Собянин: более 927 000 малых и средних предприятий зарегистрировано в Москве
Общий объем уплаченных сектором МБС налогов достиг 1,2 трлн рублейВ Москве сегодня насчитывается свыше 927 000 организаций малого и среднего предпринимательства (МСП), что соответствует примерно 85% всех городских компаний и около 14% общероссийского показателя. Количество сотрудников в столичном малом и среднем бизнесе достигает 3,4 млн человек – это примерно 40% общей численности занятых в городской экономике, рассказал в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин.
По его словам, треть сотрудников работает в приоритетных направлениях экономики Москвы, включая информационные технологии, финансы, строительство и производство. Кроме того, последние годы характеризовались быстрым ростом доли доходов МСБ в бюджете города. Если еще в 2011 г. она была менее 10%, то уже в 2024-м показатель вырос до 27%. Суммарный объем уплаченных налоговыми платежами малых и средних предприятий составил в прошлом году 1,2 трлн руб., обогнав поступления от финансовой сферы и строительства вместе взятые. И эта тенденция продолжается.
«За четыре месяца 2025 г. поступления в столичный бюджет увеличились на 8,8% и достигли 519,2 млрд руб. Особенно активно развиваются высокотехнологичный сектор, молодежное предпринимательство и экспортная деятельность», – написал Собянин.
Мэр Москвы подчеркнул, что такой рост стал возможен благодаря эффективной системе поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности, действующей в столице. Город первым в стране запустил программы льготного кредитования для малого и среднего бизнеса в 2020 г. и программу льготного факторинга в интересах ключевых отраслей экономики в 2022-м. Кроме того, столичные компании уверенно выходят на международные рынки – важную роль здесь играет работа Московского экспортного центра, при содействии которого в 2024 г. было подписано экспортных соглашений на рекордную сумму более 26 млрд руб., добавил Собянин.
Особое значение имеет поддержка местных брендов через популяризацию и продвижение. Например, успешная инициатива «Сделано в Москве» объединяет более 7000 московских производителей различных групп продукции – от одежды до мебели и косметики. Проект представлен пятью специализированными магазинами и официальным сайтом, собравшим более 4 млн уникальных посетителей. Благодаря этой программе предприниматели реализовали продукцию на сумму свыше одного 1 млрд руб. по итогам прошлого года.
Собянин подчеркнул важность цифровизации городской среды для удобства ведения бизнеса. Портал mos.ru предлагает сегодня более 200 онлайн-сервисов для представителей предпринимательского сообщества, число обращений к которым в I квартале текущего года превысило 700 000 раз. Всего зарегистрировалось больше 500 000 аккаунтов юрлиц и ИП.
Цифровую платформу Портал Поставщиков запустили в 2013 г. специально для осуществления небольших закупок. Сейчас она объединяет свыше 370 000 бизнесменов со всех регионов страны и содержит каталоги с более чем 3,1 млн видов продукции, работ и сервисов. Каждый день через эту площадку заключается примерно 1500 договоров. По итогам прошлого года общая сумма проведенных торгов составила более 121,7 млрд руб.
Кроме того, важнейшим инструментом связи между бизнесом и столицей является инвестиционный портал Москвы. С момента запуска в 2014 г. электронные сервисы этой платформы использовали уже более 1 млн раз, подчеркнул Собянин.
15 мая заместитель мэра Москвы, глава городского департамента экономической политики и развития Мария Багреева рассказала, что объем розничного товарооборота в столице за I квартал 2025 г. достиг практически 2 трлн руб. По ее словам, показатель вырос на 3,2% относительно аналогичного периода предыдущего года в сопоставимых ценах.
Багреева отметила, что наибольший прирост обеспечил сегмент непродовольственных товаров – здесь продажи увеличились на 4,1%, составив 934 млрд руб. Наиболее заметный скачок продемонстрировали категории косметической продукции, парфюмерии, электроники, цветочной индустрии и строительных материалов.