Финансы
Бесплатный
Анна Еремина
Статья опубликована в № 4278 от 13.03.2017 под заголовком: Ипотечный фокус «Райффайзена»

Райффайзенбанк сфокусируется на ипотеке

Также банк хочет к 2020 году увеличить клиентскую базу на 30% до 2 млн человек

Райффайзенбанк сделал ипотеку одним из ключевых направлений в рознице, согласно стратегии развития розничного бизнеса банка до 2020 г. Об этом «Ведомостям» рассказал зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. «Прежняя стратегия делала акцент на рост в кредитах наличными и в кредитных картах, новая предполагает, что ипотека к 2020 г. может занять 50% розничного портфеля», ­– сказал он.

По итогам девяти месяцев 2016 г. на ипотеку приходится 34% (62,5 млрд руб.) от всех розничных кредитов Райффайзенбанка, следует из его международной отчетности. Розничный портфель составил 183,9 млрд руб., из них 89 млрд руб. – необеспеченные потребительские кредиты.­

«Ипотека – это один из немногих рынков, который будет расти, рынок будет расти примерно по 10% в год», – рассказывает Степаненко. По его словам, текущие счета банка достаточно стабильны и они составляют порядка 60% розничных пассивов Райффайзенбанка. «Такая структура розничных пассивов дает нам преимущество в ипотеке», – подытожил Степаненко, добавив, что банк может предложить конкурентную ставку.

Сейчас ипотеку на квартиру в новостройке Райффайзенбанк предлагает по ставке от 11% годовых (при условии покупки квартиры у аккредитованного застройщика), стандартный тариф на кредит в новостройке – от 11,5%. Сбербанк готов давать ипотеку на первичное жилье по ставке 10,9% годовых, но при условии страхования жизни заемщика, в противном случае ставка составит 11,9%. «ВТБ 24» также предлагает взять ипотеку на новостройку под 10,9% годовых, но только своим зарплатным клиентам, для остальных – ставка 11,4%. Представитель Сбербанка комментировать свои планы по развитию в ипотеке отказался. Группа ВТБ рассчитывает увеличивать ипотечный портфель на 15% в год, выдавая по 400–500 млрд руб. кредитов ежегодно, сообщил ее представитель.

Стоимость фондирования Райффайзенбанка ниже, чем у Сбербанка, благодаря значительной доле бесплатных текущих счетов, объясняет аналитик Fitch Александр Данилов. Они в общей массе достаточно стабильны, продолжает он, и потому это надежный источник фондирования, защищающий банк от колебаний ставок на рынке. Среди иностранцев у Райффайзенбанка одна из самых сильных клиентских баз на рынке, указывает Данилов, его бизнес хорошо диверсифицирован со значительным акцентом на розницу. По его словам, больший розничный портфель есть только у группы Росбанка, но сама группа при этом менее прибыльна.

Один клиент – два кредита

До 2020 г. банк планирует увеличить количество продуктов на одного клиента до 3 с 2,3 продукта. Для этого банк даже готов увеличивать число точек продаж, сейчас – 179 отделений. И добавляет, что банк увеличивает штат по трем направлениям: привлечение зарплатных проектов (на 100%), малый бизнес (30%) и ипотека (30%). Среди других планов банка ­– развитие страхового бизнеса и инвестиционных продуктов. «Мы будем инвестировать в бренд – увеличивать расходы на маркетинг и рекламу: спонтанное знание бренда сейчас – 20%, к 2020 г. хотели бы достичь 30%», – заключил Степаненко.

В период высоких процентных ставок Райффайзенбанк активно работал на рынке срочных производных инструментов, за девять месяцев 2016 г. на долю этих операций приходилось около 30% процентного дохода, указывает аналитик Moody’s Елена Редько. Сейчас ситуация меняется, ставки падают, продолжает она, и банку необходимо искать продукты с низким риском и хорошей доходностью, хотя остается вопрос баланса между срочностью активов и пассивов.

Рост в ипотеке представляется многим игрокам одним из самых естественных в рознице, так как на ипотеку сохраняется спрос, поэтому решение вполне логично, считает Редько. Рынок ипотеки менее насыщен, чем необеспеченного потребительского кредитования, где конкуренция еще может усилиться за счет более активного участия госбанков, говорит Данилов.

«Новое базельское регулирование требует гораздо меньше капитала под ипотеку, и когда мы проводим сравнение с необеспеченными кредитами, где маржа в 4 раза выше, то ипотека все равно является сопоставимым по доходности продуктом с учетом всех рисков и капитала», – рассказывает Степаненко.

Еще одна задача банка в рознице – рост количества клиентов на 30% к 2020 г. – до 2 млн активных клиентов (тех, кто совершает хотя бы одну операцию в течение полугода), говорит Степаненко. По его словам, банк сконцентрировался на клиентском сегменте с зарплатой от 30 000 руб., количество таких клиентов за 2016 г. выросло на 10%. А доля клиентов с меньшими доходами сейчас составляет порядка 15% всей базы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать