Протяженность линий метро в Москве за 12 лет выросла почти вдвое

Эксперты напоминают, что у метро «гигантская, но все же ограниченная» пропускная способность
Пресс-служба мэра и правительства столицы
Пресс-служба мэра и правительства столицы

Общая протяженность линий столичного метро за последние 12 лет увеличилась в 1,7 раза. Об этом сообщил и. о. заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Транспортные эксперты оценили изменения положительно, но напомнили, что ветки московского метро нельзя продлевать бесконечно, и подчеркнули необходимость развития в городе сети скоростных трамваев.

«Начиная с 2011 г. в столице ведется активное строительство новых линий и станций метро. За это время с учетом реконструкции Каховской линии и создания Московского центрального кольца в городе введено 235,8 км линий и открыто 114 станций», – заявил Бочкарев. Он добавил, что сейчас в Москве строятся Троицкая и Рублево-Архангельская линии метро и участок Сокольнической ветки. 

Напомним, что ко Дню города мэр Сергей Собянин открыл пять новых станций метрополитена. Солнцевская линия дошла до аэропорта «Внуково» – на этой ветке заработали станции «Пыхтино» и «Аэропорт «Внуково». Теперь пассажиры могут добраться до аэрогавани на метро за 40 минут, а Солнцевская линия стала одной из самых протяженных в Москве, ее длина – более 30 км. Ожидается, что платформой «Аэропорт «Внуково» будут пользоваться более 22 000 пассажиров в сутки.

Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

А на севере на Люблинско-Дмитровской линии открылись три станции: «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Сейчас Люблинско-Дмитровская линия – это 43 км и больше 20 станций.

В 2022 г. в «Индексе городского процветания» ООН Москва заняла 1-е место в категории «Развитие инфраструктуры». По этому показателю российская столица обогнала Гонконг, Париж, Лондон и Мадрид. С 2011 г. в Москве количество станций метро выросло со 182 до 263. А московская БКЛ – на сегодняшний день самая большая кольцевая линия метро в мире (70 км).

Эксперты оценили темпы роста метро положительно. «Для горожанина протяженность в 100-200 км – это пустой звук. А вот как он добирается до метро – пешком или надо еще на автобусе четыре остановки проехать – для него огромная разница, – заявил «Ведомости. Городу» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. – И сейчас в Москве «пятен», где людям приходится добираться до метро на перекладных, очень мало. Еще в начале 2000-х годов эти «пятна» покрывали 30% города, а сейчас, по экспертной оценке, – сильно меньше 5%. И это даже эмоционально приятно – когда метро рядом, это для многих большое облегчение».

Эксперт добавил, что появление новых станций метро способствует развитию бизнеса. «Еще лет 15 назад центр деловой активности практически на 100% был сосредоточен в пределах Садового кольца, – пояснил Блинкин. – Теперь же появились новые точки притяжения, в том числе «Москва-Сити». Во многих еще вчера периферийных районах просто появление станции метрополитена переформатировало этот пятачок московской территории с точки зрения интересов бизнеса. Это наглядно видно по аренде площадей и т. п.».

При этом Блинкин подчеркнул, что линии метро нельзя продлевать бесконечно. «Тут во всем должна быть рациональность. Метро имеет гигантские, но при этом ограниченные провозные способности. На платформе помещается 8 вагонов, в каждый из них может влезть 200 человек, то есть 1600 пассажиров в поезде. Москва может пускать 40 пар поездов в час, то есть перевозить 64 000 пассажиров каждые 60 минут. И это предел. Если продлевать метро слишком далеко, возникает так называемый «эффект «Выхино», когда люди не могут сесть в первый поезд, они вынуждены ждать на платформе второй, третий. Здесь очень легко сделать ошибку. Нельзя метро доводить до Рязани, протяженность линии подземки – это предмет серьезного профессионального транспортного планирования».

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков сказал «Ведомости. Городу», что «многие пассажиры должны были заметить, что ввод, например, Большой кольцевой линии существенно перераспределил пассажиропотоки и на самых загруженных перегонах стало заметно свободнее». «И это подтверждается объективными данными, – говорит Свириденков. – Еще в 2019 г. на многих участках Таганско-Краснопресненской, Серпуховско-Тимирязевской, Замоскворецкой линий нагрузка была порядка 6-7 стоящих человек на 1 кв. м пола вагона метро. А сейчас даже в самые напряженные дни этот показатель не превышает 5-5,5 человек. Хотя в целом все равно это несколько выше нормативного значения в 4,5 чел. на 1 кв. м».

Эксперт добавил, что городу также предстоит направить внимание на развитие сети скоростных трамваев. «В Москве есть, несмотря на активное развитие сети метрополитена, огромное количество коридоров, где строительство метро было бы неэффективно, а обычный безрельсовый транспорт уже не справляется, – сказал Свиридов. – Это, например, улицы Широкая, Лескова, Хачатуряна и Нахимовский проспект».

По его словам, именно на таких участках мог бы помочь трамвай. «Но не такой, который мы привыкли видеть в центре города, где он едет в общем потоке транспорта. Нужны линии, которые помогут реализовать все преимущества трамвая: то есть движение по обособленному полотну с более высокой скоростью», – резюмировал эксперт.

Самое популярное
Свободное время
Черная семейная комедия, новая жизнь Деревянко и еще пять кинопремьер декабря
Что смотреть в кинотеатрах в начале зимы
Свободное время
Куда пойти в декабре: афиша самых интересных мероприятий в городах России
Как провести свободное время в конце года
Свободное время
Грузинский пир, русская сказка и диско-гламур: где и как встретить 2026 год
Рестораны столицы предлагают не просто ужины, а готовые концепции праздника
Наш город
До зимы еще далеко: на выходных в Москве ожидается кратковременный снег
Но формирование полноценного снежного покрова не предвидится
Наш город
Реквием по «Патрикам»: почему самый модный район Москвы теряет популярность
Как возникает и почему угасает востребованность городских локаций
Свободное время
Цирк, балет и много волшебства: как порадовать малыша в Новый год
Праздничные елки для самых юных зрителей
Свободное время
Елка для взрослых и царские куклы: куда пойти в выходные 6–7 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Геометрическое наследие: в Дохе открылся музей Макбула Фиды Хусейна
Проект индийского архитектора Мартанда Хосла основан на эскизе самого художника
Другие города
Архитектура, дизайн и урбанистика: главные события декабря
Отраслевые конференции и выставки в России и за рубежом
Другие города / Интервью
Надежда Замятина: «Если долго жил на Севере, на юг лучше уже не переезжать»
Директор Центра арктической и северной урбанистики – о жизни городов за полярным кругом
Наш город
Без колебаний: в столичном регионе сохранится аномально высокая температура
Превышение над климатической нормой составит пять градусов
Городская недвижимость
Стратегический актив: как репутация помогает девелоперам увеличить продажи
Почему авторитет бренда прямым образом влияет на рыночные позиции
Другие города
Архитектурный дайджест: греческая пивоварня, дом из пикселей и китайцы в Венеции
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Чудо на льду: в каких городах работают самые атмосферные катки мира
Площадки для популярного развлечения становятся яркими точками притяжения в зимних мегаполисах
Городская недвижимость
Портфель для инвестора: вложения в какую недвижимость принесут стабильный доход
Как защитить и приумножить свой капитал