Погода в городе: как Москва меняется вместе с климатом
Чтобы охладить город, в столице пересмотрят принципы застройки и создадут зеленый каркасМоскву и область в июле 2025 г. накрыли тропические ливни, что для столицы все еще аномалия. По данным Метеообсерватории МГУ, 21 июля выпало 82,3 мм осадков за сутки, что является вторым результатом за всю историю наблюдений с 1954 г. Рекорд – 108,5 мм – был зафиксирован в августе 2016 г.
Как пояснил ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ Михаил Локощенко, июльский ливень сочетал две опасные особенности: интенсивность (свыше 20 мм/ч) и продолжительность (более 70 мм/сутки). Для сравнения: по данным Росгидромета, норма осадков за весь июль в Москве – 94 мм. В столичном регионе были затоплены дороги, тротуары и подземные переходы, а из-за подтоплений на Калужско-Рижской линии метро приостанавливалось движение поездов. Вышла из берегов река Городня в Народном парке на ул. Красного Маяка.
Это все проявления изменений климата, заявляли синоптики, и они напрямую коснулись Москвы, в которой ощутимо теплеет. Ученые географического факультета МГУ провели масштабное исследование, посвященное климату Москвы за всю историю регулярных инструментальных измерений. Анализ данных с 1779 по 2022 г. показал, что за последние два века среднегодовая температура воздуха на периферии Москвы увеличилась в среднем на 2,8 градуса Цельсия, в Подмосковье – не менее чем на 1,6 градуса. Особенно ощутимо изменение проявилось зимой: январи за 243 года стали теплее на 5 градусов.
Климат Москвы пока считается умеренно холодным, но зимы становятся мягче, а лето – жарче. Осадки перераспределяются: за период 1976–2021 гг. в холодный сезон снега и дождей стало чуть больше, летом – чуть меньше, рассказал «Ведомости. Городу» Вадим Петров, замдиректора ВНИИ «Экология» и статс-секретарь комитета ООН по восстановлению экосистем. Однако летом засушливые периоды могут сменяться ливнями, создавая двойную нагрузку на городскую дренажную систему. По словам эксперта, потепление в столице особенно заметно по увеличению экстремально жарких дней. Если в 2011–2020 гг. было около пяти дней в году с температурой выше +30 градусов Цельсия, то в 2021–2030 гг. их станет в среднем 19, а к 2031–2040 гг. – больше 22.
Для Москвы теперь актуальны десятки угроз – ливни, волны жары, шквалистые ветры, аномальные снегопады, возвратные заморозки, отмечает ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии им. академика Ю. А. Израэля Оксана Липка. «Этой весной, например, холода ударили дважды – в апреле с обильным снегом и в мае, когда пострадали плодовые деревья», – отмечает она. При этом зима, продолжает Липка, была малоснежной из-за аномально высоких температур, но обилие осадков весной и летом снизило риск возникновения лесных пожаров. Ветровалы – еще один вызов. Деревья также могут ломаться под воздействием сильных снегопадов или ледяных дождей, добавляет эксперт.
Столичная жара
Волны жары, с которыми каждое лето сталкиваются москвичи и которые несут серьезные риски для здоровья, усугубляются явлением городского теплового острова (ГТО) – локального прогрева воздуха над городской застройкой. Эксперт по климатическим вопросам фонда «Природа и люди» климатолог Алексей Кокорин объясняет «Ведомости. Городу», что в городах температура зависит от нескольких факторов. Например, от архитектуры: плотная застройка мешает проветриванию, особенно в старых районах и центре Москвы. Из-за этого в городе может быть на полтора-два градуса жарче, чем на метеостанции. Нагревает город и техногенное тепло: транспорт, промышленность и отопление добавляют еще полтора-два градуса. Также полтора градуса добавляют темные поверхности: современные здания и дороги чаще темные – коричневые и черные, а не светлые. Они сильнее нагреваются днем и отдают тепло ночью, повышая температуру, говорит Кокорин. В итоге в городе реальная температура может быть на пять градусов выше, чем на метеоприборах.
Во время аномальной жары в 2010 г. ученые замерили температуру в столице и возле нее. В 100 км от Москвы, где нет городской застройки и асфальта, термометр показывал плюс 28 градусов Цельсия, рассказал Кокорин. Но ближе к столице температура начала расти: на подъезде к городу столбик термометра поднялся до +31–33 градусов, а в центре мегаполиса, на Смоленской площади, воздух на высоте метра от земли раскалился до +37 градусов, вспоминает климатолог.
Адаптация по плану
Адаптация ко всем этим явлениям в столице идет давно и особенно активно – после жары 2010 г. «Москва стала пионером в разработке климатических планов для мегаполисов», – рассказала Липка. Эта работа воплотилась в 2023 г. в комплексный план мероприятий по адаптации Москвы к климатическим изменениям. План охватывает все ключевые секторы: от энергетики и транспорта до экосистем и здравоохранения и содержит прогнозы климатических рисков, основы адаптационных мер для каждой отрасли.
С серьезными климатическими вызовами, говорит Петров, сталкивается московская система водоснабжения, обслуживающая 15 млн человек. Изменение речного стока, цветение водоемов и перегрузка ливневой канализации из-за участившихся сильных дождей требуют комплексных решений, говорит он. Как отмечает эксперт, особое внимание ливневая канализация привлекла из-за катастрофических подтоплений 2016 г., произошедших в том числе на Манежной площади, Тверской улице, Гоголевском бульваре и Новом Арбате. В разные дни в августе 2016 г. из берегов выходила Яуза, затопив прилегающие территории и часть пр. Мира, из-за потопов останавливали свою работу несколько станций Филевской и Щелковской линий, перекрывалось движение на Ленинском проспекте.
