Читайте также
«Меня можно встретить в метро, как и многих предпринимателей». Гуляем по Москве с сооснователем Genotek Артемом Елмуратовым
Особый путь Москвы
5 новых романов о Москве от русских историков и английских журналистов

Город декораций. Какие дома в Москве полюбил кинематограф

Рассказывают столичные экскурсоводы
Мосфильм

Почти каждый уголок Москвы имеет свою богатую киноисторию. Например, во дворах-колодцах на Солянке снималась сцена погони для «Брата-2», высотка на Котельнической засветилась в фильмах «Москва слезам не верит» и «Покровские ворота», а в Библиотеке имени Ленина работали камеры, даже когда она была на реставрации. Экскурсоводы Москвы рассказали «Ведомости. Городу» о зданиях, которые полюбил кинематограф.

Дом Московского купеческого общества на Солянке (угол улиц Солянка и Забелина)

Одним из популярных мест для киносъемок стал комплекс доходных домов Московского купеческого общества. Проездные арки зданий и проходные дворы создают петербургский колорит в самом центре столицы. Здесь режиссер Алексей Балабанов снимал одну из сцен своего фильма «Брат-2», который вышел на экраны в 2000 г. «Он решил использовать это место для съемок сцены погони. Именно в одном из дворов-колодцев заканчивается погоня, в которой герой Сухорукова расстреливает машину бандитов из пулемета», – говорит гид по Москве Алла Агафонова. 

Wikimedia

Подвалы дома на Солянке засветились в сценах научно-фантастического фильма «Через тернии к звездам». Они оказались неотличимы от инопланетной архитектуры гибнущей цивилизации Десса. Неоклассические фасады тех же доходников появляются в первом кадре короткометражки Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь». Тот же самый двор мы видим и в остросюжетной перестроечной драме «Авария» – дочь мента», когда главный герой – мент – в ярости и отчаянии выскакивает из подъезда, готовый самолично вершить правосудие над мажорами, живущими в этом доме, продолжает Агафонова.

Доходные дома Московского купеческого общества строились накануне Первой мировой войны для сдачи квартир в аренду состоятельным москвичам. В 1920-х гг. пятикомнатную квартиру здесь получил Борис Гузиков – отоларинголог поликлиники Большого театра. К нему на прием приходили советский оперный певец, оперный режиссер, педагог Сергей Лемешев, советский и российский оперный и камерный певец, режиссер оперы Иван Козловский и другие артисты. «Правнучка Бориса Васильевича Мария уже в наши дни разбила роскошный сад во дворе дома и назвала его «Машин садик». Я всегда показываю этот уютный сад, напоминающий Италию, на своих экскурсиях по Ивановской горке», – говорит Агафонова. 

ГУМ на Красной площади

ГУМ засветился в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», ставшем одним из символов хрущевской оттепели. «Благодаря этому фильму мы можем увидеть, как у здания ГУМа ездит транспорт, а главный герой Коля, которого играет Никита Михалков, пародирует экскурсовода и обращает внимание экскурсантов на здание ГУМа: «Посмотрите налево. ГУМ – Государственный универсальный магазин – яркий пример вычурной псевдорусской архитектуры конца XIX столетия», – рассказала экскурсовод проекта «Гуляем по Москве» Ирина Алексеева. 

Режиссер фильма Георгия Данелия вспоминал, что снимать в ГУМе было сложно: как только устанавливали камеру и свет, все посетители тут же сбегались посмотреть на происходящее. «Приходилось в дальнем углу ГУМа устанавливать камеру и делать вид, что съемки будут там. Покупатели бежали туда, а в это время можно было спокойно снимать запланированную сцену на мостике», – пояснила Алексеева. 

Максим Стулов / Ведомости

Спустя 10 лет ГУМ появляется в фильме Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Большая часть действия авантюрной комедии про поиски клада, спрятанного «подо львом», разворачивается в Ленинграде, но герои сначала прилетают в Москву. Тогда гид, он же капитан милиции, которого играет Андрей Миронов, рассказывает итальянским гостям о достопримечательностях столицы.

