Страховщики фиксируют рост убыточности ДМС

Это связано с подорожанием медицинских услуг и высоким спросом
Количество обращений владельцев полисов в клиники выросло относительно двух прошлых лет/ Андрей Махонин / Ведомости

Страховые организации фиксируют рост выплат в добровольном медицинском страховании (ДМС), а вместе с ним и убыточности из-за медицинской инфляции, рассказали «Ведомостям» в «Альфастраховании», «РЕСО-гарантии», «Ренессанс-страховании», ВСК и «Согласии».

Средняя выплата по ДМС в ­«РЕСО-гарантии» поднялась примерно на 14,5% за январь – сентябрь в сравнении с прошлым годом, говорит начальник управления продуктов ДМС Марина Черноморова.

В ВСК убыточность превысила плановую на 10%, сообщил заместитель гендиректора по медицинскому страхованию Олег Витько. Объем страховых выплат в «Согласии» вырос за январь – сентябрь на 5% в годовом выражении при сопоставимых показателях сборов, говорит руководитель направления развития страховых продуктов и лояльности клиентов Дмитрий Суровцев. В «Ренессанс страховании» рост убыточности во II квартале 2022 г. относительно первого менее 1%, сообщил его представитель. Но в сравнении с прошлым годом убыточность фиксируется в пределах медицинской инфляции (около 10%).

В «Альфастраховании» выплаты по полисам ДМС растут, рассказал директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС Александр Лапунов, не раскрыв деталей.

140 млрд руб.

премий собрали страховщики по ДМС за первые полгода 2022 г. и выплатили больше половины этой суммы (72 млрд руб.), следует из последних данных ЦБ. Относительно первого полугодия 2021 г. премии выросли на 10,1%, выплаты – на 8%

Граждане все чаще обращаются в клиники в рамках полиса ДМС, говорят страховщики. Хотя в I квартале 2022 г. наблюдался высокий всплеск заболеваемости коронавирусом, обращаемость клиентов в клиники по полису в августе и сентябре 2022 г. оказалась на 17% выше, чем в феврале 2022 г., но практически равна мартовской, говорит Черноморова. А летом впервые за все годы не наблюдалось обычного снижения обращений, связанного с отпускным периодом. Особенно востребованными стали услуги психиатров и неврологов, отметила эксперт. Количество обращений владельцев полисов в клиники действительно выросло относительно двух прошлых лет, когда действовали ковидные ограничения, говорит Лапунов.

Спрос вырос и из-за неопределенностей по продлению программ ДМС – это заставляет застрахованных «полечиться вперед», говорит председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина. Высокие темпы выплат страховщиков сокращают маржу и заставляют делать бизнес более технологично, налаживая процессы контроля за убыточностью, говорит она.

Как растут цены

Средний убыток за полугодие по сравнению с прошлым годом вырос на 9% – это следствие медицинской инфляции, замечает директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов.

Средний чек на обслуживание в медицинских клиниках вырос, отмечают страховщики, что влияет на ускорение мединфляции. Стоимость услуг в рамках полиса выросла за январь – сентябрь в среднем на 10–15%, рассказала замдиректора департамента методологии и андеррайтинга ДМС компании «Росгосстрах» Ольга Купцова. Такую же оценку приводит Суровцев из «Согласия». Сильнее всего, по его словам, подорожали стоматологические услуги – на 10–30% за год. Тенденция относится и к обслуживанию пациентов в условиях стационаров и амбулаторно-поликлинической помощи, добавляет он. По отдельным услугам, например стоматологии, рост стоимости составляет 20–30%, подтверждает Купцова из Росгосстраха. Во время очередных волн заболеваемости коронавирусом растут затраты на вызов врача на дом – это самая востребованная услуга в этот период, отмечает Черноморова из «РЕСО-гарантии».

Убытки страховщиков

Убыточность страховых операций – это отношение суммы страховых выплат и резервов по заявленным, но еще не урегулированным убыткам к полученной премии за определенный период. Даже если убыточность не превышает 100%, это может означать, что страховая компания работает с убытком, поскольку при расчете показателя не учитываются расходы на ведение дела, которые составляют значительную часть премии. С другой стороны, наличие убыточности не обязательно означает, что страховой сегмент приносит убытки.

Средний чек в «Медси» за октябрь относительно сентября не изменился, но к прошлому году стоимость возросла на 10%, говорит директор по коммерческой деятельности и маркетингу Алла Канунникова. Основной драйвер роста – стоматологические услуги и лабораторная диагностика, так как используются импортные материалы, по многим из которых изменились логистические расходы, объясняет она. Несмотря на укрепление рубля, существенно выросла и логистическая составляющая цены, подтверждает Черноморова.

Все эти услуги (стоматология, лабораторная диагностика) оказываются на импортном оборудовании, которое помимо ремонта и замены комплектующих в случае поломок требует также и планового обслуживания, ставшего весьма затруднительным и дорогостоящим в условиях санкций, добавляет Суровцев.

Но удорожание услуг не повсеместно – какие-то клиники стали предлагать отечественные расходные материалы и препараты, отмечает Купцова. Кто-то старается избегать резких скачков, замечает Лапунов из «Альфастрахования». В зависимости от этого компания перераспределяет потоки застрахованных между партнерами – это позволяет держать убыточность на стабильном уровне, объясняет он.

За 2022 г. мединфляция немного превышает 12% и год еще не закончился, оценивает Лапунов из «Альфастрахования». В «РЕСО-гарантии» показатель оценивают выше – примерно в 14,5%. Но пока активный рост медицинской инфляции прекратился и, скорее всего, далее она будет соответствовать общим тенденциям, ожидает Черноморова. Максимальный пик наблюдался в марте – апреле, согласен представитель «Ренессанс-страхования». Рост медицинской инфляции продолжится и в 2023 г., ожидает Канунникова.

Представители «СМ-клиники», «РЖД-медицины», «Согаза», «Ингосстраха», «Сбербанк-страхования» и «Тинькофф-страхования» не ответили на запрос.

В подготовке статьи участвовала Анна Киселева