Читайте также
«Может послать, если надоешь»: Давид Ян о том, как разработал ИИ, который умеет чувствовать
Найти призвание или прожить не свою жизнь. Почему деньги мотивируют исполнителей, но не лидеров
«Крутого можно достичь через зону дискомфорта»: глава «Яндекс.Еды» — об увлечении вейксерфом

Обед за миллион. Кто и зачем выкупает встречи с бизнесменами на аукционе

За час можно решить бизнес-задачу, получить совет или найти инвестора
fleepik.com

Обед с миллиардером Уорреном Баффеттом был продан в 2019 г. с аукциона за рекордную сумму в $4,6 млн. Покупателем стал основатель блокчейн-платформы TRON Джастин Сан. Для Баффетта этот обед был 20-й по счету: подобные встречи он продает на аукционе раз в год, а вырученные деньги направляет в поддержку благотворительных организаций. Такой формат встреч – обычное дело на Западе. В России аналогичные проекты пока еще только развиваются.

Благотворительный нетворкинг

В Москве организацией встречи со звездами шоу-бизнеса занимается не менее 10 компаний. Цены разнятся от 200 000 руб. за ужин с простым артистом до 1,5 млн руб. и выше – с SuperStar. Для встречи бронируют VIP-зал или полностью закрывают заведение, чтобы заказчик мог пообщаться со звездой в непринужденной обстановке. О благотворительности речи не идет – это исключительно взаимовыгодная сделка с возможностью заработка для артистов и организаторов.

Благотворительные аукционы, на которых выставляются встречи с крупными представителями бизнеса и звездами, в России проводит проект Meet for Charity. «Среди конкурентов – аналоги в США, и нам есть к чему стремиться, но в России конкурентов я не встречала, – говорит основательница проекта Ольга Флер. – Мы играем на рынке нетворкинга: он широкий, но наше безусловное преимущество – связь с благотворительностью».

Сначала проект развивался на странице основательницы в Facebook, где люди самых разных профессий выражали желание выставить свою кандидатуру на аукцион. Селебрити-лоты появились после того, как благотворительные фонды стали предлагать сотрудничество и своих кандидатов. В рамках проекта проведено уже более 3000 встреч на сумму почти 200 млн руб. 80% выручки с аукциона отправляется благотворительным фондам, 20% удерживают организаторы на операционные расходы.

Стартовая стоимость лота обычно составляет 20 000 руб. Есть категория «суперлот», которая начинается от 100 000 руб. Шаг аукциона – 20 000 руб., для суперлота может быть больше – зависит от интереса пользователей. Самым дорогим лотом компании стала встреча с журналисткой Ксенией Собчак – 1,5 млн руб. Лот с сооснователем «Евросети» Евгением Чичваркиным ушел за 1,3 млн руб., с сооснователем VK (ранее Mail.ru Group) Дмитрием Гришиным – за 1,2 млн руб. В топ-5 также вошли актриса Анна Чиповская – лот был выкуплен за 1,1 млн руб. – и сооснователь EBAC LATAM Андрей Анищенко – 960 000 руб.

В России есть еще одна программа – Volunteers meet for charity, в рамках которой организуются встречи с ветеранами волонтерства для их более молодых коллег. Однако специализация таких встреч более узкая, и аукцион как таковой не проходит – встречу можно организовать со спикером после оплаты от 300 руб. и выше.

Зачем встречаться с бизнесменом

Встречи с известными людьми покупают и топ-менеджеры крупных компаний, и обычные люди (в подарок своим друзьям или родственникам). В качестве лотов в аукционах часто фигурируют медийные личности. Например, в них поучаствовали Полина Гагарина, Ирина Горбачева, Сергей Светлаков, Александр Петров, Моргенштерн и др. Однако у меценатов большой популярностью пользуются встречи с представителями бизнеса, потому что у них всегда есть предмет для разговора. За обедом можно решить деловые вопросы, получить совет, найти партнера или инвестора.

По мнению социального предпринимателя, основателя проекта «Антистатика» Алексея Маторина, встреча с успешными бизнесменами особенно ценна для молодых предпринимателей, она открывает массу возможностей. «В первую очередь это нетворкинг. Цели могут быть разными: что-то предложить, получить совет либо просто познакомиться и получить полезный контакт», – считает он.

Ольга Флер также подчеркивает важность обретения новых связей и вдохновения от встреч с разными людьми: «Бизнес, безусловно, важен, но никто не знает, какая встреча изменит жизнь мецената – какой герой, какая история вдохновит на новые открытия». Хотя у покупателей лотов бывают разные цели. Одна девушка пришла на встречу с ресторатором Аркадием Новиковым, и, когда он спросил, хочет ли она открыть ресторан, девушка ответила: «Нет. Я просто хотела спросить, как вы проходите через трудности».

fleepik.com

Кто покупает

Сооснователь сети аутлетов Offprice, меценат Петр Коваленко впервые узнал об аукционе четыре года назад. На тот момент он уже три года развивал собственную компанию. «Старт своей компании – это всегда полное погружение, и через три года я обнаружил себя в ситуации, когда я не общаюсь за пределами мира ритейла. Хотелось новых знакомств, идей, отраслей. И я купил первый лот – ужин с директором музея «Гараж», – рассказал Коваленко. Благодаря этой встрече впоследствии бизнесмен стал патроном музея.

