Читайте также
«Главные события происходят на экране телефона». Тимур Бекмамбетов – о кинематографе будущего
Застряли в нулевых. Каким получилось продолжение сериала «Секс в большом городе»
Феминистки, мигранты и Россия 90-х: что покажут на международной выставке в Москве

Редкий кадр. Как восстанавливают фильмы столетней давности

Ошибка – считать, что ранние фильмы были черно-белыми, практически все картины начала века были окрашенными
Пресс-служба Московского международного фестиваля архивных фильмов

История Юдифи и Олоферна известна из Ветхого Завета: ассирийский военачальник Олоферн осадил город Ветилую и перекрыл доступ воды из источника. Молодая и прекрасная вдова Юдифь, видя, как мучаются и умирают от жажды люди, решает спасти свой народ. Она приходит в лагерь Олоферна, и когда он, сраженный ее красотой, пирует с ней ночью, а потом засыпает – отрезает ему голову. Город спасен, осада снята, враг бежит.

Этот сюжет, бесчисленное количество раз повторенный в живописи, привлек режиссеров на самой заре развития кинематографа. Первый художественный 17-минутный фильм «Юдифь и Олоферн» французская киностудия Gaumont выпустила 14 июня 1909 года. Считалось, что его копия сохранилась только в Британском институте кино в Лондоне, в очень плохом качестве. В 2020 году в Госфильмофонде России была найдена еще одна копия «Юдифи и Олоферна». Оригинальная пленка 1909 года сохранилась в безупречном качестве. Премьерный показ отреставрированной копии кинокартины состоялся в конце осени 2021 года на I Московском фестивале архивных фильмов. «Город» поговорил со старшим искусствоведом Госфильмофонда России Тамарой Шведюк – о том, зачем смотреть старое кино, а также о ее работе над восстановлением черно-белых фильмов.

Пресс-служба Московского международного фестиваля архивных фильмов

 – Расскажите, пожалуйста, что это за фильм и чем он ценен?

– «Юдифь и Олоферн» – ранний фильм Луи Фейада, одного из главных европейских режиссеров начала прошлого века. Этот французский режиссер, среди прочего, был создателем первых сериалов: уже в 10-е годы прошлого века он снимал серии фильмов про Фантомаса, сериал «Вампиры» и «Жюдекс». Большая редкость, что этот фильм сохранился в цвете. Вообще, ошибка – считать, что ранние фильмы были черно-белыми, практически все картины начала века были окрашенными. Существовало несколько техник окрашивания. Пленка была  нитропозитивная – опасный и легко воспламеняющийся носитель. В середине века такие фильмы начали переводить на более безопасные носители – сначала диацетатную, а потом триацетатную пленку. В нашем архиве, как и во многих других, печатали на черно-белый триацетат, и при этом переходе оригинальный цвет, разумеется, терялся. Потому большинство немых фильмов у нас сохранено только в черно-белом формате. По какой причине «Юдифь и Олоферн» сохранились на нитропозитивной пленке – неизвестно. Фильм вышел в 1909 году, она французской фирмы Gaumont, то есть сам Фейад был в момент ее печати где-то неподалеку.

Пленка первого поколения, то есть напечатана непосредственно с оригинального негатива. Из-за этого изображение столь высокого качества, что видно, например, как переливаются пайетки на груди героини, постоянной актрисы Фейада Рене Карл, видны мельчайшие элементы орнамента декорации. В мире вообще сохранилось не так много фильмов Фейада этого раннего периода, хотя в это время он создал множество картин. А это библейская история, восхитительная, завершенная работа. До этого фильма в киноведении считалось, что в 1909 году на студии Gaumont еще не снимали такие сложные фильмы, то есть наша находка меняет взгляд на историю кино. Для историков, киноведов, архивистов – это бесценный материал.

– Как вы нашли этот фильм? На «Госфильмофонде» так много не отсортированных пленок?

