Банки видят большой потенциал роста популярности СБП
Драйвером развития сервисов стало отключение пользователей от технологий типа Apple PayПользователи Системы быстрых платежей (СБП) в I квартале совершили 436 млн операций более чем на 2,4 трлн руб. – это на 22% больше по количеству и на 20% по сумме по сравнению с IV кварталом 2021 г., следует из отчета оператора СБП – Банка России. Количество пользователей выросло на 16% до 43,2 млн человек по сравнению с IV кварталом 2021 г., когда оно составляло 37,2 млн человек. СБП пользуется каждый третий житель России и за I квартал в среднем один пользователь системы совершил 10 операций, отмечает ЦБ.
Средний чек за год опустился с 6100 до 5600 руб. и почти соответствует среднему чеку переводов с помощью всех платежных систем в 5400 руб. Такое уменьшение суммы среднего чека ЦБ связывает с ростом популярности СБП для совершения повседневных переводов.
Самая популярная операция – переводы (96,3% всех операций): в I квартале почти 42 млн граждан совершили в СПБ 420 млн переводов, что больше на 21% по сравнению с IV кварталом 2021 г. (347 млн переводов). Общая сумма переводов в I квартале этого года также выросла примерно на 19% – до 2,34 трлн руб. с 1,96 трлн руб. в IV квартале прошлого года.
Оплата через СБП (в интернете или точках продаж) активно растет со второй половины 2021 г. В I квартале этой операцией воспользовалось более 6 млн граждан, оплативших 15,7 млн покупок на сумму 62,8 млрд руб., говорится в отчете ЦБ. Эти показатели примерно в 1,5 раза больше показателей IV квартала 2021 г., когда 3,8 млн граждан совершили через СБП 9,5 млн покупок на сумму 40,1 млрд руб. Но во второй половине 2021 г. рост был более динамичным как по относительным, так и по абсолютным показателям – параметры увеличивались в 3 раза ежеквартально.
Торгово-сервисные предприятия (ТСП) активно внедряют возможность оплаты через СБП, отмечает ЦБ. В I квартале 2022 г. их число по сравнению с I кварталом 2021 г. увеличилось более чем в 4 раза до 177 000. При этом количество точек, которые принимают оплату через СБП, выросло более чем в 4,5 раза и составило 243 000. Размер комиссии за оплату в СБП для торговых точек ниже комиссии за прием карт в POS-терминалах, где она может достигать 3,2%, тогда как комиссия в СБП не превышает 0,7% от суммы платежа (для ряда категорий торговых точек – 0,4%) и ограничивается 1500 руб. за платеж. При этом более 90% ТСП, внедривших оплату через СБП, – малые и средние предприятия (МСП), говорится в отчете ЦБ.
Банки также отмечают значительный рост переводов и платежей через СБП и ожидают дальнейшего роста в течение этого года. Об этом «Ведомостям» рассказали представители ВТБ, ФК «Открытие», Росбанка, Промсвязьбанка (ПСБ), «МТС банка», «Почта банка», банков «Уралсиб», «Русский стандарт», «Абсолют» и «Зенит».
В общем объеме переводов ВТБ доля операций через СБП приближается к 70%, рассказал представитель банка. Количество и объем переводов в I квартале этого года вырос на 10% по сравнению с IV кварталом 2021 г., добавил он. Объем переводов и количество пользователей СБП – физлиц в ФК «Открытие» с февраля по апрель 2022 г. относительно аналогичного периода 2021 г. выросли почти в 2,5 раза – доля СБП в объеме мгновенных переводов в банке превысила 90%, сказал его представитель. В банке «Абсолют» в сегменте переводов доля СБП составляет практически 80–85%, говорит представитель банка.
У клиентов ФК «Открытие» продажи товаров и услуг через СБП увеличились в I квартале этого года более чем на 40%. Такой же рост отмечает и представитель ПСБ. По его словам, столь высокой динамика оказалась из-за популяризации СБП и госпрограммы компенсации комиссий для предприятий сегмента МСП. В банке «Абсолют» отмечают медленный рост оплаты через СБП – доля таких платежей от общих карточных платежей не более 10%.
Потенциал СБП
С учетом недоступности некоторых российских банковских приложений в этом году высока вероятность замедления роста общего числа и объема всех платежей, сказал представитель ВТБ. Но запуск сервиса подписок через СБП, развитие «СБПэй» (пока доступна на Android) и увеличение бонусов программ лояльности со стороны торговых точек могут существенно нарастить долю клиентов, которые будут выбирать в качестве инструмента СБП, считает он. По прогнозам ПСБ, до конца 2022 г. с дальнейшей популяризацией сервиса СБП число пользователей может увеличиться в 1,5 раза, а объемы таких переводов вырастут в 2,5 раза. «МТС банк» к концу 2022 г. ожидает более чем пятикратный рост операций по оплате товаров и услуг по QR-коду, рост объемов переводов с2с более чем на 50% к прошлому году, количества активных клиентов – также более чем на 50% к прошлому году.
Ограничения Apple Pay и Google Pay стали драйвером изменения клиентского опыта и развития сервисов оплаты по СБП, говорит представитель банка «Зенит», там ожидают среднемесячного прироста количества пользователей и операций в размере 10–15% в течение 2022 г. Востребованность системы повысится за счет расширения функционала и роста популярности сервисов, продолжает представитель «Зенита»: платежей по QR-коду, подключения «СБПэй», оплаты налогов и др.
По мнению вице-президента Ассоциации банков России Алексея Войлукова, в сегменте переводов через СБП потенциал почти достигнут: расширение в этом сегменте будет, но сильный рост – вряд ли. Если сравнить данные с общими показателями по всем платежным системам, то доля по количеству и сумме переводов с помощью СБП сейчас составляет чуть больше 13%. К концу года она, возможно, вырастет до 15–17%, отметил он.
В сегменте оплаты через СБП по QR-кодам есть потенциал для роста, считает Войлуков. Несмотря на то что почти все предприятия, которые хотели подключиться к СБП, с высокой долей вероятности уже к ней подключились, во II квартале этого года может произойти внедрение новых сервисов оплаты – с помощью «СБПэй» (подключено 89 банков) и технологии СБП-NFC. Последняя – одна из функций бесконтактной оплаты покупок через СБП в приложении «СБПэй», которая будет работать как Apple Pay, Samsung Pay или Google Pay. Чтобы расплатиться, нужно будет просто приложить смартфон с приложением «СБПэй» к специальной метке или другому устройству, которое передает платежную ссылку СБП с помощью NFC-технологии, писали «Известия».
На этом фоне к концу II квартала можно прогнозировать рост показателей – оплаты с помощью СБП до 8,5 млн пользователей и общей суммы покупок до 90 млрд руб., говорит Войлуков. Вторую волну развития и более динамичный рост он прогнозирует во второй половине текущего года, если клиенты почувствуют удобство и комфорт от внедряемых технологий. Поэтому если темпы роста сохранятся, рассуждает он, то к концу года, возможно, количество людей, использующих СБП для оплаты, будет 12–15 млн человек, а объем оплаты покупок – примерно 120–150 млрд руб.