Пространство для всех

Принципы инклюзивности становятся обязательными для проектов власти и бизнеса

Всемирный день инклюзии отмечается 10 октября, и это хороший повод поговорить о доступной среде. Очевидно, что вспоминать о ней нужно чаще, чем раз в год, а городская ткань обязана становиться трансграничной, не замыкаясь только в избранных локациях. 

Сегодня Москва и другие города динамично развиваются на пути создания комфортных условий для людей разных возможностей и возрастов. Делать это изящно, незаметно и ненавязчиво помогают современная архитектура и урбанистика, которые становятся главными союзниками и проводниками прогрессивных идей. 

Долгое время мы жили в городах, где архитектура сформировалась в советский период, а любая типизация и расчеты проводились с оглядкой на взрослого и физически здорового человека. Панельное домостроительство, в свою очередь, решив утилитарную задачу по количеству жилья, нанесло ущерб идентичности районов, в которых напрочь отсутствовала навигация для людей с особенностями. 

Эти районы были похожи друг на друга и заблудиться в них (например, слабовидящим жителям) не составляло труда. Многие прекрасно помнят сюжет комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы», где главный герой перепутал свой дом, оказавшись в другом городе. Да, это художественная гипербола, но зерно истины в ней есть.

Подобных деталей проектирования много, а отсутствие «излишеств» часто превращало городские районы в монотонную среду, где здания предназначены исключительно для сна. На смену такой модели постепенно пришла более устойчивая концепция 15-минутного города, где жилье – это часть мультисценарной и равнодоступной среды для жизни, отдыха, общения.

Всемирный день инклюзии учрежден пять лет назад, но за этот период многие российские города действительно стали более доступными и комфортными для жизни. Прогулки по благоустроенным улицам и бульварам радуют глаз и уже не напоминают преодоление полосы препятствий. Входные группы начали проектировать так, чтобы попасть в здание стало проще, чем взойти на горный пик. Самое главное, что логика универсальной среды стала неотъемлемой частью стратегии городского развития и гигиеническим нормативом. 

Очевидно, что на это повлияли поддержка государства и долгожданные изменения в законодательстве, касающиеся требований к разработке строительной проектной документации. Речь идет о постановлении правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». 28 декабря 2024 г. в раздел документа № 10 были внесены важные изменения, которые задали стратегический курс на внедрение принципов доступной среды для МГН (маломобильные группы населения).

Например, столичные власти отказались от практики повсеместной укладки тактильной плитки агрессивного желтого цвета, которая часто диссонировала с архитектурным обликом города. Переход к спокойным оттенкам и точечному размещению сделал навигацию для слабовидящих более эффективной и эстетически интегрированной в ткань города.

Существенно повысить качество доступной среды позволяет переход от каталогов типовых решений к индивидуальным архитектурным проектам. Персональная ответственность автора, как правило, приводит к лучшему результату. Это особенно заметно на фоне архаичных конструкций вроде двутавровых аппарелей и крутых пандусов, которые до сих пор можно встретить в городском пространстве. Их установка под опасным углом, порой достигающим 45 градусов, не только неудобна, но и небезопасна. Сегодня же возможно создание полноценных входов с уровня земли, технологически защищенных от подтопления и других рисков.

Прогресс виден и в обустройстве доступной среды в рамках образовательных учреждений. В современных школах и детских садах предусматривается возможность инклюзивного обучения и досуга за счет безбарьерного пространства, интуитивно понятной навигации, возможности реализации любых педагогических сценариев для всех детей без исключения. Легкий доступ с улицы во внутреннее пространство, комфортный окружающий ландшафт, куда ребята могут быстро выйти во время перемены, – все это должно стать повсеместным стандартом. Например, наше бюро, разрабатывая проекты таких зданий, стремится выстраивать понятную навигационную модель за счет концепции общественного ядра-площади с легким доступом к другим ключевым функциям. Окружение при этом должно мягко и деликатно мотивировать детей играть, учиться и расти вместе без ощущения отстраненности.

Третье ключевое направление создания доступной среды – системная вовлеченность в процесс строительного бизнеса. Двор без машин, входы с уровня земли, звуковые датчики зажигания света, атравматичные поверхности мест общего пользования и т. д. – принципы, которые стали повседневностью девелоперских проектов. Компании осознали, что такие решения можно сделать привлекательной частью общей концепции и архитектурного кода. Это повышает интерес к проекту, доверие людей, помогает выстроить долгосрочные отношения с горожанами.

Простота и гениальность идеи безбарьерной среды еще и в том, что она полезна не только для маломобильных групп населения, но и для комфорта жизни в целом. Так, любой велосипедист, мама с коляской или пожилой человек будут рады просторным лифтовым холлам, возможности спуститься на улицу без ступеней, выйти на свободную от машин улицу. Удобство коммерческих и общественных зданий для любого жителя в разы повышает их посещаемость, а следовательно, дает положительный эффект для экономики в целом. Сейчас конкуренция среди девелоперов крайне высока, а создание доступной среды позволяет выделить свой продукт на фоне других.

