Архитектурные тренды EXPO-2025
Текучие фасады, городские дачи и дома-ветви«Мир сейчас очень нестабильный. Здесь, в Осаке, у нас есть уникальная возможность собрать вместе представителей разных стран и вместе подумать, каким мы хотим видеть наш мир», – заявил в интервью CNN Cоу Фуджимото, известный японский архитектор и продюсер Всемирной выставки EXPO-2025, которая завершилась осенью этого года. В этом году она прошла в Осаке под слоганом «Создаем дизайн общества будущего» и действительно впечатлила масштабом: 160 стран, более 29 млн посетителей.
Цель EXPO – показать, какие открытия, явления, изобретения будут определять нашу жизнь в ближайшие годы. Именно поэтому в числе наиболее ярких экспонатов – искусственное сердце, выращенное из стволовых клеток учеными университета Осаки, инновационные солнечные панели, роботы-гуманоиды, образцы лунного грунта.
Конечно, для архитектора поездка на EXPO-2025 представляет особую ценность. Всемирная выставка сравнима с Неделей высокой моды: это демонстрация архитектурных возможностей и идей со всего мира в одной точке. Каждый из 38 павильонов разных стран намекал на то, чего нам ждать в будущем – инновационный дизайн, новые материалы и методы строительства. И самое главное, что все это не абстракция. Представленное в виде концепта или идеи на EXPO будет реализовано и внедрено в следующие 50 лет. Это уже доказала Всемирная выставка в Осаке в 1970 г., предвосхитившая расцвет модернизма, высоток и модульных конструкций. В этом году EXPO также определила несколько ключевых трендов в области архитектуры.
Новая жизнь дерева
До недавних пор дерево ассоциировалась преимущественно с загородными домами, отелями, банями. Но в последнее время мы видим все больше примеров того, что древесина – это материал архитектурной свободы, позволяющий любые эксперименты.
Наглядное подтверждение – эпицентр EXPO-2025, The Grand Ring. Этот объект площадью более 61 000 кв. м и высотой с девятиэтажный дом попал в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое деревянное сооружение в мире. По сути, The Grand Ring – это гигантский променад, с которого можно неспешно обозревать всю выставку. «Кольцо» было построено полностью из местной древесины – японского кедра и кипариса.
Очевидно, что дерево будет все больше выходить за рамки частного домостроения, что неудивительно: оно бюджетное, прочное, экологичное и очень эстетичное. Например, в прошлом году Google построил свой новый офис в Калифорнии из древесного массива, недавно на севере Франции появилась первая деревянная школа. В России в Краснокаменске в июле открылся деревянный пассажирский аэропорт, а под Вологдой построили сотовую вышку из дерева.
Динамические фасады
Фасады перестают быть статичными – они превращаются в живую оболочку зданий, которая меняется и адаптируется. Это продемонстрировали авторы павильона Бельгии c «водным» фасадом, который по ночам окутывал окружающее пространство паром.
Динамические фасады могут быть механическими (например, движущиеся панели), сенсорными – реагировать на ветер, солнечный свет, перепады температуры. Они делают здания более энергоэффективными и экологичными, естественным образом охлаждая и проветривая их. Такие фасады часто строят из «умных» материалов, которые могут менять текстуру и степень прозрачности, добавляют к ним световые или медиапанели для визуальных эффектов. Все это соответствует современной культуре потребления и клиповому мышлению – для того, чтобы быть максимально привлекательными, здания должны постоянно предлагать новую картинку, как рилсы в соцсетях.
Есть множество примеров динамических фасадов. Например, аэропорт Carpark в Брисбэне облицован алюминиевыми панелями, колышущимися от ветра, – они напоминают ткань. А башни Al Bahar в Абу-Даби напоминают гигантские пчелиные соты: их фасад создан из модульных солнечных панелей, отражающих более 50% лучей и охлаждающих здания.
Новая эра таунхаусов
Города развиваются и разрастаются, они стремятся вверх, но людям не очень комфортно жить на высоте 100 этажей. В этих местах человек себя чувствует несоразмерным, маленькой букашкой в гигантском мире. Попытка сохранить городскую среду, но жить «как на природе» – новый тренд переосмысления таунхаусов. Люди хотят строить в мегаполисах дома, максимально приближенные к загородным, ютясь порой на крошечных пятнах застройки. Так рождается еще один популярный тренд – narrow architecture, «тонкая архитектура». Речь идет о том, чтобы максимально эффективно и креативно использовать самые маленькие городские участки, сделать их индивидуальными.
Специально для EXPO в Осаке архбюро Fujiwara Muro построило дом Shirakaba («Белая Березка»). Это воплощение принципов «городских таунхаусов» и той самой тонкости: деревянное здание тянется вверх на небольшом участке земли, в ткань дома вплетено несколько камерных садов и зон для спокойного созерцания. Архитекторы придумали особую вертикальную структуру с «пропущенным этажом», чтобы придать дому воздушность и атмосферу загородной жизни.
Природа внутри
Люди стремятся к природе больше, чем когда-либо, особенно поколение Z. Причин много: популярность удаленной работы, стремление к work-life балансу, турбулентность современной жизни. При этом, как показало исследование Майлза Ричардсона, профессора по вопросам связи с природой в Университете Дерби, за последние 200 лет наша связь с природой стала на 60% меньше, и это плохо влияет на ментальное здоровье.