– У нас не так много неразобранных видеоматериалов. Но «Госфильмофонд» – огромное хранилище, где можно найти редкие картина: и бразильский авангард, и индийское кино 1970-х. Я провела расследование и выяснила, что «Юдифь и Олоферн» – фильм из коллекции архива Сергея Ивановича Осипова, русского дореволюционного прокатчика. Его имя упоминает в своих мемуарах сын академика Вавилова – Осипов в военные годы приютил в своем доме семью расстрелянного ученого. После революции он больше не занимался кино, стал механиком, чинил пишущие машинки. Своей семье он ничего про старую жизнь не рассказывал, но бережно сохранил коллекцию. В 1964 году Сергей Иванович умер, и через три года его дети передали всю коллекцию в Госфильмофонд.

Я нашла семью Осипова, которая не подозревала о кинематографическом прошлом деда и прадеда, но буквально пару месяцев назад они связались со мной и передали еще несколько пленок, которые нашли у себя. Эти оригинальные пленки в оригинальных французских тарах сегодня бесценны! Историческая окрашенная хроника 1910 года, содержащая кадры последних дней и смерти Льва Толстого. На одной – съемки в селе Астапово, где Толстой заболел и провел последние дни в доме начальника станции, на второй – уже перенос тела Толстого. Это не уникальные кадры, запечатлевшие Толстого, эта хроника сохранилась по миру, но такого качества пленки, оригинальной пленки 1910, больше нет.

 – А почему архивом Осипова не занимались?

– Полагаю, специалистов по немому кинематографу тогда не было, да и ресурсов для атрибуции фильмов было гораздо меньше. Пленка с фильмом Фейада хранилась в «Госфильмофонд» с 1967 года. Всю коллекцию Осипова перевели на безопасную черно-белую пленку. Почему «Юдифь» не перевели на черно-белый триацетат? Возможно, про нее забыли. А возможно, поняли, что это нечто исключительное по своей ценности и качеству, и не решились уничтожать.

Кстати, ни один скан не в состоянии передать цвета оригинальной пленки. Нитропленка имеет сложный химический состав, в него входят ионы серебра. Это совершенно другой опыт смотрения: свечение, четкость.

 – В каких исторических реалиях родился фильм «Юдифь и Олоферн»?

– С того момента, как братья Люмьер показали свои первые фильмы, кинематограф начал стремительно развиваться. Хотя и до братьев было множество попыток начать снимать кино – скажем, Луи Лепренс изобрел свою хронофотографическую камеру

еще в 1888 году, только его фильмы длились несколько секунд, а изображение сильно «прыгало».

В первые годы развития кинематографа снималось очень много хроники, операторы ездили в Африку, в Южную Америку, снимали экзотику. И через несколько лет произошел первый кризис кинематографа – о чем еще снимать, если мы все уже сняли? В ноябре 1908 году во Франции на киностудии «Фильм д'ар» пытаются найти новый курс, вывести кино из очередного кризиса развлекательного, ярмарочного формата и снимают первый художественный фильм «Убийство герцога Гиза», заявляя о кино как об искусстве. Специально для этого фильма привлекают театральных актеров, строят декорации.

И уже через семь месяцев режиссер Луи Фейад на конкурирующей студии «Gaumont» снимает «Юдифь и Олоферн» – кинокартину направления «Фильм эстетик». Это работа очень сложна по мизансценам, способу актерского существования в кадре, устройству пространства кадра. 

– Почему актеры в кадре такие экспрессивные и гротескные?

 – Посмотрите хронику столетней давности. Там люди двигаются иначе, у них другой темп, другая пластика, другие жесты. Вся жизнь человека была устроена иначе. Актеры в этом фильме работают через жест – это была режиссерская задача. Этот фильм скорее статичен, он больше отсылает к живописи, нежели к театру.

Пресс-служба Московского международного фестиваля архивных фильмов

– Как вы относитесь к тому, что сегодня черно-белые фильмы заново раскрашивают?

– Цвет в кинематографе всегда был средством выразительности. Особенно в немом, как в «Юдифь и Олоферн». Вспомните первые кадры фильма, где жители города впервые узнают, что город остался без воды – мы видим светлый, бежевый план. Предпоследний план кинокартины уже не бежевый, а насыщенный морковный, настолько измучены жаждой, обезвожены люди. В конце фильма – кровавый крупный план, Юдифь поднимает отрубленную голову мучителя. То есть цвет здесь – дополнительный инструмент в руках режиссера. Там нет ничего случайного, цвет еще одно средство художественной выразительности.

