От городов и до окраин: где 3D-печать используют для строительства

Технологии помогают создавать дома, туристические объекты, школы и детские площадки
Эко-отель для всей семьи «ЯсноПоле»
Эко-отель для всей семьи «ЯсноПоле»

Аддитивные технологии, или метод создания трехмерных объектов путем послойного добавления материала, широко применяются для строительства по всему миру. Среди лидеров по количеству цитирований научных работ в области 3D-печати – Россия, Китай и США, сообщали ранее в МГСУ. 

Россия показывает лидерство в реализации уникальных пилотных проектов: от первого в Европе жилого дома до крупнейшего напечатанного общественно-культурного центра, отметил в беседе с «Ведомости. Городом» кандидат технических наук, директор НИИ строительных материалов и технологий НИУ Московского государственного строительного университета (НИИ СМиТ НИУ МГСУ) Алексей Адамцевич.

Но абсолютные объемы внедрения технологии остаются незначительными, указал эксперт. «Десятки объектов в год против сотен, а может уже и тысяч в странах-лидерах, где технология активно входит в стадию коммерческого масштабирования. Преодоление этого разрыва и достижение эффекта масштаба критически важно для снижения стоимости и перехода от демонстрации к массовому применению», – рассказал Алексей Адамцевич.

На текущем этапе строительная 3D-печать достигает сопоставимой с традиционными методами стоимости в премиальном сегменте ИЖС. Здесь текущий ценовой диапазон в 65 000–125 000 руб. за «квадрат» сопоставим с верхним квартилем традиционных типовых проектов, указал эксперт. 

«Одновременно у технологии есть значимые конкурентные преимущества – скорость возведения и расширенные возможности архитектурного проектирования. Также технология востребована при создании уникальных объектов со сложной геометрией, где она часто не имеет альтернатив», – рассказал «Ведомости. Городу» Алексей Адамцевич.

Конкурентоспособность в более бюджетных сегментах станет доступной на стадии массового внедрения (TRL 9), когда совокупное влияние эффекта масштаба, отлаженных цепочек создания стоимости и программ господдержки существенно изменят экономику аддитивного строительного производства, добавил эксперт. По словам Алексея Адамцевича, повышением эффективности строительной 3D-печати будет заниматься новый лабораторный комплекс НИИ СМиТ в строящемся кампусе на базе НИУ МГСУ.

К 2030 г. в России планируется использовать 3D-печать для возведения до миллиона квадратных метров жилья, заявлял заместитель главы Минстроя РФ Сергей Музыченко.

Но это не означает, что технологии могут стать к 2030 г. массовыми. В ближайшие пять лет 3D-печать в российском строительстве будет развиваться в основном за счет коммерческих проектов – точечных и в небольших масштабах, считает директор по проектированию ГК ФСК Геворк Гуланян. 

«Сегодня технологию активно используют для изготовления малых архитектурных форм, также есть практики возведения целых зданий. В отдельных случаях применение 3D-печати позволяет сократить сроки строительства по сравнению с традиционными методами. По мере развития 3D-печать может закрепиться в сегменте малоэтажного жилья как одна из востребованных технологий», – отметил эксперт.

Дубай идет на рекорды 

3D принтер «Frank» компании Apis Cor
3D принтер «Frank» компании Apis Cor / apis-cor.com

История строительной 3D-печати в России сравнительно молода. Первое жилое здание в Ступине (Московская область) в 2017 г. возведено стартапом Apis Cor из Иркутска. Меньше чем за 24 часа компании удалось напечатать самонесущие стены, перегородки и ограждающие конструкции. Этот дом стал первым, созданным на стройплощадке, а не напечатанным в цеху и собранным из отдельных панелей.

Позже, в 2019 г., Apis Cor установила рекорд, будучи уже американской компанией. Тогда за 3–4 месяца сотрудники фирмы напечатали в Дубае (ОАЭ) двухэтажное здание высотой 9,5 м и площадью 640 кв. м. В Apis Cor утверждали, что при помощи аддитивных технологий возвели самое большое здание в мире. По сведениям стартапа и муниципалитета Дубая, достижение зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса.

Самую большую по объему конструкцию напечатали также в Дубае. Это – интерьер ресторана Myata Platinum, открытого в 2025 г. казанским бизнесменом Ильясом Валиуллиным. Объем созданных 23 структур составляет 13,75 куб. м. Самый крупный элемент занимает площадь в 100 кв. м.

