко Райффайзенбанк доверит розницу Роману Зильберу, который с 2013 г. возглавляет управление по работе с малым бизнесом. Зильбер будет назначен членом правления, сообщила пресс-служба. Он с начала нулевых отвечал в Райффайзенбанке за выпуски корпоративных облигаций, с 2006 по 2010 г. возглавлял корпоративный блок Credit Agricole Corporate and Investment Bank, после чего руководил тем же направлением в российском офисе Bank of America Merrill Lynch. В конце 1999 – начале 2000 г. Зильбер был редактором отдела финансов «Ведомостей».

Розница занимает около 40% кредитного портфеля Райффайзенбанка, из которой приблизительно половина – ипотека, а другая половина – необеспеченные кредиты и кредитные карты, говорит Данилов, отмечая, что банк умеет выбирать клиентов: в обоих направлениях стабильно низкая просрочка. В пассивах доля розницы больше 50%, из которой большая часть – дешевые и стабильные текущие и зарплатные счета, продолжает Данилов.

Райффайзенбанк возвращается

Райффайзенбанк планирует вернуться на Дальний Восток, откуда ушел в 2015 г., продав розничный портфель. На обслуживании остались лишь корпоративные клиенты. «Последний год мы работали над созданием системы, которая позволит привлекать клиентов и обслуживать их без отделений, – рассказывает Зильбер. – Мы вернемся в города, где мы были, и откроемся там, где нас никогда не было». Банк удвоит число городов присутствия – с 44 до 82. Речь не идет об открытии отделений. «Малый бизнес и физлиц банк будет обслуживать по удаленной модели, – объясняет Зильбер. – Основные наши затраты в городах, где нас нет, будут приходиться на маркетинг и курьерскую сеть – по закону пока нужна личная идентификация клиента представителем банка».

В конце февраля Райффайзенбанк удаленно открыл первый счет малому бизнесу, до этого ряду физлиц. Розничным клиентам банк будет предлагать удаленно все продукты, кроме ипотеки, это кредитные и дебетовые карты, депозиты, кредиты наличными, перечисляет Зильбер. Для малого бизнеса Райффайзенбанк пока предлагает только удаленное открытие счета.

Это так называемый легкий формат присутствия, когда при относительно небольших издержках банк пытается привлекать новых клиентов, рассказывает Данилов: «Думаю, что отклик будет хороший». Преимущество Райффайзенбанка — это его бренд и репутация, которые ассоциируются с надежностью и глобальностью, объясняет Данилов. Но, если бы такое делал средний коммерческий банк, то ему бы пришлось больше тратить на маркетинг, и эффективность была бы ниже, указывает он.

Цель банка – достичь к 2020 г. 2 млн активных розничных клиентов (по итогам 2017 г. было 1,6 млн). По словам Зильбера, потенциальная клиентская база банка в новых городах – 14 млн клиентов.