И если мы возьмем современный опыт раскрашивания фильма – например, «Золушку» — то надо помнить, что она задумывалась режиссером как черно-белый фильм. Его нельзя просто так взять и раскрасить. А что делать с режиссерской драматургией света и тени? Как выбрать новый цвет? Его насыщенность?

В процессе реставрации фильма «Юдифь и Олоферн» мы просто его отсканировали и с помощью компьютера убрали все, что механически налипло на пленку с течением времени, а также сгладили царапины и потертости Мы также стабилизировали кадр, но не до конца – некоторое трясение пленки, которая проходит через аппарат, мы оставили. Во время реставрации я осознавала – это фильм Луи Фейада, а не Тамары Шведюк, нам надо было все оставить именно так, как это было снято более века назад. У нас был, например, плохо прокрашенный кадр, дефект на пленке – где снят мальчик с бидоном. Но я отказалась от дополнительной прокраски. У нас не салон красоты. Из «Золушки», к сожалению, сделали именно салон.

– Сейчас начали заново прокатывать в кинотеатрах старое кино. Для чего это нужно?

– При условии хорошей реставрации – здорово, когда архивное кино показывают на большом экране. Например, «Долгая и счастливая жизнь» режиссера Геннадия Шпаликова, была снята в 1966 году, и в сети сохранилась не в очень хорошем качестве. Это темный фильм, много действия в котором проходит в темное время суток, из-за этого в кадре терялись детали, невозможно было увидеть задние планы. С помощью цифровой реставрации их можно теперь отлично рассмотреть. У нас огромное количество фильмов исключительной художественной ценности, но в плохом техническом состоянии. Реставрация сегодня дает возможность это исправить.

Самое популярное
Свободное время
Куда пойти в выходные 29-30 января
Грустные фильмы, снеговики-великаны и день круассана
Другие города
Без лыж в горы. Чем заняться на горнолыжном курорте, если вы не катаетесь
Варианты для тех, кто не любит экстрим
Горожане
«Инвестиции от Baring Vostok – вроде Нобелевской премии». Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский
Александр Ларьяновский – об уходе из «Яндекса» в чужой стартап и жизни на две страны
Горожане
Принятие ограничений — шаг к успеху. Как перестать ставить перед собой чужие цели
И понять, где надуманные барьеры, а где — реальные
Умный город
«Может послать, если надоешь»: Давид Ян о том, как разработал ИИ, который умеет чувствовать
ИИ-дворецкий, который может не пустить хозяев домой
Горожане
Как живет в Москве самый высокий человек России
Когда даже потолки в метро низкие, а одежда нужна размера 3XL
Горожане
Начать сначала. Почему москвичи меняют работу
Удаленка способствует желанию поменять род деятельности и найти свое призвание
Умный город / Мнение
Способны ли электромобили покорить Москву: плюсы и минусы
По дорогам столицы ездит пятая часть всего электропарка России
Умный город / Мнение
Можно ли найти себя в IT-индустрии после 45
Как поменять алгоритм поиска работы
Свободное время
Никакой магии: как Гильермо дель Торо обличает псевдопсихологов в своей новой картине
В «Аллее кошмаров» нет привычной зрителям мистики. Главный монстр здесь медиум-шарлатан, которого сыграл Брэдли Купер
Умный город
«Работаю сам на себя». Чего не хватает таксистам, курьерам и репетиторам
Как видят регулирование платформенной занятости власть, бизнес и работники
Другие города
Выйти на лед. Где ловить рыбу зимой без вреда для здоровья
Как сверлить лунки, чтобы не провалиться, где клюет и на что ловить
Свободное время
Нео измельчал. Чего ждать от продолжения «Матрицы»
Рассказываем, стоило ли ждать продолжения «Матрицы» почти 20 лет
Свободное время
Кто отведет «Оскары» под ручку к номинантам и почему это важно
Все кандидаты на роль ведущего церемонии — от «человека-паука» до нового парня Ким Кардашьян
Свободное время
Куда пойти в выходные 22-23 января
Виктор Цой в Манеже, Данте на Ордынке и гастрономический киномарафон