Читайте также
На сверхзвуковых скоростях. Герой России Сергей Богдан – о жизни и работе летчика-испытателя
В небо с комфортом: полезные гаджеты и приложения для авиапассажиров
Будущее летающего такси в Москве

Трудности перелета. Стюардессы рассказали о работе в пандемию

Бортпроводники – о ломках по полетам и «масочных войнах» с пассажирами
Андрей Гордеев / Ведомости

Коронавирус внес серьезные коррективы во все сферы жизни, путешествия не стали исключением: резко сократилось количество перелетов между странами и работы у персонала авиационной сферы тоже стало меньше. Кто-то сидел дома и просто ждал, кто-то пробовал себя в других профессиях и грезил о возвращении в небо. Бортпроводники рассказали «Городу» о сложностях работы в пандемию.

«Конфликты из-за масок почти на каждом рейсе»

Маргарита Еремина трудится стюардессой уже три года. До пандемии работа была более-менее спокойной, однако коронавирус все изменил: полеты стали реже и от плотного графика не осталось и следа. «Я уехала в родной Смоленск, рейсы были, но это было три-четыре раза в месяц. Налета нет и зарплаты тоже нет, ведь она зависит от налета. Ужасно скучала по работе», – рассказала она. 

В тот момент, призналась Маргарита, очень хотелось все бросить и уволиться, как это сделали большинство ее коллег. Произошло выгорание, потому что приходилось постоянно сидеть дома и ждать. Пришлось подрабатывать. «Работала тайным покупателем, жить же на что-то нужно», – поделилась она. 

Потом все постепенно начало возвращаться к более-менее привычному ритму: девушка активно летает и на внутренних, и на международных рейсах. Для последних сейчас важны не только хорошее знание английского языка, но и прививка.

Но даже всеобщая радость от возобновления авиасообщения омрачается ковидными ограничениями, например, пассажиры весь полет должны быть в масках. Это доставляет людям неудобство. По словам Маргариты, конфликты из-за масок случаются практически на каждом рейсе. 

Кроме того, маски мешают использовать один из самых главных инструментов в работе стюардесс – улыбку, добавила Маргарита. «Она очень важна. Если в доковидное время все были радостные и мы улыбались пассажирам без масок, то сейчас все в масках и очень напряжены, нет того контакта», – сказала Маргарита. 

Все это, конечно, вызывает жуткий стресс, добавила стюардесса. Справляться с ним помогает горячий душ сразу же после рейса – он приводит в чувства и бодрит. «Еще забыть обо всех недопониманиях на работе помогает вкусный ужин в компании любимого человека», – подытожила стюардесса. 

«После того рейса еле добралась до дома»

Своего первого полета стюардесса Виктория Аристова ждала год. Обучение на бортпроводника у девушки закончилось в марте прошлого года, как раз тогда, когда на мир обрушилась пандемия. 

«Нам сообщили о том, что сейчас нас трудоустраивать не будут. Никто не знал, когда в итоге появится работа», – объяснила девушка. 

Тогда Виктория единственная из всей группы учеников решила не уезжать из Москвы и подождать решения вопроса. И начала искать другую временную работу. Трудилась продавцом-консультантом, потом администратором в капсульном отеле в «Шереметьево».

Искать выход из положения в сложной ситуации пришлось не одной Виктории. Она рассказала, что в тот же отель приходили на подработку другие бортпроводницы. «Еще рядом с отелем есть кофейня, там мальчик начинающий пилот подрабатывал. То есть все крутились, как могли», – сказала Виктория. 

После долгого ожидания, в марте 2021 года, девушке пришло письмо от авиакомпании с приглашением на работу. Призналась, что желание бросить все, уехать и никогда не связывать свою жизнь с авиацией было. «Пока ты сидишь год, не зная, чего ждешь, потому что полеты зависят от многих факторов, начинаешь думать: может, это не твое, не надо тебе туда, займись чем-нибудь другим», – рассказала Виктория. 

Долгожданный первый полет состоялся три месяца назад. Виктория летела в Казань, весь путь занимал примерно 1,5 часа, самолет был почти полным. За это время, по ее словам, тебе нужно обслужить пассажиров и еще параллельно понять, как устроен живой самолет, что где лежит. 

«Но самое ужасное – я дико натерла себе ноги туфлями. Так сильно, что не могла даже стоять, а тебе нельзя подавать вида. Я стояла почти со слезами на глазах и с разбитыми в кровь ногами. Еще и маска, от которой тоже устаешь. После того рейса еле добралась до дома», – поделилась стюардесса. 

Виктория говорит, что к конфликтным ситуациям из-за ковидных огранчений на борту готова, ведь 10 лет работала в сфере услуг.

