Банки добрались до детских смартфонов

Чем помогут банковские приложения детям и их родителям
С помощью приложений дети могут получать от родителей безналично карманные деньги/ Андрей Гордеев / Ведомости

Если открывать платежные карты несовершеннолетним сегодня готовы многие банки, то специальный мобильный банкинг для детей пока предлагают лишь некоторые из них.

В России первые банковские детские приложения для смартфонов появились чуть более года назад – например, у Райффайзенбанка («Райффайзен-Start»). В июне этого года такой продукт предложил «Почта банк» («Почта банк. Младший»), в конце августа – Сбербанк («СберKids»). А теперь и «Тинькофф банк» запускает приложение Junior, рассказал «Ведомостям» представитель банка. Приложение для детей собирается запустить еще один крупный частный банк, признался его представитель.

Банки играют на стремлении детей подражать родителям. «Наличные карманные деньги постепенно уходят в прошлое, по достижении определенного возраста ребенок хочет вести себя по-взрослому – платить картой или с телефона, пользоваться мобильным банком», – объясняет директор по развитию электронного бизнеса «Почта банка» Анастасия Масленникова.

С помощью приложений дети могут получать от родителей безналично карманные деньги, составлять списки желаемых покупок, копить на них, в некоторых случаях – снимать наличные и переводить деньги. В свою очередь, родители получают возможность отслеживать покупки детей на своих устройствах, устанавливать им лимиты трат и узнавать, что именно хочет получить ребенок в подарок на день рождения или Новый год.

Для этого детское приложение скачивается на смартфон ребенка. Родители в своем телефоне или в онлайн-банке регистрируют данные ребенка. В «Тинькофф банке» для этого достаточно ввести имя, дату рождения и номер телефона ребенка. Сбербанк и «Почта банк» требуют также отсканировать свидетельство о рождении.

Все поставлено на карту

Затем взрослый заказывает дополнительную карту к своему счету на имя ребенка, который становится клиентом банка. К приложению можно привязать уже имеющуюся дебетовую карту, оформленную на ребенка, – это делают сами родители в своих приложениях или в отделении.

В детском мобильным банкинге, как и в обычном, действуют возрастные ограничения на определенные операции: по закону дети могут пользоваться картой с 6 лет и только при условии привязки к счету родителей. Карту с самостоятельным счетом можно оформлять с 14 лет – до совершеннолетия только с согласия родителей или опекунов.

Не всегда карту, привязанную к детскому приложению, можно пощупать – Сбербанк и «Почта банк» дают возможность открыть ребенку только виртуальную карту. Райффайзенбанк и «Тинькофф», напротив, выдают пластик. В Сбербанке и «Почта банке» физическую карту подростки могут завести лишь с 14 лет. Виртуальная карта ограничивает возможности траты денег: оплатить что-то виртуальной картой в реальном магазине или кафе ребенок сможет только при наличии смартфона с технологией бесконтактных платежей. Для Сбербанка это Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay, для «Почта банка» – Android Pay и Samsung Pay. Не с каждого телефона удастся расплатиться: например, на iPhone технология Apple Pay действует только начиная с модели SE.

С виртуальной карты Сбербанка ребенок также не сможет перевести или снять деньги, а у несовершеннолетних клиентов «Почта банка» такие возможности будут, если отсканировать QR-код из приложения в банкомате.

На траты по всем картам детей их родители могут установить собственные лимиты. Однако в некоторых случаях есть ограничения и со стороны банка. Например, максимальная сумма ежемесячных трат по карте Сбербанка, действующей через «СберKids», составляет 40 000 руб., у «Почта банка» – 100 000 руб.

Бонус для наследника

Расплачиваясь привязанной к мобильному приложению картой, дети получают свои карточные бонусы и кэшбэки. Правда, чаще всего они не слишком щедрые – возможно, чтобы дети не увлекались и не тратили лишнего. Например, с виртуальной картой в «СберKids» ребенок получает традиционные 0,5% бонусами «Спасибо» с любой покупки, а также повышенные бонусы у партнеров банка. Детские карты «Сбера» всегда находятся на уровне привилегий не ниже «Большое спасибо» в программе лояльности, пояснил представитель банка. Повышенные начисления специально для детской карты установлены в магазинах «Велошоп» (10%) и «Читай город» (7%), а также в кинотеатрах «Киномакс» (8%). Потратить бонусы можно в точках – партнерах банка.

По детской карте Райффайзенбанка предусмотрен кэшбэк 5% в бонусах на все покупки. Но воспользоваться им смогут только те, кому уже исполнилось 14 лет, к тому же максимальная сумма возврата невелика – 200 руб. в месяц. Списываются бонусы по курсу 1 бонус к 1 руб.

Программа лояльности Tinkoff Junior дает 2% баллами за покупки в интернет-магазинах и 1% за другие покупки. Всего ребенок может накопить до 2000 баллов в месяц. Курс обмена баллов на рубли – 1 к 1.

Образовательный аспект

Каждый банк по-своему развлекает и обучает юных клиентов в приложениях.

Например, приложение «Райффайзен-Start» было создано совместно с детскими психологами, в нем можно найти советы по обучению детей финансовой грамотности. Похожий раздел есть и в «СберKids».

А в Tinkoff Junior детям обещают показывать Stories, напоминающие аналогичный формат в Instagram, но с интересными местами и мероприятиями для детей и подростков, а также советами, как воспользоваться личными финансами.

Зачем банкам детские деньги

Банкиры уверены, что приложения повышают лояльность как детей, так и их родителей. По словам руководителя развития дебетовых карт, пакетов услуг и программ лояльности Райффайзенбанка Ксении Андреевой, повышение лояльности клиентов – основная цель запуска приложения для детей: «Для клиентов все более значимой становится концепция семейного банкинга». «Сегодняшние дети завтра станут взрослыми и, надеемся, нашими активными клиентами», – добавляет Масленникова. Сегодня дети только открывают карту, переводят средства или совершают небольшие покупки, а завтра они будут открывать вклады, брать кредиты, рассуждает она.

«Я не очень верю, что банки смотрят так далеко: растить клиента им придется десятилетиями, а горизонт планирования в банке не превышает нескольких лет. Скорее такие приложения решают другие задачи: увеличивают лояльность родителей к банку, размер оборотов и остатков по картам, комиссии за интерчейндж (межбанковская комиссия, которую получает эмитент в виде процента от операций по карте. – «Ведомости»), а также дают возможность чаще предлагать родителям другие продукты банка», – отмечает гендиректор Frank RG Юрий Грибанов.

Гендиректор консалтингового агентства Markswebb Андрей Скобелев сомневается, что мобильное банковское приложение для детей сможет повысить лояльность ребенка к банку в будущем. По его словам, чтобы привязать родителя к себе, банки ориентируются на его основные потребности и удовлетворяют их: «Есть сценарий выдать ребенку деньги на карманные или целевые расходы и проконтролировать, на что реально ушли деньги. Есть потребность развивать в ребенке целеполагание, планирование и в целом уровень ответственности».

Не всегда создание отдельного приложения для детей целесообразно, считают эксперты. «Все-таки это довольно дорого – разработать и поддерживать отдельный мобильный сервис. А экономика не самая очевидная», – отмечает Скобелев.