Удастся ли создать в Москве аналогичную McDonald's сеть ресторанов
«Заменить сложнее, чем кажется на первый взгляд»McDonald's объявил о временном закрытии своих точек в России. Получится ли создать в столице аналогичную сеть ресторанов быстрого питания — в материале «Ведомости. Город».
Город поддержит?
8 марта о временном прекращении работы заявила сеть заведений фастфуда Mcdonald's. Так по всей России на неопределенный срок закрылись 850 ресторанов. «В связи с операционными, техническими и логистическими сложностями, компания Макдоналдс с 14 марта временно приостановит обслуживание в предприятиях сети. Офис компании продолжит работать в прежнем режиме», — говорится в официальном заявлении. Уточняется, что компания продолжит платить зарплату своим сотрудникам, которых у Mcdonald's в России около 62 тыс. Рассматривается возможность использовать временно закрытые помещения в качестве центров волонтерской поддержки.
На фоне новостей о закрытии сети заведений быстрого питания Сергей Собянин заявил о выделении 500 млн рублей на создание замены. По мнению мэра, российские сети за год могут заместить закрывшиеся в Москве около 250 ресторанов.
«Тем более, что сами продукты питания поставляются на 99% российскими поставщиками. Более того, мы попросим вновь открывающиеся предприятия максимально задействовать тот кадровый потенциал, который работает в том же McDonald's», — сказал Собянин.
В пресс-службе мэра и правительства столицы позже заявили, что предпринимателям в Москве выделят гранты для поддержки отечественных сетей быстрого питания. Заявки будут принимать с 28 марта по 30 июня 2022 г. «Условием получения гранта является открытие новых точек общественного питания в сегменте быстрого обслуживания (фастфуд), работающих в сегменте доступных цен, и прием на работу новых сотрудников», — говорится в сообщении.
Однако задача не решается только деньгами, считает основатель сети лапшичных «Воккер» Алексей Гисак. «Идея создать конкурента Маку была еще в 90-х, когда на деньги города было создано «Русское бистро». Вроде бы пирожки и все остальное, но закончилось все бомжами, которые пили там водку. Значит, дело не только и не столько в продукте, сколько в совокупности всех процессов. А это — и продукт, и технология, система обучения и стандартов, цепочки поставок и оборудование, ключевая команда, и только тогда этот проект может взлететь», — объясняет Гисак.
По его словам, были два решающих фактора, по которым люди выбирали McDonald's: доступная цена и скорость отдачи.
«Очевидно, что нельзя каждый день есть бургеры, люди переключались между брендами. Один и тот же человек мог ужинать в кафе и завтракать в Маке, в зависимости от ситуаций. Адепты, конечно, были, но они явно не доминирующее большинство. Поэтому вопрос не столько в самом ассортименте, хотя он широк, сколько в скорости, доступности и присутствии точек Мака там, где они могут понадобиться», — говорит Гисак.
Кроме этого, люди ходили в McDonald's, потому что доверяли бренду, знали, что получат качественный продукт, подчеркивает эксперт. «При этом вероятность ошибки в процессе и отравлений в сотни раз меньше, чем у кого бы то ни было. Это и есть «бренд» и ассоциации, связанные с ним, — объясняет Гисак. — Бренд вызывает доверие аудитории и позволяет выстраивать долгосрочные отношения, которые в дальнейшем и монетизируются».
Попробуй повторить
В уходе McDonald's с российского рынка не видит серьезных проблем президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. По мнению эксперта, если человек захочет съесть бургер, он сможет сделать это в ближайшем ресторане.
«McDonald's — это оперативное управление, технологии, в технологиях нет ничего сверхсекретного, там есть отточенный до миллиметра, до секунды производственный процесс. Наверно, можно это повторить. Но если у вас нет в этом опыта, вряд ли добьетесь таких успехов, и цена будет больше. Там еще важна быстрота обслуживания — то, что устраивает людей, плюс соотношение цена / качество. Мы можем это повторить, но имеет это смысл или не имеет — это вопрос второй. Сейчас мода на бургеры, как когда-то была на суши и роллы. Но это прошло. Пройдет и это», — говорит Бухаров. По словам эксперта, посетители McDonald's сейчас уйдут в другие сети бургерных, которые работают в стране.
Место McDonald's в России никто не займет, так как аналогичного по системе бизнеса в стране ни у кого нет, считает основатель российской сети «Теремок» Михаил Гончаров.
«McDonald's… — это своего рода дискаунтер. Вы же не ждете цен на продукты в «Азбуке Вкуса» таких же, как в «Магните»? Заметьте, что McDonald's именно спроектирован и именно технологически. Это не ситуация умных и не жадных руководителей, как пытаются представить «эксперты»», — написал Гончаров в своих соцсетях.
По словам Гончарова, ни «Теремок», ни другие представители российского бизнеса не создавались как конкуренты этой сети, «просто потому что мы так, как они, делать не умеем ни технологически, ни с точки зрения менеджмента и маркетинга», — добавляет он.
Похожее мнение выразил и Алексей Гисак. «При всем многообразии рынка я понимаю, что игрока, который смог бы дать такой ассортимент, в такой цене, с такой же скоростью отдачи, на данный момент не существует. McDonald's — это не про бургеры, колу и картошку, хотя для потребителя это выглядит именно так. Мак — это про то, что под капотом: про систему, стандарты, разделенные и универсальные процессы», — объясняет эксперт.
Фастфуд — это пищевой бесперебойный конвейер, и пересобирать системно, по мнению ресторатора, нужно именно его. При этом Гисак считает, что сделать это быстро вряд ли получится. «Фишка Мака в том, что человек — винтик в системе, и ни один выходец не видит весь процесс целиком, чтобы его воссоздать. Наверное, только команда топов, обладающих глобальным видением и креативностью», — поясняет он.
В свою очередь, Гончаров заявил, что «только невежды считают, что все это можно вот так сесть и создать за 2-3 месяца или за 2-3 года».
По мнению Гисака, создание альтернативной сети ресторанов общественного питания должно стать осмысленным процессом. «Пожалуй, те, кто наиболее близок к тому, чтобы собрать команду и создать такого игрока, — это «Мираторг». Которые, насколько я знаю, поставляли в McDonald's мясо. Они могут создать систему, есть соберут топов из Мака и усилят свою команду. И привлекут экспертов рынка, людей маркетинга, которые могут решить задачу концептуально, а не скопировать меню и ассортимент один в один», — подытожил он.