Чушпанам здесь не место

Почему сериал Жоры Крыжовникова так попал в аудиторию

21 декабря выходит восьмой и заключительный эпизод сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (режиссер и соавтор сценария – Жора Крыжовников, сценарист – Андрей Золотарев, производство НМГС, платформы Wink и Start) – проекта, побившего все существовавшие на нашей территории рекорды популярности

Сериал, действие которого происходит в 1989-м (последний год последнего советского десятилетия и существования СССР), очень быстро завирусился не только в России, но и на просторах, когда-то бывших одной огромной страной. Популярность его нарастала подобно цунами, сметая рейтинги, попытки запретить и обращения в СК, обрастая мемами, неисчисляемым количеством постов в социальных сетях и делая совершенно бессмысленным такое понятие, как маркетинг, – народному кино он не то чтобы сильно необходим.

«Пацан» обеспечил оглушительный прирост аудитории Wink и Start, на фоне впечатляющих цифр продюсеры пошли на неожиданный шаг: разрешить авторам – Крыжовникову и Золототареву – исправить то, что им самим не нравится в финальных сериях, и переснять их. Особенно серьезные изменения пришлись на восьмую, финальную.

Судя по прилетавшим из Ярославля видео, происходящее вокруг съемочной площадки напоминало картину маслом «Ликующие горожане встречают победителей»: поклонники с телефонами наперевес прорывались за ленты ограждения, пели хором про «седую ночь» и так далее. Когда про эти «активности» узнали плюс-минус все поклонники «Пацана», черновые седьмая и восьмая серии просочились в сеть. Совсем еще в полуфабрикатном варианте: с хромокеем, поясняющими титрами и голосом помрежа, озвучивающимреплики персонажей. Поскольку параллельно расползлись слухи, что переснимают из-за цензуры (спойлер – это неправда), спрос на пиратку оказался велик. Авторы огорчились – черновики широкой публике не показывают, – но успех сериала, в том числе выраженный в цифрах, пиратам было уже не поколебать.

В разговорах о причинах этого успеха – рассуждениях о «казанском феномене», социальной значимости, романтизации-неромантизации насилия и т. д. – часто упускают из виду один момент. Сериал выстрелил, потому что Андрей Першин, он же Жора Крыжовников, не просто мощный режиссер – он один из немногих, кто может схватить зрителя в охапку и протащить волоком через историю, которую рассказывает, да так, что не увернешься. И совершенно неважно, что именно он снимает – драму или комедию, полный метр, короткометражку или сериал. Кстати, «Слово пацана» – первый проект Крыжовникова, где действие происходит не в наши дни. Но именно он говорит про нас и про сегодня гораздо больше, чем все новейшее кино вместе взятое.

Затасканное слово «атмосфера» в случае «Пацана» очень точно описывает происходящее: гнетущее и в то же время торжествующее предчувствие, что сейчас все рванет и обвалится. Взрослые, от которых ничего не зависит, и не желающие смотреть на их бессилие дети. Пацаны, которые ищут защиту в стае, но стая в конечном итоге их все равно убьет.Для Крыжовникова «стая» – это не масса, а собрание индивидуальностей, от совсем юных до ветеранов Афгана или советских тюрем. Именно внимание автора к своим героям, убежденность, что каждый человек интересен, и породило разговоры про романтизацию насилия: если сочувствуешь персонажам, значит, хочешь им подражать. На самом деле ровно наоборот: если сочувствуешь, значит, примеряешь их судьбу на себя и вряд ли собираешься ее повторить. (Ну многие ли из нас, фанатов «Криминального чтива», хотят быть «замоченными в сортире», подобно обаятельнейшему герою Джона Траволты?)

