Представитель в МВФ от России назвал отток капитала из страны незначительным

undefined

По мировым меркам у России весьма незначительный, чуть ли не завидный отток капитала, сказал ИТАР-ТАСС исполнительный директор МВФ от России Алексей Можин. По его словам, Москва не должна быть заинтересована в резком сокращении данного показателя и что с состоянием инвестиционного климата в стране тот напрямую не соотносится.

Если в России отток капитала в 2013 г. оценивался в 1,6%, то в Швеции он составлял примерно 6%, в Германии - 7,5%, в Швейцарии - 9,6%, в Голландии и Норвегии - более 10% ВВП, сказал он. Получается, если принимать данный показатель за критерий, во всех этих западных странах инвестиционный климат оказывался гораздо хуже российского. Зато у Украины, Белоруссии, Киргизии в том же прошлом году наблюдался приток капитала (соответственно на 9,2, 9,8 и 12,6% ВВП). Означает ли это, что у них создан образцовый деловой климат, на который следует равняться и россиянам, и западноевропейцам? Конечно, нет, считает директор МВФ от России.

Как указал Можин, реальное объяснение носит во многом технический характер. Платежный баланс любой страны включает два основных счета - текущих операций (что включает в себя сальдо внешней торговли) и движения капиталов. Чем больше один из них "в плюсе", тем сильнее другой должен быть "в минусе", поскольку баланс в целом по определению всегда равен нулю, объяснил он. Соответственно, по его словам, отток капитала из России зеркально отражает положительное сальдо нашего счета текущих операций.

На вопрос о том, следует ли понимать его слова так, что отток капитала - это хорошо, Можин ответил: "Это не хорошо и не плохо. Это нормально. Вообще, чем ближе к балансу, тем нормальнее. А у нас очень близко. 1,6% ВВП - очень небольшой дисбаланс". "И слава богу, что он положительный, - продолжал собеседник агентства, имея в виду, что отток капитала в данном контексте лучше притока. - Мы не хотим его потерять. Когда у нас происходило слишком быстрое сокращение нашего положительного сальдо по текущим операциям, у нас это вызывало тревогу. Потому что, когда сальдо переходит в отрицательную область, это означает, что страна попадает в зависимость от финансирования извне".

"Переживать по поводу оттока капитала и одновременно радоваться сохранению положительного сальдо счета текущих операций просто нелогично, - подчеркнул Можин. - Или у нас профицит по текущим операциям и тогда отток капитала, или у нас приток капитала и тогда дефицит по текущим операциям. Только так: или руки с мылом, или чай с сахаром".