Читайте также
«Главные события происходят на экране телефона». Тимур Бекмамбетов – о кинематографе будущего
Застряли в нулевых. Каким получилось продолжение сериала «Секс в большом городе»
Феминистки, мигранты и Россия 90-х: что покажут на международной выставке в Москве

Редкий кадр. Как восстанавливают фильмы столетней давности

Ошибка – считать, что ранние фильмы были черно-белыми, практически все картины начала века были окрашенными
Пресс-служба Московского международного фестиваля архивных фильмов

История Юдифи и Олоферна известна из Ветхого Завета: ассирийский военачальник Олоферн осадил город Ветилую и перекрыл доступ воды из источника. Молодая и прекрасная вдова Юдифь, видя, как мучаются и умирают от жажды люди, решает спасти свой народ. Она приходит в лагерь Олоферна, и когда он, сраженный ее красотой, пирует с ней ночью, а потом засыпает – отрезает ему голову. Город спасен, осада снята, враг бежит.

Этот сюжет, бесчисленное количество раз повторенный в живописи, привлек режиссеров на самой заре развития кинематографа. Первый художественный 17-минутный фильм «Юдифь и Олоферн» французская киностудия Gaumont выпустила 14 июня 1909 года. Считалось, что его копия сохранилась только в Британском институте кино в Лондоне, в очень плохом качестве. В 2020 году в Госфильмофонде России была найдена еще одна копия «Юдифи и Олоферна». Оригинальная пленка 1909 года сохранилась в безупречном качестве. Премьерный показ отреставрированной копии кинокартины состоялся в конце осени 2021 года на I Московском фестивале архивных фильмов. «Город» поговорил со старшим искусствоведом Госфильмофонда России Тамарой Шведюк – о том, зачем смотреть старое кино, а также о ее работе над восстановлением черно-белых фильмов.

Пресс-служба Московского международного фестиваля архивных фильмов

 – Расскажите, пожалуйста, что это за фильм и чем он ценен?

– «Юдифь и Олоферн» – ранний фильм Луи Фейада, одного из главных европейских режиссеров начала прошлого века. Этот французский режиссер, среди прочего, был создателем первых сериалов: уже в 10-е годы прошлого века он снимал серии фильмов про Фантомаса, сериал «Вампиры» и «Жюдекс». Большая редкость, что этот фильм сохранился в цвете. Вообще, ошибка – считать, что ранние фильмы были черно-белыми, практически все картины начала века были окрашенными. Существовало несколько техник окрашивания. Пленка была  нитропозитивная – опасный и легко воспламеняющийся носитель. В середине века такие фильмы начали переводить на более безопасные носители – сначала диацетатную, а потом триацетатную пленку. В нашем архиве, как и во многих других, печатали на черно-белый триацетат, и при этом переходе оригинальный цвет, разумеется, терялся. Потому большинство немых фильмов у нас сохранено только в черно-белом формате. По какой причине «Юдифь и Олоферн» сохранились на нитропозитивной пленке – неизвестно. Фильм вышел в 1909 году, она французской фирмы Gaumont, то есть сам Фейад был в момент ее печати где-то неподалеку.

Пленка первого поколения, то есть напечатана непосредственно с оригинального негатива. Из-за этого изображение столь высокого качества, что видно, например, как переливаются пайетки на груди героини, постоянной актрисы Фейада Рене Карл, видны мельчайшие элементы орнамента декорации. В мире вообще сохранилось не так много фильмов Фейада этого раннего периода, хотя в это время он создал множество картин. А это библейская история, восхитительная, завершенная работа. До этого фильма в киноведении считалось, что в 1909 году на студии Gaumont еще не снимали такие сложные фильмы, то есть наша находка меняет взгляд на историю кино. Для историков, киноведов, архивистов – это бесценный материал.

– Как вы нашли этот фильм? На «Госфильмофонде» так много не отсортированных пленок?

– У нас не так много неразобранных видеоматериалов. Но «Госфильмофонд» – огромное хранилище, где можно найти редкие картина: и бразильский авангард, и индийское кино 1970-х. Я провела расследование и выяснила, что «Юдифь и Олоферн» – фильм из коллекции архива Сергея Ивановича Осипова, русского дореволюционного прокатчика. Его имя упоминает в своих мемуарах сын академика Вавилова – Осипов в военные годы приютил в своем доме семью расстрелянного ученого. После революции он больше не занимался кино, стал механиком, чинил пишущие машинки. Своей семье он ничего про старую жизнь не рассказывал, но бережно сохранил коллекцию. В 1964 году Сергей Иванович умер, и через три года его дети передали всю коллекцию в Госфильмофонд.

Я нашла семью Осипова, которая не подозревала о кинематографическом прошлом деда и прадеда, но буквально пару месяцев назад они связались со мной и передали еще несколько пленок, которые нашли у себя. Эти оригинальные пленки в оригинальных французских тарах сегодня бесценны! Историческая окрашенная хроника 1910 года, содержащая кадры последних дней и смерти Льва Толстого. На одной – съемки в селе Астапово, где Толстой заболел и провел последние дни в доме начальника станции, на второй – уже перенос тела Толстого. Это не уникальные кадры, запечатлевшие Толстого, эта хроника сохранилась по миру, но такого качества пленки, оригинальной пленки 1910, больше нет.

 – А почему архивом Осипова не занимались?

– Полагаю, специалистов по немому кинематографу тогда не было, да и ресурсов для атрибуции фильмов было гораздо меньше. Пленка с фильмом Фейада хранилась в «Госфильмофонд» с 1967 года. Всю коллекцию Осипова перевели на безопасную черно-белую пленку. Почему «Юдифь» не перевели на черно-белый триацетат? Возможно, про нее забыли. А возможно, поняли, что это нечто исключительное по своей ценности и качеству, и не решились уничтожать.

Кстати, ни один скан не в состоянии передать цвета оригинальной пленки. Нитропленка имеет сложный химический состав, в него входят ионы серебра. Это совершенно другой опыт смотрения: свечение, четкость.

 – В каких исторических реалиях родился фильм «Юдифь и Олоферн»?

– С того момента, как братья Люмьер показали свои первые фильмы, кинематограф начал стремительно развиваться. Хотя и до братьев было множество попыток начать снимать кино – скажем, Луи Лепренс изобрел свою хронофотографическую камеру

еще в 1888 году, только его фильмы длились несколько секунд, а изображение сильно «прыгало».

В первые годы развития кинематографа снималось очень много хроники, операторы ездили в Африку, в Южную Америку, снимали экзотику. И через несколько лет произошел первый кризис кинематографа – о чем еще снимать, если мы все уже сняли? В ноябре 1908 году во Франции на киностудии «Фильм д'ар» пытаются найти новый курс, вывести кино из очередного кризиса развлекательного, ярмарочного формата и снимают первый художественный фильм «Убийство герцога Гиза», заявляя о кино как об искусстве. Специально для этого фильма привлекают театральных актеров, строят декорации.

И уже через семь месяцев режиссер Луи Фейад на конкурирующей студии «Gaumont» снимает «Юдифь и Олоферн» – кинокартину направления «Фильм эстетик». Это работа очень сложна по мизансценам, способу актерского существования в кадре, устройству пространства кадра. 

– Почему актеры в кадре такие экспрессивные и гротескные?

 – Посмотрите хронику столетней давности. Там люди двигаются иначе, у них другой темп, другая пластика, другие жесты. Вся жизнь человека была устроена иначе. Актеры в этом фильме работают через жест – это была режиссерская задача. Этот фильм скорее статичен, он больше отсылает к живописи, нежели к театру.

Пресс-служба Московского международного фестиваля архивных фильмов

– Как вы относитесь к тому, что сегодня черно-белые фильмы заново раскрашивают?

– Цвет в кинематографе всегда был средством выразительности. Особенно в немом, как в «Юдифь и Олоферн». Вспомните первые кадры фильма, где жители города впервые узнают, что город остался без воды – мы видим светлый, бежевый план. Предпоследний план кинокартины уже не бежевый, а насыщенный морковный, настолько измучены жаждой, обезвожены люди. В конце фильма – кровавый крупный план, Юдифь поднимает отрубленную голову мучителя. То есть цвет здесь – дополнительный инструмент в руках режиссера. Там нет ничего случайного, цвет еще одно средство художественной выразительности.