Аддитивные технологии – для гостеприимства

В России больше всего новостей поступает со строительства гостиничных комплексов. В 2024 г. в станице Должанская (Краснодарский край) 3D-печать использовали для возведения коттеджных домиков для отеля «Шонди». На создание коробки здания в 35 кв. м уходило около четырех дней. За процесс отвечали 2–4 сотрудника. 

«Именно отрасль гостеприимства должна дать бурный старт 3D-строительству: ведь с помощью печати можно создавать удивительные дома, что важно для привлечения туристов», – сообщал основатель экопарка «Ясно Поле» Дмитрий Черепков.

«Ясное Поле» располагается в Тульской области. Фактурные стены домиков не потребовали внутренней отделки, что сократило расходы. Стоимость возведения дома при помощи 3D-печати оказалась сравнима с традиционными методами. На каждые 100 кв. м получалось около 10 млн руб. 

На селе осваивают 3D-печать

Общественно-культурный центр «Мелля» (с. Мальбагуш, Татарстан)
Общественно-культурный центр «Мелля» (с. Мальбагуш, Татарстан) / ПАО Татнефть

Используют 3D-печать и для создания социально значимых объектов. Так, «Татнефть» открыла в селе Мальбагуш (Татарстан) самое высокое в России здание, возведенное по аддитивным технологиям. 

Высота общественного центра «Мелля» (в переводе с татарского – «учитель», «просветитель») превышает 10 м, а площадь – 1600 кв. м. В реализации проекта задействовали одновременно три 3D-принтера.

В общественном центре располагаются хореографические классы, киноконцертный зал, спортзал, административные помещения. В центр переехали местная библиотека и фельдшерско-акушерский пункт (ФАП).

Первое в России отдельное здание именно для ФАПа скоро откроется в Дубках (Московская область). Первый в России 3D-печатный медпункт готов на 90%, ведутся работы по пусконаладке инженерных сетей и благоустройству территории. Площадь объекта составляет 100 кв. м. Здесь будут работать кабинеты фельдшера, процедурная, прививочный кабинет.

Такой проект важен для отрасли своей практической стороной, так как создает прецедент интеграции технологии в государственные заказы, открывает прямой путь для включения строительной 3D-печати в государственные программы развития территорий, подчеркнул Алексей Адамцевич.

Прохождение полного цикла от проектирования до сдачи формирует готовый правовой кейс для регуляторов, снижая административные риски для последующих инвесторов, отметил он. «Одновременно проект доказывает экономическую и функциональную целесообразность технологии для типовых социальных задач, переводя ее восприятие из разряда экспериментов в статус прикладного и социально значимого инструмента», – указал эксперт. 

Главный результат данного проекта, по мнению Алексея Адамцевича, – это не сам объект, а отработанная модель масштабирования технологии в сегменте социальной инфраструктуры.

Пока что самый массовый проект зданий соцназначения реализуется в Катаре. Крупный местный застройщик UCC Holding и управление общественных работ (Ашгал) на первом этапе возведут две двухэтажные школы, а затем еще 12. Площадь каждого образовательного учреждения превысит 20 000 кв. м, а самый большой объект займет 40 000 кв. м.

В Катаре подобные объекты возводятся за 1,5–2 года. Применение 3D-принтеров позволит сократить срок почти вдвое, подсчитали эксперты.

Технологии скрашивают досуг и ожидание транспорта

В Китае аддитивные технологии тоже решили использовать для детей, но не для учебы, а для отдыха. Фирма Xisui Design реализовала проект Boulder Park в Цзинане (Китай). Общественное пространство занимает 13 000 кв. м.

Здесь 3D-печать применяли для создания малых архитектурных форм – игровых сооружений в виде пещер, камней с возможностью скалолазания и т. д. Особое внимание уделили безопасности.

«Все ландшафтные инсталляции, напечатанные на 3D-принтере, спроектированы с гладкими краями и закругленными углами. Технология гарантирует, что у конструкций не будет острых или опасных точек, которые могли бы привести к травмам», – указал директор по дизайну Xisui Design Ху Ихао (Hu Yihao).

