Читайте также
Как кризис поменяет лицо города: что будет на освободившихся площадках
Бизнес по утрам. В Москве вошли в моду деловые завтраки
Еда на дом. Москвички рассказали о переходе на питание с доставкой

Удастся ли создать в Москве аналогичную McDonald's сеть ресторанов

«Заменить сложнее, чем кажется на первый взгляд»
fleepik.com

McDonald's объявил о временном закрытии своих точек в России. Получится ли создать в столице аналогичную сеть ресторанов быстрого питания — в материале «Ведомости. Город».

Город поддержит?

8 марта о временном прекращении работы заявила сеть заведений фастфуда Mcdonald's. Так по всей России на неопределенный срок закрылись 850 ресторанов. «В связи с операционными, техническими и логистическими сложностями, компания Макдоналдс с 14 марта временно приостановит обслуживание в предприятиях сети. Офис компании продолжит работать в прежнем режиме», — говорится в официальном заявлении. Уточняется, что компания продолжит платить зарплату своим сотрудникам, которых у Mcdonald's в России около 62 тыс. Рассматривается возможность использовать временно закрытые помещения в качестве центров волонтерской поддержки.

На фоне новостей о закрытии сети заведений быстрого питания Сергей Собянин заявил о выделении 500 млн рублей на создание замены. По мнению мэра, российские сети за год могут заместить закрывшиеся в Москве около 250 ресторанов.

«Тем более, что сами продукты питания поставляются на 99% российскими поставщиками. Более того, мы попросим вновь открывающиеся предприятия максимально задействовать тот кадровый потенциал, который работает в том же McDonald's», — сказал Собянин. 

В пресс-службе мэра и правительства столицы позже заявили, что предпринимателям в Москве выделят гранты для поддержки отечественных сетей быстрого питания. Заявки будут принимать с 28 марта по 30 июня 2022 г. «Условием получения гранта является открытие новых точек общественного питания в сегменте быстрого обслуживания (фастфуд), работающих в сегменте доступных цен, и прием на работу новых сотрудников», — говорится в сообщении.

Максим Стулов / Ведомости

Однако задача не решается только деньгами, считает основатель сети лапшичных «Воккер» Алексей Гисак. «Идея создать конкурента Маку была еще в 90-х, когда на деньги города было создано «Русское бистро». Вроде бы пирожки и все остальное, но закончилось все бомжами, которые пили там водку. Значит, дело не только и не столько в продукте, сколько в совокупности всех процессов. А это — и продукт, и технология, система обучения и стандартов, цепочки поставок и оборудование, ключевая команда, и только тогда этот проект может взлететь», — объясняет Гисак. 

По его словам, были два решающих фактора, по которым люди выбирали McDonald's: доступная цена и скорость отдачи. 

«Очевидно, что нельзя каждый день есть бургеры, люди переключались между брендами. Один и тот же человек мог ужинать в кафе и завтракать в Маке, в зависимости от ситуаций. Адепты, конечно, были, но они явно не доминирующее большинство. Поэтому вопрос не столько в самом ассортименте, хотя он широк, сколько в скорости, доступности и присутствии точек Мака там, где они могут понадобиться», — говорит Гисак. 

Кроме этого, люди ходили в McDonald's, потому что доверяли бренду, знали, что получат качественный продукт, подчеркивает эксперт. «При этом вероятность ошибки в процессе и отравлений в сотни раз меньше, чем у кого бы то ни было. Это и есть «бренд» и ассоциации, связанные с ним, — объясняет Гисак. — Бренд вызывает доверие аудитории и позволяет выстраивать долгосрочные отношения, которые в дальнейшем и монетизируются». 

Попробуй повторить

В уходе McDonald's с российского рынка не видит серьезных проблем президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. По мнению эксперта, если человек захочет съесть бургер, он сможет сделать это в ближайшем ресторане. 

«McDonald's — это оперативное управление, технологии, в технологиях нет ничего сверхсекретного, там есть отточенный до миллиметра, до секунды производственный процесс. Наверно, можно это повторить. Но если у вас нет в этом опыта, вряд ли добьетесь таких успехов, и цена будет больше. Там еще важна быстрота обслуживания — то, что устраивает людей, плюс соотношение цена / качество. Мы можем это повторить, но имеет это смысл или не имеет — это вопрос второй. Сейчас мода на бургеры, как когда-то была на суши и роллы. Но это прошло. Пройдет и это», — говорит Бухаров. По словам эксперта, посетители McDonald's сейчас уйдут в другие сети бургерных, которые работают в стране. 

