За время ЧМ-2018 иностранцы оформили tax free на миллиард рублей

Более 70% этих покупок совершили китайцы
Большую часть покупок на 668,5 млн руб. совершили китайцы/ Hassan Ammar / AP

За время чемпионата мира по футболу, который проходил в России с 14 июня по 15 июля, иностранцы оформили tax free на покупки стоимостью 943,8 млн руб., рассказал «Ведомостям» представитель Федеральной таможенной службы (ФТС). Большую часть этих покупок - на 668,5 млн руб. (71%) - совершили китайцы.

По данным Минкомсвязи, китайцы, чья сборная не выступала на чемпионате, были, тем не менее, второй по численности группой болельщиков. Они оформили 67 000 Fan ID, их опередили только россияне, получившие 980 000 Fan ID. По оценкам Сбербанка, китайцы оставили в России 4,1 млрд руб., ВТБ по китайским картам насчитал операций на 330 млн руб.

Следом за китайцами по стоимости покупок, на которые оформлялся tax free, идут мексиканцы и немцы: 26,4 млн и 19 млн руб. соответственно. Мексиканцы получили 44 000 Fan ID, немцы – 30 000. Всего матчи чемпионата, по данным оргкомитета, посетили 570 000 иностранцев.

Tax free позволяет вернуть НДС (18%) при покупках более чем на 10 000 руб. за день. Система действует во всех 11 городах, которые принимали чемпионат. По данным Минпромторга на 17 июля, оформить возврат налога можно в 206 магазинах, принадлежащих 56 компаниям, среди которых, например, Christian Dior, Chanel, Bosco, магазины ЦУМ и ГУМ. Большинство покупателей ЦУМа воспользовались tax free, говорит представитель магазина, наибольший интерес вызывали товары со спортивной символикой, часы и ювелирные изделия. Всего за время чемпионата продажи иностранным покупателям выросли втрое, говорит он.

Tax free очень востребован среди иностранных туристов, поэтому в абсолютном выражении продажи будут расти, передала через представителя гендиректор компании «ДжамильКо» Кира Балашова. Пик роста продаж в магазинах «ДжамильКо» пришелся на первые две недели чемпионата, когда приехало максимальные количество болельщиков, указывает Балашова: «Но спрос рос только в зонах, где было много болельщиков». У болельщиков из разных стран предпочтения различны, рассказывает Балашова: например, туристы из Китая и США выбирали Salvatore Ferragamo и Versace, покупая все группы товаров, в том числе и аксессуары на подарки. Гости из Латинской Америки предпочитали New Balance и Timberland – кроссовки, футболки, одежду по погоде, отмечает она.

Приток туристов во время чемпионата способствовал росту розничной торговли в июне на 3% год к году, отчитался Росстат. В итоге в первой половине 2018 г. потребление выросло на 2,6% к тому же периоду 2017 г.,пишут аналитики Альфа-банка. По оценкам представителя ЦУМа, по окончании чемпионата продажи не сократятся – в первую очередь за счет туристов из Китая, а во вторую – за счет россиян, многие из которых уезжали из города в отпуска или из-за чемпионата.

В этом году туристический поток в Россию увеличится на 5–10% до 25,5–26,8 млн человек, говорила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, а в следующем – уже на 20% и превысит 30 млн человек.

Но крупные спортивные мероприятия не всегда обеспечивают дальнейший приток туристов, а значит, рост потребления, предупреждали эксперты McKinsey в апреле. Например, после чемпионатов мира по футболу в Германии, Бразилии и ЮАР приток иностранных туристов в следующие пять лет рос, как и в Сочи после Олимпиады-2014. А, например, в Турине после Олимпиады-2006 иностранцев стало меньше. То же касается и внутреннего туризма: в Сочи после Олимпиады он вырос, а в ЮАР после ЧМ-2010 – упал, следует из данных McKinsey.

Чем запомнится чемпионат мира–2018