В ЦБ объяснили, как будут ограничивать выдачу потребкредитов с 2023 года

Доступность займов не снизится, считает ЦБ, но рынок его аргументы не убеждают
У Банка России есть инструменты для сдерживания чрезмерного роста кредитования. Но новые ограничительные меры могут обрушить рынок/ Андрей Гордеев / Ведомости

Банк России продолжает ужесточать регулирование розничного кредитования и возвращать его к докризисным принципам: с 1 января 2023 г. ЦБ начнет использовать макропруденциальные лимиты (МПЛ) – новый инструмент для проактивного реагирования. Он позволит регулятору ограничивать количество выдаваемых банками и МФО необеспеченных кредитов и способствовать росту экономики «без избыточных рисков», говорится в новом докладе ЦБ.

Начать пользоваться новым предохранителем от рискованного (и наиболее маржинального) кредитования ЦБ хотел со второй половины 2022 г., но из-за кризиса, а за ним и замедления экономической активности и ужесточения риск-политики банков перенес свои планы на 2023 г. Но острая стадия кризиса прошла, а банки снижают ставки – ЦБ видит тенденцию восстановления необеспеченного потребкредитования, а заодно и возвращения рискованных практик.

У Банка России в арсенале есть три инструмента для сдерживания чрезмерного роста кредитования. Первый – антициклическая надбавка, которая пока не применяется, но ЦБ планирует ее использовать в будущем для накопления банками буферов капитала. Второй – надбавки к коэффициентам риска, они используются как для накопления буферов капитала, так и для ограничения рискованного кредитования. Размер надбавки коррелирует с показателем долговой нагрузки заемщика (ПДН; отношение среднемесячных платежей заемщика по всем кредитам к среднемесячному доходу). Чем выше у заемщика риск, тем больше потребуется капитала банку, а значит, выдача кредита должна стать менее выгодной. Но ЦБ не раз признавал, что банки с большим запасом капитала продолжают действовать агрессивно и фактически повышать закредитованность граждан. Более того, в периоды кризиса ЦБ смягчает надбавки, освобождая банкам часть капитала. Третий инструмент – МПЛ – будет использоваться только для количественных ограничений, он не нагружает капитал.

МПЛ применят к банкам с универсальной лицензией (вклад банков с базовой лицензией в рост долговой нагрузки граждан минимален) и МФО.

Для банков лимиты будут распространяться на необеспеченные кредиты и кредитные карты и устанавливаться отдельно по двум параметрам – показателю ПДН и сроку кредита. На кредиты заемщикам с ПДН выше 80% должно будет приходиться не более 25% от всего объема выдаваемых необеспеченных займов. Долю кредитов со сроком более пяти лет планируется ограничить на уровне 10%. Таким образом, для банков будут одновременно действовать четыре лимита.

Для МФО будет действовать два лимита по ПДН: заемщикам с нагрузкой выше 80% организации не смогут выдавать более 35% от всех потребкредитов и займов с лимитом кредитования.

У ЦБ пока нет полномочий вводить количественные ограничения по ипотеке – сдерживание кредитования в этом сегменте осуществляется за счет надбавок. С 1 декабря ЦБ повысит коэффициенты риска для ипотеки на новостройки с первоначальным взносом до 10%, для вторичного рынка такая надбавка уже действует.

Оценка последствий

По предварительной оценке ЦБ, под ограничения может попасть до 10% от размера потребкредитов, который банки предоставляют за квартал, для МФО доля может составить 14%. В количественном выражении под ограничение МПЛ подпадает меньше кредитов, чем в стоимостном (из-за того что средний размер кредита заметно выше по долгосрочным кредитам и кредитам с высоким ПДН): в потребкредитах доля выпадающих ссуд может составить около 5% от общего количества, оценивает ЦБ.

