Стальные артерии: пять самых известных мостов России
Как масштабные инфраструктурные проекты связывают регионы и меняют архитектурный облик городовЗа последние годы Россия реализовала ряд амбициозных мостовых проектов, которые не только решили транспортные проблемы, но и стали символами инженерной мысли. Например, открытый после реновации в 2023 г. Старицкий мост через Волгу стал одним из ключевых инфраструктурных проектов Тверской области, решившим многовековую проблему транспортного сообщения между берегами в районе древнего города Старицы.
Этот арочный мост с А-образным пилоном высотой 85 м протянулся на 550 м через Волгу, став важнейшим связующим звеном для местных жителей и туристов. Он был открыт в 1963 г. и решил проблему транспортной доступности в городе Старице. Мост включает две автомобильные полосы, пешеходные тротуары и смотровые площадки, откуда открываются живописные виды на Старицкий Свято-Успенский монастырь и волжские просторы. В 2025 г. власти региона установили на путепроводе подсветку. Кроме того, компания «Старицкий посад» разработала план строительства нового моста рядом со Старицей для пропуска большегрузов, освобождая исторический центр от шума и транспорта. Проект активно обсуждают власти Тверской области.
Эти сооружения коренным образом изменили облик города и региональную логистику. «Ведомости. Город» собрал подборку наиболее масштабных проектов, которые стали не только транспортными артериями, но и символами городов страны.
Крымский мост
Ключевым проектом последних лет стал мост через Керченский пролив, соединивший Крымский полуостров с материковой Россией. Строительство завершено в 2019 г. для автомобильного движения и в 2020 г. для железнодорожного. Общая длина моста составила 19 км. Автомобильная часть включает четыре полосы движения, а железнодорожная – два пути. Пропускная способность моста составляет до 40 000 автомобилей в сутки. Проект включает строгий функционализм с элементами морской эстетики – арочные пролеты над судоходными фарватерами высотой 35 м, монотонный ритм одинаковых ферменных пролетов и лаконичный синий цвет конструкций.
Мост через реку Сочи
Автодорожный путепровод через реку Сочи был открыт в 2013 г. Для создания образа висячего моста над промежуточными опорами установлены арочные металлические пилоны с канатами, что придает массивной конструкции ажурный вид. Под основным полотном расположен отдельный пешеходный переход длиной 75 м, полностью соответствующий требованиям безбарьерной среды. Автомобильное движение по нему было запущено за месяц до старта Олимпийских игр в Сочи.
Мост через реку Амур
Реконструкция и расширение Преображенского моста в Хабаровске через Амур завершились в 2023 г., значительно улучшив транспортное сообщение с Китаем. Мост стал современной интерпретацией советского конструктивизма. Архитекторы в ходе модернизации сохранили исторический облик проекта, внедрили контрастное сочетание серого и белого цветов, а также добавили строгие геометрические формы.
Мост впервые был открыт в 1917 г. Длина его совмещенной части составляет почти 2,6 км, с подъездными эстакадами – 3,9 км. Мост шириной около 25 м имеет 18 пролетов. Он является частью Транссибирской магистрали и федеральной автотрассы М58 «Амур» Чита – Хабаровск.
Мост на остров Русский
Вантовый мост на остров Русский во Владивостоке, построенный к саммиту АТЭС-2012, остается одним из самых впечатляющих сооружений своего типа. Футуристический дизайн путепровода с плавными линиями включает асимметричные А-образные пилоны, вантовую система «арфа» с параллельными канатами и ночную динамическая подсветку. Мост получил стал самый длинный вантовый пролет в мире: 1104 м. Высота пилонов составляет 324 м, а общая длина объекта – 3,1 км. Мост соединяет материковую часть Владивостока с островом Русский.
Живописный мост
Живописный мост в Москве – это вантовый мост с единственной пилонной аркой, которая является самой высокой в Европе. Его главная особенность – смотровая площадка-капсула, подвешенная в центре арки. Над водой имеет длину 409,5 м. Движение транспорта организовано по восьми полосам. Пересекая Москву-реку в районе Серебряного Бора, он служит важной транспортной развязкой и одновременно – яркой достопримечательностью столицы. В 2024 г. Живописный мост получил новую архитектурную подсветку – его украсили 400 белых светодиодных прожекторов, которые в темное время суток подчеркивают уникальные формы и конструкцию объекта.
19 октября «Ведомости. Город» в своем подборке писал, что современные города активно развиваются через редевелопмент прибрежных территорий, используя уникальные культурные коды регионов для создания узнаваемого облика. Опыт реновации набережных в разных городах страны помогает выстраивать новый образ мегаполисов.