Читайте также
На сверхзвуковых скоростях. Герой России Сергей Богдан – о жизни и работе летчика-испытателя
В небо с комфортом: полезные гаджеты и приложения для авиапассажиров
Будущее летающего такси в Москве

Трудности перелета. Стюардессы рассказали о работе в пандемию

Бортпроводники – о ломках по полетам и «масочных войнах» с пассажирами
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Коронавирус внес серьезные коррективы во все сферы жизни, путешествия не стали исключением: резко сократилось количество перелетов между странами и работы у персонала авиационной сферы тоже стало меньше. Кто-то сидел дома и просто ждал, кто-то пробовал себя в других профессиях и грезил о возвращении в небо. Бортпроводники рассказали «Городу» о сложностях работы в пандемию.

«Конфликты из-за масок почти на каждом рейсе»

Маргарита Еремина трудится стюардессой уже три года. До пандемии работа была более-менее спокойной, однако коронавирус все изменил: полеты стали реже и от плотного графика не осталось и следа. «Я уехала в родной Смоленск, рейсы были, но это было три-четыре раза в месяц. Налета нет и зарплаты тоже нет, ведь она зависит от налета. Ужасно скучала по работе», – рассказала она. 

В тот момент, призналась Маргарита, очень хотелось все бросить и уволиться, как это сделали большинство ее коллег. Произошло выгорание, потому что приходилось постоянно сидеть дома и ждать. Пришлось подрабатывать. «Работала тайным покупателем, жить же на что-то нужно», – поделилась она. 

Потом все постепенно начало возвращаться к более-менее привычному ритму: девушка активно летает и на внутренних, и на международных рейсах. Для последних сейчас важны не только хорошее знание английского языка, но и прививка.

Но даже всеобщая радость от возобновления авиасообщения омрачается ковидными ограничениями, например, пассажиры весь полет должны быть в масках. Это доставляет людям неудобство. По словам Маргариты, конфликты из-за масок случаются практически на каждом рейсе. 

Кроме того, маски мешают использовать один из самых главных инструментов в работе стюардесс – улыбку, добавила Маргарита. «Она очень важна. Если в доковидное время все были радостные и мы улыбались пассажирам без масок, то сейчас все в масках и очень напряжены, нет того контакта», – сказала Маргарита. 

Все это, конечно, вызывает жуткий стресс, добавила стюардесса. Справляться с ним помогает горячий душ сразу же после рейса – он приводит в чувства и бодрит. «Еще забыть обо всех недопониманиях на работе помогает вкусный ужин в компании любимого человека», – подытожила стюардесса. 

«После того рейса еле добралась до дома»

Своего первого полета стюардесса Виктория Аристова ждала год. Обучение на бортпроводника у девушки закончилось в марте прошлого года, как раз тогда, когда на мир обрушилась пандемия. 

«Нам сообщили о том, что сейчас нас трудоустраивать не будут. Никто не знал, когда в итоге появится работа», – объяснила девушка. 

Тогда Виктория единственная из всей группы учеников решила не уезжать из Москвы и подождать решения вопроса. И начала искать другую временную работу. Трудилась продавцом-консультантом, потом администратором в капсульном отеле в «Шереметьево».

Искать выход из положения в сложной ситуации пришлось не одной Виктории. Она рассказала, что в тот же отель приходили на подработку другие бортпроводницы. «Еще рядом с отелем есть кофейня, там мальчик начинающий пилот подрабатывал. То есть все крутились, как могли», – сказала Виктория. 

После долгого ожидания, в марте 2021 года, девушке пришло письмо от авиакомпании с приглашением на работу. Призналась, что желание бросить все, уехать и никогда не связывать свою жизнь с авиацией было. «Пока ты сидишь год, не зная, чего ждешь, потому что полеты зависят от многих факторов, начинаешь думать: может, это не твое, не надо тебе туда, займись чем-нибудь другим», – рассказала Виктория. 

Долгожданный первый полет состоялся три месяца назад. Виктория летела в Казань, весь путь занимал примерно 1,5 часа, самолет был почти полным. За это время, по ее словам, тебе нужно обслужить пассажиров и еще параллельно понять, как устроен живой самолет, что где лежит. 

«Но самое ужасное – я дико натерла себе ноги туфлями. Так сильно, что не могла даже стоять, а тебе нельзя подавать вида. Я стояла почти со слезами на глазах и с разбитыми в кровь ногами. Еще и маска, от которой тоже устаешь. После того рейса еле добралась до дома», – поделилась стюардесса. 

Виктория говорит, что к конфликтным ситуациям из-за ковидных огранчений на борту готова, ведь 10 лет работала в сфере услуг.