Место McDonald's в России никто не займет, так как аналогичного по системе бизнеса в стране ни у кого нет, считает основатель российской сети «Теремок» Михаил Гончаров. 

«McDonald's… — это своего рода дискаунтер. Вы же не ждете цен на продукты в «Азбуке Вкуса» таких же, как в «Магните»? Заметьте, что McDonald's именно спроектирован и именно технологически. Это не ситуация умных и не жадных руководителей, как пытаются представить «эксперты»», — написал Гончаров в своих соцсетях. 

Максим Стулов / Ведомости

По словам Гончарова, ни «Теремок», ни другие представители российского бизнеса не создавались как конкуренты этой сети, «просто потому что мы так, как они, делать не умеем ни технологически, ни с точки зрения менеджмента и маркетинга», — добавляет он. 

Похожее мнение выразил и Алексей Гисак. «При всем многообразии рынка я понимаю, что игрока, который смог бы дать такой ассортимент, в такой цене, с такой же скоростью отдачи, на данный момент не существует. McDonald's — это не про бургеры, колу и картошку, хотя для потребителя это выглядит именно так. Мак — это про то, что под капотом: про систему, стандарты, разделенные и универсальные процессы», — объясняет эксперт. 

Фастфуд — это пищевой бесперебойный конвейер, и пересобирать системно, по мнению ресторатора, нужно именно его. При этом Гисак считает, что сделать это быстро вряд ли получится. «Фишка Мака в том, что человек — винтик в системе, и ни один выходец не видит весь процесс целиком, чтобы его воссоздать. Наверное, только команда топов, обладающих глобальным видением и креативностью», — поясняет он. 

В свою очередь, Гончаров заявил, что «только невежды считают, что все это можно вот так сесть и создать за 2-3 месяца или за 2-3 года». 

По мнению Гисака, создание альтернативной сети ресторанов общественного питания должно стать осмысленным процессом. «Пожалуй, те, кто наиболее близок к тому, чтобы собрать команду и создать такого игрока, — это «Мираторг». Которые, насколько я знаю, поставляли в McDonald's мясо. Они могут создать систему, есть соберут топов из Мака и усилят свою команду. И привлекут экспертов рынка, людей маркетинга, которые могут решить задачу концептуально, а не скопировать меню и ассортимент один в один», — подытожил он.

Самое популярное
Другие города
Концептуальный туризм: почему нацмаршрут Санкт-Петербурга признан эталонным
Проект приурочен к 350-летию Петра I и 320-летию Северной столицы
Наш город
Активные бизнесмены и гранты на искусство – хорошие новости недели
Только положительные новости в завершение недели
Гараж
Официальный мотосезон в Москве откроют 11 мая
Некоторые маркетплейсы заранее запустили продажи мотоциклов
Свободное время
Куда пойти 28 апреля – 1 мая
Только интересные события в Москве
Городская недвижимость
Собянин утвердил проект развития территории рядом с Павелецким вокзалом
В Даниловском районе столицы появится жилье, социальные и общественно-деловые объекты
Умный город / Интервью
Алексей Парабучев: «До 50% патентов высокотехнологичных МСП получены при поддержке города»
Генеральный директор Фонда «Московский инновационный кластер» – о роли кооперации в современных проектах
Горожане
Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Из столичных речных вокзалов теплоходы начнут плавать почти в 50 различных направлений
Городская недвижимость
Автономная застройка: в столице предпочитают комплексный подход точечному
Район Хорошево-Мневники развивается в сотрудничестве городских властей и девелоперов
Наш город
Сосиски с горошком: москвичи стали чаще заказывать десерты-обманки
Столичные рестораны готовы не только кормить, но и развлекать
Культурный город
Московское метро превратится в площадку для художников
Первый сезон проекта «Искусство в метро» продлится до конца этого лета
Благотворительность
Наталья Водянова и Александр Цыпкин поучаствовали в благотворительном проекте «Человек дождя»
В Москве прошел модный показ дождевиков с рисунками аутичных детей
Свободное время
Ангарский маньяк и слесарь-киберспортсмен: пять новых сериалов
В обзоре «Ведомости. Города» – самые интересные сериальные проекты апреля
Наш город
Клиентские пути: в Москве внедряют новые стандарты оказания медицинской помощи
Самым масштабные изменения затронут экстренные службы
Свободное время
Москвичей ждет новый сезон проекта «Уличный артист»
Более 80 городских площадок и парковых зон станут местом проведения перформансов
Гараж
Гибридное удовольствие: тестируем китайский премиум кроссовер WEY 05
За 5,2 секунд после старта разменивает первую сотню кроссовер, вес которого составляет почти 2,5 тонны