«Одна из самых выразительных сцен происходит на Красной площади. «ГУМ – один из крупнейших универсальных магазинов в Европе. ГУМ ежедневно обслуживает 200 000 покупателей», – говорит герой Андрея Миронова итальянцам, пока они пытаются догнать Ольгу, внучку закопавшей клад эмигрантки. На общем плане ГУМ предстает во всей своей монументальной красе: торговые ряды залиты солнцем почти так же, как у Данелии», – рассказывает Алексеева. 

По ее словам, дальнейшая сцена погони иллюстрирует не только красоту магазина, но и его многофункциональность: часть действия разворачивается в Демонстрационном зале, куда герои врываются прямо посреди показа. А Ольга даже принимает участие в дефиле, прогулявшись по подиуму в платье, «полностью лишенном рукавов».

Дом «Советский архитектор» на Ростовской набережной

Этот дом неоднократно появлялся в кино, возможно, причиной тому стал его необычный полукруглый вид. «Это здание – реализованный фрагмент большого проекта парадной застройки набережной, подготовленного Алексеем Щусевым. Первоначально в этот дом действительно заселяли московских архитекторов», – рассказала экскурсовод и гид-переводчик Юлия Дмитрюкова. Один из самых известных фильмов, в котором появлялся Дом архитекторов, – «Три тополя на Плющихе». Именно сюда таксист Саша (Олег Ефремов) привозит Нюру (Татьяну Доронину). «В фильм вошла оригинальная версия самой известной легенды об этом доме, дескать, Щусев выбрал такую форму, чтобы сохранить стоящую в центре Благовещенскую церковь. Которую, впрочем, все равно снесли», – добавила Дмитрюкова.

 – Там дом такой, что и проглядеть-то нельзя. Отовсюду видать. 

– Высотный, что ли? Так он на Смоленской.

– Ну что ты, на Смоленской... Мост там. И церква старая. Как дом-то сложили, так церква в землю ушла. Скукожилась.

Специально для съемок фильма во дворе дома построили кафе «Три тополя», давшее название как фильму, так и лежавшему в его основе рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», подытожила экскурсовод.

Высотка на Котельнической набережной

Один из самых киногеничных домов Москвы – сталинская высотка на Котельнической набережной. «В фильме «Москва слезам не верит» Катя и Люда присматривают за квартирой профессора Тихомирова в высотке на бывшей площади Восстания, ныне Кудринской, но сцены в фойе снимались именно на Котельнической набережной, потому что здесь фойе шире, ракурсы лучше и картинка в итоге получилась эффектнее, а для режиссера это главное, – рассказывает Алла Агафонова. – Внутреннее убранство дома отличает изящное панно над лифтами, здесь были почти дворцовые интерьеры, немыслимые для большинства граждан СССР. К тому же в сюжете, когда Катя поливает цветы, краеведы увидели панораму Москвы, которая открывается опять же из окон высотки на Котельнической». 

Сталинская высотка на Котельнической, жить в которой всегда было престижно, считается одним из самых киногеничных домов Москвы, она часто служила декорацией к фильмам. Сюда приходил знакомиться с родителями своей возлюбленной Костик из «Покровских ворот». В лихие девяностые здание не потеряло своей актуальности. «Именно в этом доме в сериале «Бригада» друзья Саши Белого подарили ему квартиру. А Данила Багров пришел сюда на свидание к известной певице Ирине Салтыковой в фильме «Брат-2», – продолжает Агафонова. Здание также появлялось в фильмах «Каникулы Кроша», «Стиляги», «Домовой», «Красная королева» и многих других. 

Библиотека имени Ленина

На улице около здания Ленинки сняла несколько сцен фильма «Подкидыш» режиссер Татьяна Лукашевич. Именно возле стен библиотеки прозвучала знаменитая реплика героини Фаины Раневской: «Муля, не нервируй меня». После выхода фильма в свет актриса не могла спокойно пройти по улице, потому что отовсюду доносилась эта фраза. 