Все участники, вплоть до эпизодников и почти массовки, подобраны так, что веришь: за каждым своя история. По появлению в кадре новых лиц или по-новому увиденных старых «Пацан» абсолютный чемпион. Исполнители главных ролей несовершеннолетних Андрея и Марата, Леон Кемстач и Рузиль Миникаев, по мере выхода серий на глазах становились звездами. Дочь Юлии Пересильд и Алексея Учителя Анна в роли девочки, которую чужие изнасиловали, свои затравили и никто не вступился, здесь предстает настоящей, глубокой взрослой актрисой, хотя во время съемок ей было всего тринадцать. Иван Янковский, уже проложивший дорогу к гопникам своей ролью в сериале «Фишер» (одним из продюсеров которого, кстати, является Крыжовников) окончательно заставил забыть,что вообще-то он – потомственный московский интеллигент невротического склада. У Юлии Александровой здесь самая сильная и трагическая роль во всей ее карьере (чтобы понять диапазон актрисы, можно параллельно с «Пацаном» посмотреть на нее в сериале Богомолова «Кеша должен умереть», который идет сейчас на «Кионе»).

В «стае» разный социальный и этнический состав. Этнический, впрочем, не важен – здесь никто на этом не акцентируется, что, как утверждают специалисты, вполне отвечает исторической достоверности. Герои говорят по-русски, татарский звучит только в композиции «Пыяла» группы «Аигел», тут же взлетевшей в топ самых прослушиваемых треков.

Как и во всех фильмах Крыжовникова, музыка в «Пацане» – полноправный партнер, такой же, как драматургия или камера, работающая здесь в тускловатых подвыгоревших цветах советскойкинопленки. В основном саунд- трек составляют популярные песни тех лет – их, наверное, тоже можно назвать старыми о главном, но только с очень мрачными коннотациями.

Сценарий «Слова пацана», написанный Крыжовниковым совместно с Андреем Золотаревым по мотивам документальной книги Роберта Гараева, удивительным образом сочетает в себе тонкие драматургические настройки, не особо закамуфлированные отсылы к классике с совершенно прямыми, лобовыми даже ходами, которые в другом работают – как и положено в народном кино.

Основной конфликт сериала – не поколенческий. Он про смыслы и ценности, точнее их отсутствие. Общечеловеческие, христианские заповеди заменяются на пацанские: пацаны не извиняются, не обижают девушек, не бьют ногами и так далее. И тут же оказывается, что девушек еще как обижают, лежачих еще как бьют и даже иногда извиняются – что, впрочем, считается самым страшным грехом. Осыпаясь, как песок, эти заповеди оставляют героев ни с чем на многие годы вперед, вплоть до появления «русские своих не бросают» из второго «Брата» – еще одной максимы из того же ряда. Но это уже следующая эпоха.

Канун девяностых породил два мира: злые улицы, с одной стороны, и Цой, «Асса», «Маленькая Вера» – с другой. Этот второй мир лишь вскользь, тенью, проходит в сериале, но столичные чушпаны могут вспомнить еще многое: первые «Ники», полочное кино, концерты в честь выхода фильма Сокурова (да, было и такое), перестроечный «Огонек», хорошие книги в магазинах, которые теперь можно не менять на макулатуру, много иллюзий и большие надежды. Постепенно возник, что называется, общественный договор: пацаны и чушпаны не мешают друг другу жить, каждый спокойно занимается своим делом. И так продолжалось довольно долго. Но вот водяное перемирие нарушено, все вновь в растерянности, опять ни от кого из нас ничего не зависит, иллюзии исчезают, и тут появляется Крыжовников со своим сериалом – конечно, у зрителей сорвало резьбу.

«Слово пацана» – самый страшный и трагический фильм о нашей истории из относительно недавних. И не потому, что он, по удачному выражению сценаристки и блогера Лили Ким, про «локальный прорыв инферно». Локальный прорыв можно нейтрализовать, только вот инферно не исчезает. В сериале вслед пацанам из качалки идут пацаны с комсомольскими значками, у которых дорогой ресторан, банька с бассейном и цех по пошиву вареных джинсов. Отравленный воздух улиц сменяется липким удушьем кабинетов. Чушпанам здесь не место. И не очень понятно, что ожидает их в ближайшей исторической перспективе.-

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров