В Москву на лечение: как фонды оплачивают жилье пациентам из регионов
Семьи больных людей не могут месяцами платить за съемную квартиру в Москве. Какие у них есть вариантыС января 2022 г. вступил в силу новый порядок оказания медицинской помощи. Теперь детей и взрослых из регионов будут быстрее направлять на лечение в федеральные центры в Москве в рамках ОМС. В 80% случаев юных пациентов сопровождают мамы, которые потеряли работу. «Ведомости.Город» разбирается, с какими бытовыми трудностями сталкиваются люди, приехавшие на лечение в столицу.
Не «две недели полежишь и выпишут»
Лечение онкобольных, по информации Центра имени Дмитрия Рогачева, может длиться от 3 недель до 5 лет. При этом врачебная бригада должна вести пациента на протяжении всего срока, что создает бытовые проблемы. «Если пациент не госпитализирован в клинику, а, например, приехал на обследование или лечится в дневном стационаре, ему надо где-то жить. Не говоря уже о том, что чаще всего люди приезжают с сопровождающими, которые помогают справляться с бытовыми трудностями», – объясняет Лада Давыдова, руководитель службы сопровождения подопечных петербургского фонда AdVita. В среднем, каждый месяц в 20 квартирах, аренду которых оплачивает AdVita, останавливаются 120–130 пациентов и их сопровождающие – и это цифры только по одной федеральной клинике. При этом в квартире может жить одна семья или несколько. «Можно представить общий масштаб проблемы», – резюмирует Лада Давыдова.
Жизнь в столице дорогая. По данным основательницы благотворительного фонда «Добрый дом» Юлии Ромейко, до 85% средств, потраченных пациентом на проживание в городе во время лечения, уходит на бытовые нужды. Семьи идут на это, потому что постоянное нахождение в больничных стенах бывает губительно для больного, особенно ребенка. Директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова считает, что разделение лечения и проживания – наиболее эффективная модель, которая позволяет проводить минимум времени в стационаре.
Александр Румянцев, академик РАН и научный руководитель НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева, уверен, что ребенок, находясь с семьей в привычной обстановке, быстрее восстанавливает микрофлору, которая нарушается из-за операций и лучевой терапии. Это снижает риск инфекционных осложнений. «Сегодня клиники стараются открывать большие дневные стационары, где можно получить лечение и вернуться в привычную среду, быстрее восстановиться. Поэтому рядом с больницами все чаще строят гостиницы или дома пребывания детей и родителей», – говорит он.
Никто ничего не обязан объяснять
Семьи больных людей не сразу осознают, что на время лечения в столице необходимо жилье. А когда понимают, что придется месяцами платить за съемную квартиру, решают, что не потянут лечение в Москве. При этом врачи в регионах после постановки диагноза редко говорят о жилищной проблеме, и недостаток информации может помешать в принятии решения ехать в столицу. Максим Курбатов, руководитель отдела доступа лекарственных препаратов на рынки компании «Нанолек», рассказывает, что семья больного часто запрашивает помощь у НКО, хотя может получить ее бесплатно. Причина – медицинская помощь в России носит заявительный характер. Никто не обязан ничего объяснять пациенту – только если он сам будет узнавать.
На помощь приходят пациентские ассоциации со своими консультантами, юристами, врачами, которые безвозмездно объяснят, куда бежать, как получить квоту, обеспечат контактами, адресами, телефонами – ведь иногда недостаточно написать письмо, надо еще и позвонить или прийти лично. Например, если пройти медицинскую экспертизу и получить статус инвалида, то билеты до места лечения оплатит государство. Пациентские НКО могут организовать и бесплатную реабилитацию. Такие организации нередко обращаются в фармацевтические компании с просьбами о пожертвовании.
«Мы работаем с АНО «Развитие», которая заключила договор с биогенетическим центром на бесплатную диагностику и логистику пациентов. Вносим пожертвования, помогаем в обеспечении пациентов оборудованием», – объясняет Курбатов.
Три проблемы съемных квартир
Снять квартиру на время лечения кажется самым очевидным вариантом. Однако цены на аренду жилья, расположенного рядом с профильными клиниками, высоки. Например, однокомнатная квартира рядом с метро «Бибирево» обойдется в среднем в 37 тыс. руб. Однушка рядом со станциями «Каширская» (около онкоцентра им. Блохина), и «Тропарево» (вблизи с центром онкологии имени Дмитрия Рогачева) стоит уже 45 тыс руб – «потолок» средней зарплаты в большинстве регионов.