Почему появились лимиты

Право вводить МПЛ у ЦБ появилось в декабре 2021 г., после того как президент подписал соответствующий закон. Этот инструмент стал нужен регулятору после бурного роста розничного кредитования в 2021 г. Темпы роста необеспеченного кредитования с января по октябрь достигали 17%, при этом прирост портфелей отдельных крупных банков превышал 40%, следует из данных ЦБ. В конце 2021 г. необеспеченное кредитование росло темпом около 20%, а доля кредитов с ПДН выше 80% в IV квартале 2021 г. достигла 34%. Еще в 2018 г. доля необеспеченных кредитов, предоставленных на срок более пяти лет, не превышала 5%, тогда как в середине 2021 г. достигла в выдачах 26%, пишет в докладе ЦБ.
В 2022 г. на фоне кризиса банки ужесточили свои стандарты и во II квартале текущего года доля необеспеченных кредитов составила 13% (доля кредитов с ПДН выше 80% снизилась до 28,4%), но у ряда банков этот показатель существенно выше среднерыночных, указывает ЦБ.
На фоне смягчения денежно-кредитной политики в мае – июне банки начали снижать процентные ставки по кредитам и смягчать требования к заемщикам. В итоге в июне – августе рост портфеля необеспеченных потребительских кредитов возобновился: +0,2% за июнь, +0,7% за июль и +1,8% за август. В августе 2022 г. общий размер выданных банками кредитов достиг 1,1 трлн руб. впервые с февраля, следует из данных Frank RG. Из этой суммы 49%, или 539,9 млрд руб., пришлось на кредиты наличными, что почти на четверть больше, чем в июле.

Банк России не считает, что введение МПЛ приведет к существенному снижению доступности кредитов для граждан (этого опасается рынок), за исключением уже закредитованных заемщиков: им, возможно, придется отложить решение об очередном займе. Тем, кто хочет взять дополнительный кредит, который может привести к росту ПДН выше 80%, придется снизить размер запрашиваемой суммы для уменьшения своей долговой нагрузки, полагает ЦБ. Заемщики могут предоставлять банку и МФО наиболее полные сведения о своих доходах, чтобы значение ПДН точнее отражало уровень их нагрузки.

Использование МПЛ ограничит темпы роста необеспеченного потребкредитования. По оценке ЦБ, в конце периода 2023–2025 гг. прогнозируемый портфель таких кредитов будет меньше на величину около 800 млрд руб., чем без применения МПЛ.

Наиболее выраженное влияние МПЛ окажут на макропоказатели в 2023 г.: кумулятивный вклад в уровень реального валового выпуска может составить до -0,25 п. п. и в годовую инфляцию – около -0,15 п. п. Но уже к концу 2025 г. накопленное влияние от МПЛ будет околонулевым. Основная цель МПЛ – сгладить потребление и ограничить накопление рисков, пишет ЦБ. При этом экономика будет расти в условиях более здоровой структуры, характеризующейся меньшей закредитованностью населения и большей устойчивостью финансовой системы.

МПЛ положительны и для конкуренции: банки с существенной долей предоставляемых рискованных кредитов будут вынуждены снизить их концентрацию, а другие при желании смогут ее увеличить.

Рынок непреклонен

В текущей экономической ситуации новые ограничения могут сузить возможности заемщиков, говорит собеседник в крупном банке: более длинный срок кредита позволяет снизить ежемесячную долговую нагрузку и клиент может в комфортном для себя режиме выполнять финансовые обязательства перед банком.

Банк России готовил рынок к вводу новых ограничений давно – игроки прошли уже через стадию неприятия к стадии адаптации, говорит председатель совета Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка Эльман Мехтиев. Но в случае вступления в силу МПЛ еще более явным станет избыточность ранее введенных ограничений, призванных решить проблему роста долговой нагрузки, к примеру ограничения полной стоимости кредита.

«Это слишком резкий старт», – говорит председатель совета директоров группы Finbridge («Деньги сразу», Oneclickmoney, CashToYou) Леонид Корнилов. По данным аналитического центра Finbridge, под ограничения попадет свыше 60% потребительских займов, выдаваемых МФО. Внедрение МПЛ затронет существенно большую часть рынка, чем 14%, согласен финансовый директор компании Webbankir Илья Соловий. А в самом массовом PDL-сегменте («до зарплаты») доля таких займов достигает 80–90%. Таким образом, отмечает он, новый механизм МПЛ коснется более половины микрофинансового рынка.

Всем игрокам без исключения придется перестраивать собственную бизнес-модель, признает генеральный директор МФК «Займер» Роман Макаров, иначе возможности для дальнейшего роста будут сужены за счет давления на капитал. Он полагает, что нововведения и последующего снижения прибыли не выдержат порядка 30% небольших компаний. 

Нововведение ЦБ, вероятно, все же позволит достичь снижения долговой нагрузки населения, говорит Макаров. Политика регулятора позволила очистить рынок от компаний, которые вели высокорискованную политику, отмечает Соловий. Но новые ограничительные меры способны обрушить рынок, предупреждает он: высок риск роста доли нерегулируемого сегмента, куда перейдут «потерянные» клиенты.

В подготовке статьи участвовала Софья Шелудченко