Особую популярность приобрел читальный зал № 3 библиотеки, в стенах которого героиня фильма «Москва слезам не верит» бойкая Людочка искала приличного кандидата в мужья. «Яркая примета зала – зеленые лампы. К слову, зал не реставрировался с 1978 по 2012 г. За это время деревянные элементы интерьера потемнели, на поверхности появились трещины, сколы и царапины, резной дверной портал утратил элементы декора, с дубового паркета стерся лак. Реставрация заняла пять лет. И как раз в это время здесь снимался фильм «Духless-2», – рассказала Ирина Алексеева. 

Андрей Гордеев / Ведомости

В кинокартине можно увидеть непривычный, совсем пустой зал без читателей. На столах нет зеленых ламп, на стеллажах нет книг. В этом тоже есть свой смысл. «Встреча двух высокопоставленных чиновников, перебирающих бумажки в пустом читальном зале, и диалог с цитатой из классики: «Я присягу давал. Мне за державу обидно». – «И на сколько тянет твое «обидно»?..» – рассказывает экскурсовод.

Доходный дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре

Арку дома страхового общества «Россия» можно узнать по характерному узору решетки в известном советском фильме «Мимино». «Именно ее показали как подворотню, в которой Мимино и Рубен Хачикян ищут свой «КрАЗ» после похода в Большой театр. Помните, он говорит: «Рубик-джан, ты только не обижайся, но я тебе один умный вещь скажу. Твой машина стоит в соседнем дворе. Я так думаю!» – рассказала Алла Агафонова. 

Wikimedia

Башенку с часами видно на заднем плане в одном из эпизодов фильма «Человек родился» (1956). Когда выписавшаяся из роддома Надя Смирнова вместе со своим новорожденным ребенком сидит на Чистопрудном бульваре и думает, что делать дальше. Также дом появляется в фильме Карена Шахназарова «Курьер». Здесь живет профессор Кузнецов, которому главный герой Иван привозит рукопись. «Режиссер не случайно селит профессора в этом доме. Это один из самых элитных жилых домов Москвы не только в советские годы, но и до революции. К тому же оснащенный по последнему слову техники: электрические лифты, прачечные, собственная электростанция на нефти, автономная система отопления (восемь котлов), система вентиляции, которая не только подавала свежий воздух, но и увлажняла, фильтровала и подогревала его при необходимости, а питьевая вода добывалась из артезианской скважины глубиной 50 метров», – говорит Агафонова.

Дом со зверями на Чистопрудном бульваре

В самом конце Чистопрудного бульвара можно увидеть необычный светло-зеленый дом, на фасаде которого изображены фантастические животные. Здание построили в начале XX в. как доходный дом соседней церкви Троицы на Грязех, рассказала Юлия Дмитрюкова. В начале у здания было всего четыре этажа и красивые башенки по краям, в советское время надстроили еще два этажа. «Возле этого дома снимали начало фильма «Подкидыш», когда девочка Наташа уходит из дома – именно из этого, – напомнила Дмитрюкова. – Тогда в кадр попал и трамвай «А» – знаменитая «Аннушка». Кстати, он ходит мимо этого дома до сих пор, хотя его дальнейший маршрут сильно изменен».

Сандуновские бани

Первооткрывателям дороги кинематографистам в Сандуновские бани стал Сергей Эйзенштейн. Великий режиссер снял здесь революционный корабль «Броненосец Потемкин». «Точнее, его модель в бассейне мужского разряда. Режиссеру нужен был общий план этого корабля, и бассейн Сандуновских бань стал самым подходящим местом. В воде Эйзенштейн имитировал шторм на Черном море для «Броненосца Потемкина», – рассказала Ирина Алексеева. 