Решение – искусственно создавать природу в городах, например, с помощью вертикальных садов, зеленых крыш, «живых» стен из растений. Они делают здания более экологичными и устойчивыми и уменьшают стресс живущих в них людей. Такие решения сокращают выбросы углекислого газа, снижают уровень шума, поглощают влагу. Пример с EXPO – павильоны Сингапура и Ирана, обрамленные тропическими растениями внутри и снаружи.
В России это сложно реализовать из-за особенностей климата. Одна из альтернатив – делать внутренние дворы, когда дом «вывернут» в обратную сторону, из комнат люди смотрят исключительно во двор, где высажены деревья и цветы.
Возрождение бионической архитектуры
Бионическая архитектура – это строительство по логике, уже заданной и тысячелетиями проверенной самой природой. Она имитирует естественные формы – камни, ветви деревьев, горный ландшафт, растения и не только. Такой подход к проектированию называют одним из самых перспективных. На EXPO-2025 не было почти ни одного кубического, прямолинейного павильона – все они удивляли своей концептуальной формой.
Бионическая архитектура — это не только про эстетику и вау-эффект. Есть исследования китайских ученых о том, что она может уменьшать выбросы углекислого газа до 40%, экономить до 60% электроэнергии. Дело в том, что архитекторы вдохновляются не просто природными формами, но и механизмами. Например, знаменитый шопинг-центр Eastgate в Зимбабве построен по принципу термитника, который естественным образом охлаждается, экономя до 90% вентиляции. А культурный центр Esplanade Theatres в Сингапуре – это огромный плод дуриана: ячейки на «кожуре» регулируют освещение и температуру.
Долгое время бионическую архитектуру воспринимали только в бетонном или алюминиево-панельном исполнении, но сейчас на арену выходит и дерево. Такие здания сложно проектировать и воплощать, но в готовом виде они впечатляют.
Вторичное использование
Печальный, но очевидный факт: строительство вредит окружающей среде. Как показало исследование Раисы Ира, эксперта по цифровым технологиям строительства из Мюнхенского технического университета, около 37% мировых выбросов углекислого газа, 40% загрязнения воды и 50% – почвы связаны именно с «большой стройкой». Один из способов исправить ситуацию – так называемая циркулярная архитектура. Этот устойчивый подход стремится минимизировать отходы, продлить срок службы материалов и перепрофилировать существующие здания вместо использования новых.
Независимая консалтинговая организация CFP приводит четыре главных тренда циркулярной архитектуры. В их числе – urban mining (добыча в городе), когда города воспринимаются как гигантские лего-конструкторы, которые можно «пересобирать». И использование древесины, одного из самых экологичных и полностью перерабатываемых материалов. Вопреки мифам, деревянные постройки очень долговечны. Так, старейшее здание в мире – японский деревянный храм Хорю-дзи.
Павильон Японии на EXPO виртуозно продемонстрировал, как может применяться циркулярный подход. Пищевые отходы, собранные на территории выставки, проходили процесс ферментации. А этот биогаз преобразовывался в электроэнергию, питающую сам павильон.
По-настоящему доступная среда
«Инклюзивное» проектирование часто вызывает если не отторжение, то сомнения у заказчика – так ли необходимо оборудовать пандусы, санузлы для инвалидов и так далее. На самом деле, доступная среда улучшает качество жизни абсолютно для всех. Инклюзивный дизайн делает пространства удобными для родителей с колясками, пожилых, травмированных, путешественников. Кроме того, комфортная безбарьерная среда повышает ликвидность недвижимости и удовлетворенность всех жильцов, общую ценность жилого проекта.
Современная доступная среда подразумевает не только туалеты для инвалидов. Требования к ней становятся все более конкретными. Например, люди с ограниченными возможностями должны легко пользоваться абсолютно всей инфраструктурой жилого комплекса, будь то бассейн на крыше или спортивная площадка. При проектировании необходимо учитывать потребности и колясочников, и слепых, глухих жителей, людей с ментальными заболеваниями.
Япония уже живет в этой парадигме. Инфраструктура для маломобильных граждан интегрирована всюду, включая удаленные районы страны. На EXPO-2025 было поразительное число пожилых людей в инвалидных креслах и маленьких детей в колясках. Для них везде предусмотрели маршруты, включая променад на вершине The Grand Ring. На высоту девятиэтажного дома курсировали лифты, наверху были оборудованы специальные туалеты и зоны отдыха.
Возвращение к традициям
Сегодня наблюдается тенденция – архитекторам становится интересно возрождать традиции: они активно используют национальные орнаменты и исторические конструктивные приемы. Центральное сооружение EXPO-2025, «Большое кольцо», было построено с использованием древней японской техники соединения деревянных элементов без гвоздей – нуки. Именно так возводились многие исторических храмы и самурайские дворцы.
По данным исследования британского консалтингового агентства Create Streets, 84% опрошенных хотели бы жить в зданиях с традиционной архитектурой. Это форма протеста против однообразной застройки, минимализма, безликих фасадов. Архбюро следуют за спросом на аутентичность – и снова начинают создавать барельефы, арочные проемы, колонны, использовать народные способы кладки кирпича и резьбы по камню, работы с деревом. Все это придает пространству индивидуальность и характер. Ведь как справедливо написала Ребекка Мэджин, профессор урбанистики университета Глазго, в своей книге Why Historic places matter emotionally («Почему исторические места вызывают эмоции»), люди хотят не просто жить в домах – а строить с ними личные отношения.