В проектах уличных конструкций немаловажную роль играют долговечность, простота строительства и монтажа, а также оптимизация затрат на возведение инсталляций и их транспортировку, добавил Ихао. 3D-печать, по словам эксперта, оказалась наиболее подходящей по всем этим параметрам.

В России малые архитектурные формы также создаются при помощи аддитивных технологий. Например, «ФСК Девелопмент» использовала 3D-печать, чтобы украсить подмосковный ЖК «Римский» 12-метровым фонтаном. Объект выполнен из цветного бетона и каменной крошки. Вес сооружения составляет 20 т.

«Традиционные способы возведения аналогичного сооружения обошлись бы минимум в два раза дороже, тогда как аддитивные технологии позволили сохранить бюджет и реализовать его достаточно оперативно», – отмечал Геворк Гуланян.

В Томске специалисты Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) в январе 2026 г. планируют открыть первый остановочный павильон в России, выполненный с помощью аддитивных технологий. Объект уже напечатали, идет его установка. В ТГАСУ рассчитывают в 2026 г. дополнительно проработать более лаконичные решения при помощи 3D-печати.

3D-печать войдет в историю

Аддитивные технологии применяют и для восстановления облика малых архитектурных форм. Так, 3D-печать задействовали, чтобы вернуть былой облик оригинальных ворот Приоратского парка. Объект был создан в Гатчине (Ленинградская область) в 1880-х гг., но ни одна из пяти входных групп не сохранилась.

Для производства деталей специалисты сначала моделируют ее на компьютере и затем печатают на 3D-принтере. Такой подход способствует тому, чтобы передать оригинальные пропорции и элементы отделки точнее. Для изготовления самих ворот будут использованы оригинальные технологии XIX в.

В Лериде (Каталония, Испания) 3D-печать применили в процессе восстановления исторического барельефа снесенной в 1868 г. церкви. Объект демонтировали, чтобы на его месте построить более вместительный храм.

Несколько декоративных элементов утраченной церкви уцелели, а некоторые из потерянных создадут по эскизам архитектора Селести Капмани, участвовавшего в строительстве храма в 1868 г. 3D-печать для восстановления барельефа будет несколько раз дешевле, чем при работе с камнем, указали авторы инициативы.

Самое популярное
Культурный город
От «Головы-ластика» до «Твин Пикса»: главные работы легендарного Дэвида Линча
Знаковые фильмы, во многом определившее язык авторского кино и современного телевидения
Другие города / Мнение
Малообитаемый остров: как живут города Гренландии
Почему типовые многоэтажки не подходят для местных и в чем они непохожи на наших северян
Культурный город
Политех, мастерские Кабакова и Булатова: какие новые музеи откроются в 2026 году
Новые художественные площадки заработают не только в Москве, но и в регионах
Горожане
Грустный понедельник: кто и зачем вывел формулу «самого депрессивного дня»
И как справиться с плохим настроением в холодное время года
Другие города
От пещер до купола света: как выглядят самые атмосферные станции метро в мире
Архитекторы превращают подземки в художественные галереи и дизайнерские шедевры
Умный город / Мнение
От наличных к безналичным
Как современные технологии меняют экономическую и повседневную жизнь россиян
Другие города
Архитектурный дайджест: музей с рифленым фасадом, аэропорт будущего и монастырь
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Морозная хватка: от столичных снегопадов до сибирских рекордов
Как зима будет проявлять себя в разных регионах страны на этой неделе
Свободное время
Что привезти из Москвы в подарок: традиционные, городские и съедобные варианты
Идеи подарков из столицы – от народных промыслов до сладостей
Свободное время
Смотровые площадки Москвы: бесплатные и платные точки с видом на город
Откуда посмотреть на мегаполис
Наш город
Обогревательный сезон: как и для чего в России развертывают пункты обогрева
Они работают в городах, на трассах и у речных переправ
Горожане
Болезни большого города: чем мы платим за жизнь в мегаполисе
Почему иммунитет, психика и даже зубы страдают от городского ритма
Культурный город
Музейная рокировка: в Третьяковке и Пушкинском музее сменилось руководство
Как менялись директора в двух главных московских музеях
Другие города
Покажите нам музыку: восемь самых атмосферных концертных залов мира
Лучшие площадки – от территории «Сириус» до бразильского Манауса