И если мы возьмем современный опыт раскрашивания фильма – например, «Золушку» — то надо помнить, что она задумывалась режиссером как черно-белый фильм. Его нельзя просто так взять и раскрасить. А что делать с режиссерской драматургией света и тени? Как выбрать новый цвет? Его насыщенность?

В процессе реставрации фильма «Юдифь и Олоферн» мы просто его отсканировали и с помощью компьютера убрали все, что механически налипло на пленку с течением времени, а также сгладили царапины и потертости Мы также стабилизировали кадр, но не до конца – некоторое трясение пленки, которая проходит через аппарат, мы оставили. Во время реставрации я осознавала – это фильм Луи Фейада, а не Тамары Шведюк, нам надо было все оставить именно так, как это было снято более века назад. У нас был, например, плохо прокрашенный кадр, дефект на пленке – где снят мальчик с бидоном. Но я отказалась от дополнительной прокраски. У нас не салон красоты. Из «Золушки», к сожалению, сделали именно салон.

– Сейчас начали заново прокатывать в кинотеатрах старое кино. Для чего это нужно?

– При условии хорошей реставрации – здорово, когда архивное кино показывают на большом экране. Например, «Долгая и счастливая жизнь» режиссера Геннадия Шпаликова, была снята в 1966 году, и в сети сохранилась не в очень хорошем качестве. Это темный фильм, много действия в котором проходит в темное время суток, из-за этого в кадре терялись детали, невозможно было увидеть задние планы. С помощью цифровой реставрации их можно теперь отлично рассмотреть. У нас огромное количество фильмов исключительной художественной ценности, но в плохом техническом состоянии. Реставрация сегодня дает возможность это исправить.

Самое популярное
Свободное время
«Главная роль» – сеанс разоблачения магии кино
Пародия на киноиндустрию вышла остроумной, но затянутой, несмотря на пышную гриву Пенелопы Круз
Наш город
Акватории московских причалов очистят от мусора
До конца сезона навигации углубят дно трех причалов и очистят еще 17
Другие города / Интервью
Валерий Лимаренко: «Индия, Китай и Корея купят все, что нужно»
Губернатор Сахалинской области – об итогах ПМЭФ-2022 и импортозамещении в регионе
Другие города
Путешествия на машине по России: самые интересные маршруты этим летом
Лучшие пляжи Крыма, реконструкция похода Александра Невского, открытый автодром для «Форумулы 1» — куда поехать автотуристу
Другие города
Приятное окружение. Чем заняться в ближайших к Москве регионах
7 ярких и интересных областей рядом со столицей
Горожане / Мнение
Скрытые кухни, «острова» с барной стойкой и округлые пуфики: модные тренды с Миланского мебельного салона
За время пандемии кухни переместились в кабинеты, гостиные и во дворы
Другие города
В глуши с комфортом. Что нового готов предложить туристам Алтай
Детокс без связи с внешним миром и поездки в неизведанную тайгу на конях и уазиках
Свободное время
Трусцой по Москве. Как развиваются беговые экскурсии в столице
Осмотреть достопримечательности на скорости 6-9 км/ч и завести новые контакты
Свободное время
Куда пойти в выходные 2-3 июля
Выставка секретных материалов о разведчиках-нелегалах, балет про Коко Шанель и новый гастропаб с пивоварней
Наш город
Крупные столичные больницы оборудуют вертолетными площадками
Одна из них появится в этом году у НИИ Склифосовского
Другие города
В Суздале 8-10 июля пройдет Blues-Bike Festival
На ежегодном фестивале блюза и мотокультуры выступят коллективы из разных городов России
Свободное время
5 новинок нон-фикшн: почему при ярком свете питаются правильно и как Metallica выступала в Москве
Самые интересные книги для отпуска — в подборке «Ведомости. Город»
Культурный город
Что смотреть в июле: 4 новых сериала
Крис Пратт против американского правительства, Тэрон Эджертон против маньяка и неожиданное возвращение «Обители зла»
Другие города
Гжельская керамика и вологодское кружево. Как развиваются народные ремесла
«Выйти за пределы избы и расписывать лифты в дорогих офисах»
Свободное время
Полузабытая романтика. Где в Подмосковье отдохнуть с палаткой
Новые зоны отдыха оборудованы пляжами, кухнями, душевыми, а также точками для рыбалки и пикника