В 2025 году ЦБ будет пристально следить за капиталом банков

И намерен ужесточить требования в том числе к оценке рисков компаний с госучастием
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Банковское регулирование в 2025 г. будет нацелено на восстановление запаса капитала, который снизился в прошлом году из-за опережающих темпов кредитования. Об этом рассказала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в своем обращении к банкирам в ходе мероприятия Ассоциации банков России. «Мы будем следить за тем, как банки восстанавливают свою достаточность капитала, как накапливают буфер, который мы в 2022 г. разрешили распустить», – добавила на встрече зампред ЦБ Ольга Полякова. Запас капитала банков за прошлый год сократился на 300 млрд руб. до 7 трлн руб., писали «Ведомости».

Резервы и капитал

Регулятор готов давать послабления по резервам при реструктуризациях кредитов компаниям, но лишь в исключительных случаях, отметила глава ЦБ. Во-первых, это не должен быть старый проблемный кредит, который уже давно «тянется как проблемный», сказала Набиуллина, эти риски должны быть уже покрыты резервами. Во-вторых, у компании должен быть реалистичный бизнес-план, который показывает устойчивое и достаточно быстрое улучшение ее финансового положения. Если же план окажется нереалистичным или не будет выполняться, то от банков потребуется досоздание резервов в полном объеме, отметила Набиуллина.

Когда реструктуризация предоставляется заемщику как передышка и у него есть работающая финансовая модель, которая позволит на горизонте двух-трех лет восстановить платежеспособность, ЦБ готов «индивидуально» обсуждать возможность неформирования резервов в повышенном размере, отметила Полякова.

«В нашем стремительно меняющемся мире» возникают разные ситуации, которые требуют быстрой реакции: что-то у заемщика пошло не по плану и нужно поменять условия кредитного соглашения, заявил на встрече первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин. В этом плане у регулирования ЦБ есть «элементы некоторой механистичности» – любое изменение условий по договору, реструктуризация, ведут к наращиванию резервов. Тулин отметил, что в реальной надзорной практике ЦБ уже давно от такой механистичности отошел, но понимает, что озабоченность у банков остается, и пообещал устранить для поднадзорных «какие-то регуляторные риски».

С другой стороны, регулятор хочет, чтобы банки не ждали, когда заемщик придет уже в момент ухудшения платежеспособности, а действовали более проактивно и сами обращались к клиенту с предложением изменить условия кредита, заметил Тулин.

Но вместе с отдельными послаблениями ЦБ анонсировал и ужесточения в части кредитования заемщиков с госучастием. Уже с 1 октября ЦБ хочет повышать требования по резервам и надбавки к коэффициентам риска при расчете достаточности капитала для госкомпаний, если государство не предоставило юридических документов о готовности поддержать заемщика в случае сложности с обслуживанием кредита, сказала Набиуллина. Это могут быть гарантии, поручительства, механизм субсидирования. Если явных обязательств нет, то банки должны будут оценивать финансовое положение госкомпании точно так же, как и любой частной компании.

Дмитрий Тулин
первый зампред ЦБ

«Мы несколько лет назад <...> продемонстрировали готовность сделать надзор консультативным. Мы совместно решали важнейшие операционные и стратегические задачи вместе с сообществом профессиональным. И намерены это продолжать. Но мой руководитель (Эльвира Набиуллина. – «Ведомости») совсем недавно задумался и сказал: «Да, конечно, хорошо вы работаете над надзором, но не слишком ли он стал консультативным? По-моему, вас перестали бояться». Я не знаю, хорошо это или плохо, но я глубоко задумался. на встрече банкиров с регулятором 27 февраля 2025 г.

В 2018 г. на фоне санкционного давления ЦБ снизил банкам применение риск-веса части крупных государственных заемщиков до 50% (до того года – как и для всех заемщиков – риск-вес был 100%). Иногда банки формально подходят к оценке госкомпаний и воспринимают сам факт госучастия как тот фактор, который автоматически снижает риски неплатежей, отметила Набиуллина в ходе выступления. Но государство не всегда готово (как считает Набиуллина, это «совершенно справедливо») принимать риски всецело на себя и отвечать по всем обязательствам госкомпаний.

С 1 февраля для банков уже действует антициклическая надбавка на капитал в размере 0,25% от активов, взвешенных с учетом риска. С 1 июля ЦБ планирует повысить ее до 0,5%. Это нормальный уровень даже после выхода из перегрева и он не предполагает кредитного сжатия, заметила Набиуллина.

Накопление буферов капитала ускорит также еще один новый инструмент, который ЦБ вводит с апреля, – макропруденциальная надбавка в размере 20% для крупных и уже закредитованных заемщиков. По оценкам ЦБ, на такие компании приходится около 10–15% (8,6–13 трлн руб. – «Ведомости») корпоративного кредитного портфеля, заметила Набиуллина. Надбавка будет распространяться на новые выдачи, если происходит прирост задолженности у закредитованных компаний, и затронет 10 банков, которые выдают крупные кредиты, пояснила глава ЦБ.

Все во благо

Послабления в части резервирования реструктурированных кредитов в некотором смысле напрашиваются, считает управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов: частота реструктуризаций в корпоративном сегменте в 2025–2026 гг. может существенно возрасти. В условиях высоких ставок розничный сегмент уже охлажден, но компании, особенно крупные и крупнейшие, вынуждены рефинансировать свои обязательства практически при любой стоимости заимствования, чтобы не сворачивать масштаб деятельности, поясняет эксперт.

Кроме того, продолжает Беликов, с 2022 г. усилилась потребность в финансировании различных инфраструктурных проектов и трансформационных процессов, что также выступает драйвером корпоративного кредитования независимо от ставок. Рост дефолтности в этом сегменте при рекордно высоких ставках никому не нужен, а способы его избежать – рефинансирования и реструктуризации. Но рефинансирование с оптимизацией процентных платежей станет актуальным позднее, когда рыночные ставки будут снижаться устойчиво и значимо, объясняет Беликов. Соответственно, нужно учитывать повышенную вероятность учащения реструктуризаций. Эксперт полагает, что в контексте таких рассуждений и могут рассматриваться послабления по резервированию реструктурированных кредитов.

Беликов согласен, что значимость внешней поддержки в случаях с кредитованием госкомпаний часто может переоцениваться. А прямые государственные гарантии покрывают обязательства компаний с госучастием в меньшинстве случаев, отмечает он: участие в капитале по умолчанию не означает, что собственник в лице государства будет спасать компанию в преддефолтном состоянии любой ценой.

Один из последних примеров финансовых проблем у компании с госучастием – «Роснано». В публичную плоскость финансовые проблемы вылились еще в 2021 г., а в отчетности за шесть месяцев 2023 г. госкорпорация предупредила о том, что к этому периоду объем требований кредиторов превысил активы группы и у нее нет возможности выполнить обязательства перед ними за счет собственных средств. Также сообщалось, что у «Роснано» есть признаки «неплатежеспособности и недостаточности имущества» и без помощи акционера корпорация может обанкротиться. Министр финансов Антон Силуанов говорил в интервью «Интерфаксу» в 2024 г., что «Роснано» будет обслуживать обязательства по облигациям независимо от наличия государственных гарантий по ним. Летом 2024 г. госкорпорация с дисконтом в 20% досрочно погасила долги перед банками – Совкомбанком, Промсвязьбанком, банками «Санкт-Петербург», «Ак барс» и «Россия».