В Москве и других крупных городах в будущем будет все активнее развиваться высотное строительство. Небоскребы станут объектами, где активно внедряются самые передовые концепции и технологические решения в сфере доступной среды. Новаторские архитектурные и дизайнерские идеи из этой типологии постепенно перейдут в другие проекты, позволяя в целом возводить более комфортные здания для людей.

В регионах процессы, связанные с доступной средой, идут несколько медленнее, чем в Москве. Впрочем, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Тюмень и Пермь не отстают от столицы и нередко демонстрируют оригинальные ноу-хау. Например, в Казани в ходе благоустройство озера Кабан набережную сформировали из деревянных настилов, наложенных поверх акватории. Так архитекторам удалось организовать удобное передвижение, сохранив экосистему в виде камышей и прибрежной растительности. Сценарий перемещения здесь грамотно продуман, а общественные здания вписаны в ожерелье пешеходного тротуара.

Также российские урбанисты с большим энтузиазмом вовлечены в процесс реализации федеральной программы развития малых городов. Ряд пилотных проектов внушает оптимизм по поводу их будущего, в том числе в контексте создания доступной среды.

Но какова же главная проблема инклюзивности городского пространства? Она лежит в плоскости старого фонда зданий, построенных до момента разработки актуальных норм проектирования для маломобильных граждан. В части жилья выйти из тупика можно за счет программы реновации, а вот с общественными объектами дела обстоят сложнее. Приспособление старых сооружений под современные стандарты – нетривиальная задача. Если к ее решению подходить шаблонно, то на пути в больницы появятся все те же двутавровые пандусы, больше подходящие для каскадеров, чем маломобильных людей.

Для каждого такого объекта необходима реконструкция с интеграцией элементов доступной среды, учитывая локальные особенности конструктива и территории. Хороший пример такого подхода – программа обновления районных поликлиник в Москве, где критерии инклюзивности закладываются уже на стадии создания проектной документации.

Отдельную сложность представляет адаптация объектов культурного наследия, где архитектурные барьеры (такие, как парадные лестницы) сами являются ценной частью ансамбля и охраняются государством. В этом случае оптимальным решением становится организация отдельного входа или использование современных подъемных устройств.

Реализация таких проектов требует индивидуального подхода: для каждого здания необходимо разработать дизайн-проект, технологическое решение и подготовить персонал. При грамотной работе инженеров и архитекторов все изменения можно внести настолько тактично и качественно, что они органично впишутся в исторический облик и не вызовут смыслового диссонанса.

Роль людей с ограниченными возможностями в общественной жизни с каждым годом становится все значительнее. Это большое достижение, ведь многие факторы, ранее вычеркивавшие человека «с особенностями» из активной деятельности, удается устранить.

Важно понимать, что наше общество постоянно сталкивается с новыми, порой неожиданными вызовами, а безопасная среда является одним из главных способов дать людям почувствовать себя нужными и защищенными. Архитектура в этом смысле выполняет и будет выполнять важную функцию создания объединяющего пространства.

Самое популярное
Свободное время
Третья «Иллюзия обмана», Камбербэтч против ворона и еще шесть кинопремьер ноября
Что смотреть в кинотеатрах в конце осени
Умный город
Территория для людей: главные тренды урбанистики прямо сейчас
Что определяет городское пространство в современном мире
Горожане
Светлана Ходченкова: «Мне интересна история места, в котором я нахожусь»
Новая «Баба-яга» – о любви к архитектуре, Антарктиде и одиночеству
Другие города
Фехтовальный жест в архитектуре: в Уфе построили новый спортивный центр
Его пространство стало метафорой этого вида спорта, его экипировки и динамики
Наш город
Экология и традиции: чем украшают Москву перед новогодними праздниками
Столица делает акцент на устойчивом развитии и многократном использовании декоративных конструкций
Свободное время
Куда пойти в выходные 8–9 ноября
Только интересные события в Москве
Другие города
Природный экстерьер: на берегу озера Тосканка открылся Центр экотуризма
Проект в Нижегородской области объединил современные строительные технологии и бережное отношение к ландшафту
Другие города
Игры с гравитацией и рождение черных дыр: самые известные планетарии мира
Где можно в буквальном смысле прикоснуться к звездам
Наш город
Как будет выглядеть новая станция Бирюлевской линии метро
Ее дизайн будет вдохновлен музеем «Коломенское»
Наш город
Погода в Москве: от утренних туманов к аномальному теплу и грядущему похолоданию
Первая декада ноября будет теплой, а после в столичный регион придет «минус»
Горожане / Мнение
Формула счастья
Как семья, работа и город влияют на жизнь россиян
Другие города
Архитектурный дайджест: бивуак в Альпах, галерея-корабль и музей Крещения Иисуса
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Архитектура, дизайн и городская среда: главные события ноября
Международный гид по ключевым отраслевым конференциям и выставкам
Наш город
Следующая – «Гольяново»: на синей ветке московского метро появится новая станция
Продление Арбатско-Покровской линии снимет транспортную нагрузку с одного из самых загруженных районов столицы
Свободное время
Куда пойти в выходные 2–4 ноября
Только интересные события в Москве