Время от времени возникают скандалы с местными жителями. Например, в 2018 г. жильцы одного из домов собирали подписи, чтобы фонд «Подари жизнь» прекратил арендовать квартиру для семей с онкобольными детьми, потому что боялись заразиться. Усложняет дело и тот факт, что далеко не все квартиры подходят для проживания больных. Для ослабленного химиотерапией детского организма смертельно опасны и пыль, и грязь, и грибок, и плесень в квартирах с плохим ремонтом, говорит Екатерина Шергова.
При содействии НКО все эти проблемы можно решить, подходящее по всем параметрам жилье для подопечных фонды ищут и снимают сами. Шергова приводит такую статистику: «Большинство наших квартир трехкомнатные, за аренду одной квартиры в среднем мы платим в районе 75 тыс. руб. Всего у нас 43 амбулаторные квартиры. За 2020 г. фонд направил на аренду и содержание жилья 23 млн рублей».
Главное – найти арендодателя, который согласится с тем, что в квартире постоянно будут меняться жильцы. Второй важный момент – санитарная гигиена. Александр Румянцев советует снимать жилье с душем: «Ванну очень трудно обрабатывать. В душе можно заменить лейку и пользоваться им постоянно, избавляясь от всех вредных микроорганизмов». Важно, чтобы в квартире не было плесени и чтобы там не курили.
Социальные гостиницы и пансионаты
В Европе есть социальные гостиницы при больницах, как полностью бесплатные, так и с небольшим ежемесячным взносом. Арине Шадриной, которая лечила сына с нефробластомой в Мюнхене, о бесплатной социальной гостинице «Омнибус» – благотворительном проекте религиозной организации францисканцев – рассказали в больнице почти сразу же. Во время лечения в клинике Касселя Арина с сыном остановились в одном из пансионатов сети Эльтернхаус, созданной тремя некоммерческими фондами. Пришлось платить, но всего 25 евро в сутки, в то время как жилье вокруг стоит от 130 евро в сутки. «Атмосфера дружественная и домашняя, для постояльцев устраивали барбекю и чаепития в саду, приводили пони», – рассказала Арина.
В России некоторые гостиницы при больницах по цене доступны не всем. Например, самый бюджетный одноместный номер в «Доме ученых» при онкоцентре имени Блохина обойдется в 3100 рублей в сутки. Также для семей с детьми есть пансионаты при больницах и большая социальная гостиница «Добрый дом» на улице Нагорная. Там хорошие мебель и техника, госпитальная школа, где дети могут продолжить учебу.
В онкоцентре имени Дмитрия Рогачева одновременно находятся более 420 пациентов с сопровождающими, из них 90% – из регионов, а в пансионате для детей, получающих амбулаторную медицинскую помощь, места есть только для 150 семей. В «Добром доме» живут пациенты шести федеральных лечебных центров. Не все корпуса здания достроены, и семьи объединяются, чтобы помочь с обустройством.
Проект Юлии Ромейко родился, когда ей пришлось 4 месяца пролежать в больнице с девочкой, которую временно оставила мама. Девочка поправилась, выросла и уже сама стала мамой троих детей, а Ромейко создала дом, где люди могут жить все время лечения. В 2019 г. по распоряжению мэра Москвы фонду выделили в безвозмездное пользование два здания бывшей школы-интерната общей площадью 7000 метров. Там могут одновременно проживать бесплатно более 200 семей. У фонда только на оплату коммунальных услуг уходит больше 400 тыс. руб в месяц.
Фонд «Подари жизнь» строит большой пансионат в усадьбе Самариных в поселке Переделкино, рядом с озером и лесом. Здание сможет вместить 360 семей. Заселить планируют в 2023 г. Бесплатным будет не только проживание, но и трансфер до Центра онкологии имени Димы Рогачева на специальном автобусе.
Согласно российскому законодательству, строительство пансионатов при больницах не является элементом оказания медицинской помощи. Нехватка информации для пациентов тоже остается проблемой. Если не знать, что вопрос с жильем решаем, можно упустить шанс на выздоровление: пока большинство пациентов из регионов не способны оплатить даже половину аренды московской квартиры. Найти благотворительный фонд, который поможет с жильем, узнать о получении инвалидности и льготах можно на горячей линии Всероссийского союза пациентов.