За время своего сотрудничества с организацией Meet for Charity Коваленко купил около 150 встреч и пообщался с 60 людьми из разных областей: «Мне интересны разные отрасли и разные истории успеха – это классная тема для разговора во время такого формата. Мы просто беседуем о пути друг друга, рассказываем, делимся лайфхаками. Какие-то из их идей становятся моими, какими-то идеями я делюсь. И в целом представление о мире, успехе, о философии, ценностях становится более объемным, красочным, интересным».

Владелец Umbrella Group Стас Мешков за пять лет принял участие более чем в 60 встречах, организованных Meet for Charity. «Впервые я ужинал с Сергеем Леонидовым из «Сравни.ру», очень крутой специалист, с опытом работы в «Тинькофф». Встреча мне запомнилась особенно, потому что человек безумно интересный и ценностно мы тоже совпали. Это был крутой опыт, мы проболтали до вечера», – рассказал Мешков.

Новая культура меценатства

Бывают ситуации, когда выставленная на аукцион кандидатура не вызывает интереса у покупателей или лот-встреча уходит с аукциона за гораздо более низкую цену, чем ожидал заявитель или благотворительный фонд. Случается наоборот: люди выкупают лот за приличную сумму, переводят ее в благотворительный фонд, а с бизнесменом или звездой не встречаются. Главное для них – сделать доброе дело и поддержать кандидатуру, в роли которой зачастую выступает друг или знакомый предприниматель.

«Никогда не задумывалась об оценке встречи в финансовом эквиваленте. Для меня это всегда больше эмоции и помощь фондам, для которых ведется сбор средств», – говорит владелица ювелирных брендов Voitko Jewelry и Luara Елена Войтко.

Обычно на обед или ужин отводится один час, но он может быть продлен по обоюдному желанию. Рекордная встреча в истории проекта Мeet for Charity длилась 7 часов. «Никто не стремится посидеть подольше или поменьше, просто бывают ситуации, когда расходиться не хочется. Мой рекорд – 5 часов», – рассказал Коваленко. На разные встречи он потратил в общей сложности уже около 15 млн руб. и ни разу об этом не пожалел. «Во мне это развило культуру меценатства, я каждый год перевожу в 30–40 благотворительных фондов свои личные средства, и мне это нравится», – подчеркнул он.

Прогнозировать будущее подобных проектов в России сложно. Меценатское движение в нашей стране только набирает обороты, поэтому сейчас есть возможность вовлекать в него крупные фигуры бизнеса и медиазвезд. Однако в отличие от Уоррена Баффетта богатейшие бизнесмены России пока не стремятся выставить час своего обеденного времени на аукцион.

Самое популярное
Свободное время
Подземелья, танки и разрушения: чем Москва может удивить любителей экстрима
В столице доступны экстремальные забавы на любой вкус и бюджет – от дайвинга до пилотирования автожира
Наш город / Галерея
Какой получилась Московская неделя моды
Главное фэшн-событие лета проходит с 20 по 26 июня на нескольких площадках столицы
Другие города
Вкусная Россия: какие города удивят бывалых гастротуристов
Лучшие рестораны регионов, где можно попробовать жареный папоротник, хинкали с гребешком и тартар из оленины
Наш город
«Всерьез и надолго». Как будет работать медиарынок в период экономической трансформации
В новых реалиях бизнесу необходимо больше взаимодействовать со СМИ – эксперты
Наш город
Столичные компании увеличивают объемы производства товаров для детей
Предприятия производят не только игрушки, но и спецоборудование для образования
Свободное время
Куда пойти в выходные 25-26 июня
Мотогонки, фестиваль японских автомобилей, спектакль длиной в целый день и говяжья настойка
Свободное время / Интервью
«До сих пор это что-то неприличное»
Евгений Стычкин рассказал, как снимал сериал про ВИЧ
Другие города
От коробки пастилы до миллиона туристов в год: почему пора ехать в Коломну
Пастила, калачи и яблочно-книжный фестиваль — как Коломне удалось стать популярным направлением
Культурный город
5 главных выставок лета: вернувшиеся домой Морозовы, фамильные ценности и Нагорный Карабах
На выставке коллекции Морозовых покажут в 3 раза больше экспонатов, чем в Париже
Наш город
5 ключевых решений Москвы в условиях санкций
Столица направит еще 83 млрд руб. на антикризисную поддержку населения и бизнеса
Другие города
Как в Подмосковье реализуются проекты импортозамещения
Интервью с заместителем председателя правительства – министром инвестиций, промышленности и науки Московской области
Наш город
Бобры, лоси, летучие мыши: кто живет в лесах Москвы
За последние 10 лет в Москве в 2 раза увеличилось количество белок и в 5 раз – бобров
Свободное время
Фильмы на свежем воздухе: 5 летних кинотеатров Москвы
В прокате — киноновинки, авторские фильмы и легендарные хиты прошлых лет
Наш город / Интервью
«Посыла, что проще купить за рубежом, быть не должно»
Как бизнес ищет новых поставщиков и объекты для инвестиций
Свободное время
Театральные премьеры: вражда двух королев, Гамлет в Москве и драма циркового артиста
Спектакли, на которые стоит сходить в этом сезоне