К 2022 г. количество проблемных зон сократилось на 81%. Сейчас продолжается масштабная модернизация: строительство новых сооружений для ливневых стоков, расширение водоотводящих коллекторов и создание систем временного накопления воды. Эти меры позволяют столице адаптироваться к возрастающей нагрузке на водную инфраструктуру в условиях меняющегося климата, отметил Петров.
Климатические изменения касаются не только природы: они негативно влияют на здоровье людей и все секторы экономики и городского хозяйства – транспорт, энергетику, зеленые насаждения. К каждому из опасных явлений нужен особый подход для предотвращения или уменьшения ущерба, отмечает Липка. «Взять те же волны жары: здесь критически важны кондиционирование транспорта, соцучреждений, планирование жилых микрорайонов, создание максимального количества комфортных мест отдыха – климатических убежищ», – уточняет она.
Каркас прохлады
По словам Кокорина, снизить температуру в городе можно как минимум на четыре градуса. Для этого необходимо комплексное решение: улучшение вентилируемости городской застройки , вынос за пределы жилых районов таких источников тепла, как ТЭЦ, использование светлых фасадов зданий и создание водоемов: даже небольшие водные пространства способны охладить воздух на градус.
Особую роль играет озеленение: парки, скверы и лесные массивы могут дать охлаждающий эффект до трех градусов Цельсия. «Яркий пример – "Серебряный Бор" и Строгино, где растительность существенно смягчает микроклимат», – поясняет эксперт.
Одним из наиболее важных проектов адаптации стал зеленый каркас Москвы, отмечает в разговоре с «Ведомости. Городом» доцент Института экологии РУДН им. Патриса Лумумбы Владимир Пинаев. Эту концепцию закрепляет закон «Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве», принятый в столице в 2024 г. Зеленый каркас – это система, которая объединит городские леса, скверы и парки столицы в непрерывное зеленое полотно, поясняет генеральный директор и основатель сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов.
Создание московского зеленого каркаса нацелено на то, чтобы более 90% жителей имели доступ к природе в шаговой доступности. «Уже сейчас подавляющее большинство москвичей могут пешком за 10–15 минут дойти до какого-либо парка или сквера, но пока эти пространства часто изолированы друг от друга, – говорит Петров. – Связав их аллеями, бульварами и «зелеными коридорами», город получит синергетический эффект: потоки прохладного воздуха смогут свободно перемещаться, насекомые-опылители и птицы – мигрировать между участками, что поддерживает естественный баланс экосистем».
«Идея требует максимально слаженной работы между экологами, урбанистами, представителями городской администрации и сервисных служб, – полагает Хорошилов. – Учитывая степень проработки идеи и наличие успешного международного опыта, у нас есть все шансы увидеть зеленый каркас Москвы в ближайшие годы».
Хорошилов видит еще одно направление в работе с зелеными зонами столицы: восстановление поврежденных и утраченных зеленых насаждений в уже существующих зеленых зонах. «Здесь Москве не обязательно дожидаться результатов различных пилотных проектов или научного обоснования, чтобы восстановить зеленые зоны после незаконных вырубок прошлых лет или ветровалов», – отметил эксперт.
Планы на перемены
Меры адаптации, которые уже реализованы, прочно вошли в нашу жизнь и стали привычными, отмечает Липка. Например, оповещение горожан о ЧС через sms (результат кооперации метеорологов и МЧС), кондиционирование общественного транспорта, высадка деревьев. После 2025 г. начнется новый этап адаптации с акцентом на уязвимые объекты. «Например, цифровизация инфраструктуры поможет оценивать риски для каждого здания: где нужен ремонт, модернизация, а где целесообразны снос и замена с учетом будущих климатических условий», – сообщила Липка.
Первый этап плана адаптации Москвы к климатическим изменениям подходит к завершению и уже готовится новый – он станет следующим шагом в обеспечении благополучия города в любых погодно-климатических условиях, отметила Липка. «В том числе в него можно включать новые благоприятные возможности: вегетационный сезон становится длиннее, поэтому город будет дольше украшен цветами, а в озеленение можно добавить новые красивые теплолюбивые виды растений», – добавила она.
Мировой опыт в этом направлении весьма разнообразен, рассказал Пинаев. «Сейчас наблюдается стремление к созданию вертикальных лесов, расширению зеленого каркаса не только поверхностно, но и высотно», – говорит он. «Предлагаются технологические решения со всевозможными обогревами-охлаждениями, ветрозащитными завесами и использованием ресурсосберегающего оборудования для поддержания комфортного микроклимата в городе», – отметил Пинаев.
Частные компании и бизнес начинают осознавать климатические риски для своих операций: транспортные компании – риски погодных сбоев, девелоперы – риски подтопления участков, говорит Петров. Научное сообщество сегодня работает над методиками экономической оценки экосистемных услуг в городах, отмечает эксперт. В Москве ведутся пилотные расчеты того, как, например, зеленые зоны города обеспечивают очистку воздуха, эквивалентную экономии на здравоохранении в сотни миллионов рублей в год, рассказал Петров. «Например, каждый дополнительный день смога или жары прибавляет определенное число случаев заболеваний и смертей, эквивалентных определенной сумме в рублях ущерба для общества, – говорит эксперт. – Оценки убедительно показывают, что профилактика и адаптация дешевле лечения последствий».
По его словам, расчеты усиливают аргументы в пользу инвестиций в адаптацию природы. В целом, согласно экспертным оценкам, реализация адаптационных проектов в Москве позволит избежать на горизонте в пять лет более 200 млрд руб. потенциального ущерба за счет предотвращения разрушения инфраструктуры, снижения производительности экономики и ущерба здоровью людей, резюмировал эксперт.