«Люди не понимают: мы надеваем маски и перчатки уже при входе в аэропорт и не имеем права это все снимать вообще. То есть мы за два часа до полета находимся в масках и перчатках, в течение рейса – и просто молимся, чтобы поскорее это закончилось», – сказала она.

«Иногда даже не можешь вспомнить, откуда ты прилетела»

В отличие от Виктории, которой пришлось ждать своего звездного часа год, Дарина начала работать стюардессой за неделю до начала пандемии и успела слетать в два безмасочных рейса. 

«А дальше одни ограничения, два месяца сидела вообще без единого рейса. Было очень обидно. Когда в такие моменты видела самолеты, была дикая ломка, хотелось уже поскорее почувствовать себя настоящим бортпроводником», – сказала девушка. 

Но за время пандемии ни разу не возникло желания сменить профессию, но подрабатывать, чтобы обеспечить себя, приходилось. По словам девушки, она пробовала себя в роли бариста, официантки и администратора салона красоты.

«Но сейчас уже все постепенно налаживается и я летаю одинаково часто и по России, и за границу», – добавила она.

Дарина жалуется, что столкнулась с аллергией из-за ношения масок и перчаток. «Со временем научилась, находясь в маске, показывать свое расположение к человеку, к слову, пассажиры чаще делают комплименты глазам. Несмотря на то что губ под маской не видно, я все равно их крашу – это придает уверенности в себе», – поделилась стюардесса. 

Однако во время рейса девушка испытывает неловкость, потому что выступает в роли надзирателя. Персоналу грубят, хамят и очень часто пишут жалобы.

Помимо этого, частой причиной разногласий между бортпроводниками и пассажирами становится несоблюдение правил безопасности. Особенно, по словам Дарины, это касается маленьких детей, которых родители не хотят пристегивать при взлете и посадке, потому что те будут плакать. 

Все это меркнет на фоне сильной усталости. «После рейса иногда даже не можешь вспомнить, откуда ты прилетела, а что на нем было – тем более», – добавила Дарина. 

Но ни одну конфликтную ситуацию, по словам девушки, она не забрала с собой на землю: «Весь негатив оставляют на борту».

Самое популярное
Наш город
Собянин: путепровод через СЗХ у Новозаводской улицы будет достроен в 2026 году
Мневниковская пойма станет крупным центром с 3 млн «квадратов» недвижимости
Умный город
Оксана Сударева: «КЭДО может стать конкурентным преимуществом ритейлера»
Руководитель домена управления персоналом ГК «Лента» – о важности цифровизации бизнес-процессов
Свободное время
Это наш конек: катки на площадках проекта «Зима в Москве» открыты в любую погоду
В этом году в столице работают два десятка площадок с искусственным льдом
Культурный город
В 2024 году с помощью платформы «Москино» согласованы съемки более 600 проектов
Онлайн-ресурс является частью стратегии столичной мэрии по развитию киноиндустрии в Москве
Свободное время
Праздник удался: «Китайский Новый год» в Москве посетили почти 1,5 млн человек
Гости фестиваля чаще всего посещали мастер-классы и чайные церемонии
Горожане
Сытные, сладкие, твои: активные горожане выберут начинку для блинов
В преддверии Масленицы москвичи смогут проголосовать за свой вариант традиционного блюда
Культурный город
С исторической точностью: на ВДНХ идет реставрация павильона № 35 «Главтабак»
За 11 лет рабочие восстановили почти 40 объектов выставочного комплекса
Свободное время
Философия бани: где попариться по всем правилам
Представляем варианты отдыха с пользой для тела и души
Наш город
Собянин: Москва получит 242 млн единиц медпрепаратов по офсетному контракту
В «Алабушеве» запустили производство лекарств по новому механизму договоров в системе госзаказа
Наш город
Магазин на диване: пятая часть расходов москвичей приходится на онлайн-покупки
Участники проекта «Сделано в Москве» за год продали на маркетплейсах 370 000 товаров
Свободное время
Скип, ресурфейсер и шайба: активных горожан пригласили на «Большую викторину»
Участники опроса смогут ответить на вопросы о зимних видах спорта
Наш город
Курс на ЗОЖ: до 2027 года в Москве построят еще 101 спортивный объект
Всего за 14 лет в столице появилось 327 таких объектов, в том числе при участии инвесторов
Наш город
Свадьбы в метро и машина за переезд – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Москва – плюс: индийские туроператоры оценили проект межрегиональных путешествий
Участники бизнес-миссии в Мумбаи намерены расширять предложения для поездок в Россию
Наш город
Своя колея: трамваями в Москве воспользовались за год более 190 млн раз
Столичные власти продолжают развитие обособленной сети электротранспорта