Закон о введении отрицательных ставок по валютным вкладам рассчитывают принять в июне

Мера направлена на снижение рисков банков, а вот для бизнеса от нее может быть больше вреда, считают эксперты
Отрицательные ставки позволят банкам более гибко управлять структурой пассивов в условиях снижающейся доли валютных активов/ Максим Стулов / Ведомости

Власти намерены как можно быстрее создать правовой механизм, который разрешит банкам устанавливать для компаний отрицательные ставки по вкладам в долларах и евро. Глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков сообщил «Ведомостям», что рассчитывает на принятие соответствующего законопроекта уже в июне: «Надо держать деньги в рублях». 31 мая о целесообразности появления такого механизма сообщила журналистам первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, уточнив, что для физлиц введение отрицательных ставок не обсуждается.

Эту необходимость в Банке России объясняют тем, что из-за санкций и изоляции валютного рынка на фоне отсутствия нерезидентов банки при наличии валютных пассивов и активов лишены возможности хеджировать свою валютную позицию. Отрицательные ставки помогут ускорить девалютизацию активов и пассивов экономических субъектов, говорится в обзоре финансовой стабильности Банка России.

За февраль – апрель доля валютных обязательств банков перед компаниями снизилась на 2,6 п. п. до 31%, а перед гражданами – на 4,2 п. п. до 16%. За три месяца уровень валютизации пассивов в целом снизился на 1,2 п. п. до 24%. Но валютизация активов выросла и на 1 мая составила 24% (+3 п. п.). Произошло это, отмечает ЦБ в обзоре, на фоне роста ликвидных активов банков в иностранной валюте. При этом валютизация кредитного портфеля оставалась на уровне 16%.

Главным трендом российского валютного рынка в ближайшей перспективе будет снижение роли доллара и евро во всех аспектах экономической деятельности при возрастающей роли валют дружественных стран и рубля, говорится в обзоре регулятора. Значительное влияние на уменьшение роли доллара и евро будут оказывать риски расчетов в этих валютах для всех российских контрагентов, валютный контроль и переход на рублевые расчеты за российский газ, пишет ЦБ. Более того, развитие инфраструктуры платежей в национальных валютах также окажет влияние на снижение доли недружественных валют в расчетах.

В сегодняшних условиях возможности банков по размещению избыточной валютной ликвидности сокращаются, а риски возрастают, отмечает руководитель дирекции корпоративного бизнеса Росбанка Алексей Иевлев.

Эта мера не ради девалютизации делается в первую очередь, а ради того, чтобы компенсировать затраты финансовых учреждений, говорит вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков: «Банки несут затраты на ведение валютного счета, соблюдают нормативы, но сейчас они уже не могут, как прежде, вкладывать валютные средства в ценные бумаги или валютные кредиты». Поэтому, объясняет Войлуков, логично и закономерно ввести отрицательные ставки – клиент будет доплачивать банку и компенсировать трудозатраты услуг хранения валюты в финансовом учреждении. Банки и так уже не заинтересованы в валюте, продолжает банкир, а для компаний, работающих с валютой, это будет дополнительный стимул меньше держать денег в валюте и тем более размещать ее на депозитах на длительное время.

Отрицательные ставки также позволят банкам более гибко управлять структурой пассивов в условиях снижающейся доли валютных активов, говорит управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. Ведь по мере девалютизации экономики будет снижаться и спрос на валютные кредиты со стороны корпоративных заемщиков, к тому же часть действующих валютных кредитов может быть переведена в рубли в ближайшее время. Введение отрицательных ставок позволит банкам в случае необходимости достаточно оперативно снизить зависимость от валютного фондирования и снизить валютные риски, отмечает он.

Мера правильная и должна распространяться и на биржи, и на банки, согласен председатель «Деловой России» Алексей Репик. Сегодня риски противоправных действий недружественных государств по блокировке долларов и евро на корсчетах в банках достаточно значимые и очевидные. И в случае заморозки корсчетов или других негативных событий может возникнуть конфликтная ситуация между финансовыми институтами и юрлицами, указывает Репик. «Это хороший способ активизировать компании снижать уровень риска своими деньгами, переводя их в национальную валюту», – резюмирует он.

В другой бизнес-ассоциации – «Опоре России» (малое и среднее предпринимательство) к инициативе отнеслись резко отрицательно. «Я понимаю, в Европе это делалось, когда инфляция была 1–2%, чтобы стимулировать таким образом экономику и от сбережений перейти к тратам. Если сам Центральный банк прогнозирует инфляцию больше чем 17% в этом году, то о каких отрицательных ставках можно говорить?» – замечает ее президент Александр Калинин.

Введение отрицательных ставок приведет только к ухудшению ситуации в российской экономике, считает Калинин: юрлица начнут свою валюту под высоким риском оставлять в зарубежных банках. По его словам, компании и так валюту держат, только когда она нужна для закупок и оплаты внешнеторговой деятельности: «Просто так валюту никто держать не будет». К тому же, продолжает Калинин, юрлица в любом случае продадут полученную валютную выручку, потому что рубль стабилен и доходность в рублях сейчас больше.

Предложенная мера еще больше укрепит рубль, а это негативно скажется на российском экспорте и внутреннем производстве. «Внутренние производители говорят, что сейчас гораздо дешевле закупаться в Европе, Китае или Америке и никаких валютных стимулов для импортозамещения нет. Многие говорят, что даже готовы остановить производство при таком сильном рубле, потому что не выдерживают конкуренции ни с Турцией, ни с Китаем, ни с Индией», – добавляет Калинин. Бизнес сейчас начнет возмущаться от такого предложения, полагает он.

При намечающемся развитии операций по параллельному импорту ряд компаний будут нуждаться в валютных средствах и эта инициатива для них будет неудобной, говорит младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский. Уровень валютизации активов экономических субъектов будет определяться в первую очередь их потребностями для ведения бизнеса, в том числе международного, а не наличием отрицательных ставок, резюмирует эксперт.

Для некоторых корпоративных клиентов это может быть новым вызовом, говорит Иевлев из Росбанка. Одно из направлений для адаптации бизнеса к новым реалиям – расширение палитры валют, в которых банки могут обслуживать внешнеторговые потоки и хранить остатки, продолжает банкир. К примеру, китайские юани.