«Люди не понимают: мы надеваем маски и перчатки уже при входе в аэропорт и не имеем права это все снимать вообще. То есть мы за два часа до полета находимся в масках и перчатках, в течение рейса – и просто молимся, чтобы поскорее это закончилось», – сказала она.

«Иногда даже не можешь вспомнить, откуда ты прилетела»

В отличие от Виктории, которой пришлось ждать своего звездного часа год, Дарина начала работать стюардессой за неделю до начала пандемии и успела слетать в два безмасочных рейса. 

«А дальше одни ограничения, два месяца сидела вообще без единого рейса. Было очень обидно. Когда в такие моменты видела самолеты, была дикая ломка, хотелось уже поскорее почувствовать себя настоящим бортпроводником», – сказала девушка. 

Но за время пандемии ни разу не возникло желания сменить профессию, но подрабатывать, чтобы обеспечить себя, приходилось. По словам девушки, она пробовала себя в роли бариста, официантки и администратора салона красоты.

«Но сейчас уже все постепенно налаживается и я летаю одинаково часто и по России, и за границу», – добавила она.

Дарина жалуется, что столкнулась с аллергией из-за ношения масок и перчаток. «Со временем научилась, находясь в маске, показывать свое расположение к человеку, к слову, пассажиры чаще делают комплименты глазам. Несмотря на то что губ под маской не видно, я все равно их крашу – это придает уверенности в себе», – поделилась стюардесса. 

Однако во время рейса девушка испытывает неловкость, потому что выступает в роли надзирателя. Персоналу грубят, хамят и очень часто пишут жалобы.

Помимо этого, частой причиной разногласий между бортпроводниками и пассажирами становится несоблюдение правил безопасности. Особенно, по словам Дарины, это касается маленьких детей, которых родители не хотят пристегивать при взлете и посадке, потому что те будут плакать. 

Все это меркнет на фоне сильной усталости. «После рейса иногда даже не можешь вспомнить, откуда ты прилетела, а что на нем было – тем более», – добавила Дарина. 

Но ни одну конфликтную ситуацию, по словам девушки, она не забрала с собой на землю: «Весь негатив оставляют на борту».

Самое популярное
Культурный город
Подведены итоги первого грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив
Всего было поддержано 1478 проектов на общую сумму порядка 3,2 млрд рублей
Наш город
Новослободский парк: уединение в центре Москвы
Где отдохнуть от городского шума
Гараж
Миллиардер Дмитрий Волков: «Искусственный интеллект может быть вашим другом»
Предприниматель и инвестор – о том, как появилась его страсть к вертолетам и как строит собственные метавселенные с помощью хобби
Умный город
В Москве прошел книжный NFT-аукцион
Организаторы уверены, что токены изменят литературный рынок
Культурный город
Коллективное чтение. В Москве приобретают популярность книжные клубы
Живые встречи – лучший мотиватор, считают организаторы
Умный город / Интервью
Станислав Тывес: «Клиенты будут с тем банком, у которого ежедневный цифровой сервис удобнее»
Интервью с заместителем председателя правления ПАО «Банк Уралсиб»
Наш город
Большой стрит-арт-объект, краснокнижный гриб и новый парк в центре Москвы: хорошие новости недели
Что позитивного случилось в столице
Наш город
Чем заняться на Московской международной книжной ярмарке
Новинки литературы, встречи авторов с читателями и дискуссии о саморазвитии
Горожане / Интервью
Евгений Водолазкин: «Покупать книги нужно, даже если их не читаешь»
В интервью «Городу» писатель рассказал о «Лавре» в театре и «Авиаторе» в кино, о собственных читательских предпочтениях и о чтении вслух
Горожане
«В бизнесе побеждает не спринтер». Гуляем по Москве с сооснователем Hoff Михаилом Кучментом
Об эпицентре свободы на Арбате, панораме Москвы с воды и о том, почему всегда нужно бежать за троллейбусом
Гараж
Руки вверх: испытываем в деле Nissan Qashqai
Популярный кроссовер обзавелся электронными фишками
Культурный город
Спорное искусство. Современная скульптура не может пробиться на улицы русских городов
До сих пор студента-скульптора могут отлучить от дипломной работы, если он предлагает для разработки абстрактную форму
Культурный город
Фантастическая четверка. Каких проектов ждать от объединившихся московских музеев
К чему приведет создание альянса
Наш город
Парк «Братеевская пойма»
Где отдохнуть на юге Москвы
Культурный город
Город декораций. Какие дома в Москве полюбил кинематограф
Рассказывают столичные экскурсоводы