В 1970-е гг. Александр Серый снимал в банях фильм «Ты мне, я тебе». Главный герой Иван Кашкин, которого сыграл Леонид Куравлев, как раз работал в бане. В фильме «Брат-2» отлично показан интерьер Сандунов: шикарный бассейн, колонны, скульптуры, скамьи и мраморные столики по периметру. Бани представляют собой огромное помещение в кафеле, по периметру которого стоят кушетки. В центре, у окна, располагается небольшой подиум, на котором раньше стояли ванны. 

«Сегодня на том месте ванн нет. А расположены несколько мраморных кресел и стол. За мраморным столиком снималась одна из сцен с Бодровым младшим. Там Данила отдыхает с друзьями», – добавила Алексеева. 

Еще одним фильмом, в котором задействовали Сандуны, стал «Старый Новый год» Наума Ардашникова и Олега Ефремова. По сюжету пролетарий Себейкин получает квартиру в новом 12-этажном доме, где уже проживают интеллигенты Полуорловы. Жена Себейкина упрекает его в том, что у него низкий социальный статус, хотя сам глава семьи считает, что его жизнь вполне удалась. У соседей другая ситуация. Полуорлов на грани увольнения с работы из-за ссоры с руководством и потому начинает проповедовать отказ от материальных благ вообще. 

Несмотря на разницу в социальном положении, Себейкин и Полуорлов со скандалом уходят из своих квартир и едут праздновать старый Новый год в баню. Сцена, когда герои помылись и уже на улице около исторического здания собираются ехать домой и садятся в машину, снималась именно там, подытожила Алексеева.

Самое популярное
Горожане
«Молодость – идеальное время, чтобы найти себя». Истории трех предпринимателей, открывших бизнес до 18 лет
Несовершеннолетние бизнесмены рассказали «Городу» о выбранном пути
Наш город / Интервью
Александр Прохоров: «За проекты комплексного развития территорий будет борьба»
Интервью с руководителем департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы
Другие города / Интервью
«Сегодня идет борьба за рынок, и консолидация неизбежна». Интервью с гендиректором DPD в России Николаем Воиновым
Говорим о буме доставки, перспективах логистического сектора и борьбе за клиента
Наш город
Обновленная зона отдыха в Зеленограде: чем заняться у пруда
Экстрим-парк, брутальный воркаут и топиарные фигуры
Горожане
«Москва полна возможностей. Просто бери и работай». Гуляем по столице с основателем «Алгоритмики» Андреем Лобановым
О том, что учиться модно и почему стартап похож на космос
Свободное время
Самые новые рестораны и их фестивальные сеты: куда стоит успеть до локдауна
Московский гастрономический фестиваль-2021: пугающие моллюски и дерево на десерт
Умный город
Что изменит Wi-Fi шестого поколения
Куда приведет борьба за скорость передачи данных и плотность покрытия сети
Свободное время
Роботы и искусственный интеллект в мировой фантастике: от Франкенштейна до Черного Дайвера
Как люди полюбили роботов, а потом снова их испугались
Наш город
Сквер на улице Берзарина: как он изменился за лето
Каким был раньше и чем интересен сейчас
Умный город / Мнение
Боты и люди. Роботам меньше доверяют в технической и эмоциональной поддержке
«У ботов нет эмпатии, они не способны уловить настроение пользователя и выработать более чуткий подход»
Умный город
Зачем детям заниматься робототехникой
И как это поможет ребенку выбрать профессию
Наш город
Из Яблоневого сада – в Фруктовый парк
Как заброшенная территория превратилась в пространство для отдыха и спорта
Умный город
Гормональный тюнинг: микродозы для продления молодости
«Настройка» гормонов в организме: шаманство или новый тренд — объясняют врачи
Умный город
Зеленое яблоко. Как смартфоны помогут сделать жизнь в большом городе экологичней
Технологии в помощь природе
Умный город / Интервью
Николай Сидоров: «Заполняете одну форму – получаете предложения от множества страховых»
Интервью с гендиректором маркетплейса Mafin