Бывший гендиректор «Коммерсанта» пытается взыскать долги с Рустама Тарико

Андрей Васильев выступил от имени частных держателей дефолтных облигаций Russian Standard
Рустам Тарико сильно задолжал бывшим коммерсантовцам/ Евгений Разумный / Ведомости

Бывший гендиректор и шеф-редактор издательского дома «Коммерсантъ» Андрей Васильев направил письмо председателю общественного совета при МВД России Анатолию Кучерене от имени группы держателей дефолтных бондов Russian Standard Ltd. с просьбой о правовой помощи по реструктуризации и взысканию долгов банка «Русский стандарт» Рустама Тарико. Копия письма есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердил Васильев.

В письме он сообщает, что в 2014 г. приобрел еврооблигации банка «Русский стандарт». Год спустя владелец банка Тарико предложил всем владельцам еврооблигаций реструктурировать долг. В процессе реструктуризации еврооблигации банка были заменены на облигации бермудской компании Russian Standard Ltd. Уже в октябре 2017 г. бермудская компания допустила дефолт по бумагам на $545 млн, не заплатив купон, несмотря на восстановление прибыльности и финансовой стабильности банка. Держатели бондов обратились за поддержкой к председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. Они предъявили весь долг к погашению и требовали вернуть от Тарико $623,6 млн. Это не помогло. В итоге в 2019 г. инвесторы наняли для ведения переговоров с эмитентом компании А1 (инвестиционное подразделение «Альфа-групп») и «Мириад рус» (специализируется на защите прав миноритариев).

Обеспечением по выпуску облигаций выступают 49% банка «Русский стандарт», и 15 сентября 2020 г. лондонский филиал Citibank подал иск в Арбитражный суд Москвы о взыскании этих бумаг, сообщали «Ведомостям» в Pala Asset – держателе дефолтных еврооблигаций Russian Standard Ltd. Однако группа инвесторов, которую представляет Васильев, не связана с корпоративными кредиторами, рассказал человек, знакомый с ситуацией, и подтвердил сам Васильев. Если суд решит, что 49% акций «Русского стандарта» должен получить только Citibank, частные инвесторы потеряют миллионы долларов. Источник, близкий к кредиторам Тарико, говорит, что сумма задолженности перед группой Васильева превышает $11 млн. По его словам, в группе сейчас состоит 10–15 человек, и их число продолжает расти. Сам Васильев рассказал, что в 2014 г. приобрел бумаги на $350 000. Фамилии других участников группы Васильев раскрывать отказался. Однако в письме Кучерене он сообщает, что в группе есть «кредиторы банка из числа моих бывших коллег, партнеров, знакомых <...>».

«Ведомости» пообщались с другими частными инвесторами в облигации Russian Standard. Один из них рассказал, что вложил в эти бумаги «много сотен тысяч долларов» и после дефолта облигаций Russian Standard Ltd. вел переговоры с банком «Русский стандарт». «Получал от сотрудников стандартные ответы, что банк не имеет отношения к данным фондам», – пожаловался он. Формально банк действительно не принадлежит бермудской компании. Согласно данным ЦБ, 9,11% принадлежат компании «Русский стандарт – инвест», а «Компания «Русский стандарт» владеет 90,88% банка. Однако, как утверждает инвестор, сотрудники банка «предложили свою помощь в реализации бондов за 25% от номинальной цены, что меня категорически не устраивает». Действительно, в 2018 г. Russian Standard предложила два варианта: выкупить бумаги за 25% от номинала либо за 20% и право на выплаты, которые будут привязаны к результатам «Русского стандарта». Оба варианта выгоднее изъятия залога, заявляла компания, однако кредиторы не согласились на такие условия.

«Непосредственный эмитент не хочет идти на переговоры и специально затягивает время, чтобы либо истек срок давности, либо инвесторы устали ждать и «принесли» ему эти бонды по цене 25%», – отметил собеседник «Ведомостей», добавив, что сам он надеется на получение акций банка и дальнейшую их продажу.

Еще один участник группы инвесторов, с которым удалось связаться «Ведомостям», приобрел еврооблигации банка «Русский стандарт» на сумму более $2 млн. По его словам, основной целью реструктуризации в 2015 г. было списание долга с баланса банка и подмена хорошего эмитента на «бумажную компанию» без активов. Он также отметил, что «частные бондхолдеры оставляют за собой право обратиться в судебные и правоохранительные органы, чтобы с их помощью получить квалифицированную оценку обстоятельствам реструктуризации и последующего дефолта по облигациям». Васильев подтвердил, что инвесторы готовы предпринять «необходимые шаги» для возврата денежных средств, в том числе обратиться и в правоохранительные органы, и в арбитражный суд.

Представитель Russian Standard Ltd. сообщил «Ведомостям», что группа держателей, которую представляет Васильев, ранее не связывалась с компанией и не декларировала свой состав. Он подчеркнул, что компания-эмитент не имеет права на заключение сделок с предпочтением для той или иной группы держателей облигаций.

«Единственным лицом, представляющим всех держателей облигаций, является доверительный управляющий по облигационному выпуску, т. е. Citibank. Именно с ним эмитент готов вести консультации и переговоры в рамках процедуры внесудебного урегулирования после получения информации о полном составе текущих держателей облигаций», – заявил представитель компании.