Инвесторы наследия: как власти и бизнес спасают исторические объекты Москвы

Около 500 объектов находятся сейчас в стадии реставрации
Городская усадьба в Орлово-Давыдовском отреставрирована с сохранением 80% исторического кирпича
Городская усадьба в Орлово-Давыдовском отреставрирована с сохранением 80% исторического кирпича /Пресс-служба Sminex

Современное общество все больше понимает ценность сохранения наследия предков. Сооружения разных эпох в российских городах, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Псков и многие другие, заключают в себе целые исторические пласты. Многие из них, к сожалению, уже безвозвратно утеряны: только в период 1990–2010 гг. в столице было снесено более 700 исторических зданий. Но московские власти много лет ведут активную работу по возрождению оставшихся объектов культурного наследия, и в этом вопросе большую поддержку им оказывают частные инвесторы.

Сейчас строения из разных эпох, представляющие историческую и архитектурную ценность, попадают сначала под охрану государства, а потом в руки реставраторов. Ежегодно в работе у специалистов – 500 памятников. С 2012 г. в столице действует программа по сохранению таких объектов, предполагающая предоставление инвестору в аренду площадей по ставке рубль за один квадратный метр. Условие – в течение пяти лет он проведет согласованные реставрационно-восстановительные работы.

Тандем государства и бизнеса

Частные инвесторы прикладывают максимум усилий, чтобы вдохнуть новую жизнь в исторические стены. Конечно, есть нерушимые правила. Сначала – консультации с Мосгорнаследием и только потом – работа со зданиями по архивным чертежам. В процессе бизнес уделяет большое внимание сохранению исторических материалов. Консультанты утверждают, что самая высокая доля объектов с историей приходится на девелопера Sminex. Сегодня компания восстанавливает 15 300 кв. м зданий прошлых веков. Cреди них ‒ бывший дом Товарищества фабрики П. Т. Фирсова в «кирпичном» стиле на Тишинке, характерный образец производственного корпуса конца XIX в., и бывший доходный дом страхового общества «Якорь» на Чистых прудах, выполненный архитектором бароном фон Дессином.

Усадьба Долгоруковых – Бобринских открылась после реставрации на Малой Никитской улице
Усадьба Долгоруковых – Бобринских открылась после реставрации на Малой Никитской улице / mos.ru

В прошлом году жители Москвы увидели 157 обновленных объектов, восстановление которых было выполнено в том числе силами девелоперов. Реставрацию прошли ряд значимых строений, в их числе мемориальная квартира Александра Пушкина на Арбате, дом артистов Большого театра в Брюсовом переулке, (архитектор – автор Мавзолея Ленина Алексей Щусев), церковь Святых Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице, где нашли 40 шедевров масляной живописи. Новый облик обрел объект конструктивизма – дом культуры «Каучук» Константина Мельникова. В 2025 г. впервые после реконструкции открылись усадьбы Долгоруковых – Бобринских на Малой Никитской улице и Прозоровских ‒ Бекетовых на Перекопской улице.

В церкви Святых Апостолов Петра и Павла сохранили 40 шедевров масляной живописи
В церкви Святых Апостолов Петра и Павла сохранили 40 шедевров масляной живописи / Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

За последние несколько лет перерождение получили такие крупные исторические комплексы, как Северный и Южный речные вокзалы, ВДНХ, рассказал историк архитектуры Москвы второй половины XX в. Денис Ромодин. Он напомнил, что город также восстановил исторический облик многих фасадов на Ленинском проспекте и Фрунзенской набережной. В настоящее время специалисты приспосабливают бывший автобусный парк в районе площади трех вокзалов под музей городского транспорта и реставрируют здание МГУ им. Ломоносова на Воробьевых горах, перечислил москвовед.

По словам архитектора-реставратора компании «МВ-Проект» Александра Свиридова, найти настоящих профессионалов в области реставрации трудно. Это связано с тем, что эта сфера узкая и сложная, она требует глубоких знаний строительных технологий прошлого и навыков работы с традиционными материалами.

Новая жизнь старинных зданий

Из примеров исторических объектов, приспособленных под современное коммерческое использование, – здание Центрального телеграфа на Тверской улице в Москве. Его реставрацией занимался девелопер Vos’hod, который планировал разместить там офисы и объекты ритейла. В этом году этот комплекс был приобретен Т-Банком для размещения там Центрального университета. Буквально на днях в городские сценарии вернулась и усадьба XIX в., построенная на средства графа Орлова-Давыдова по проекту архитекторов Константина Быковского и Василия Баркова. Архитектурный ансамбль состоит из четырех особняков со своим ландшафтным парком площадью 2 га и расположен в 1 км от Садового кольца. В процессе реставрации Sminex отобрал 100 000 кирпичей и сохранил 80% исторического материала, воссоздал проемы окон и дверей, а также кованые элементы декора. Оконные рамы и двери изготовили вручную из темного дуба.

Обрели новую жизнь и редкие мозаичные иконы святых Ольги и Пантелеимона на фасадах двух особняков. Их восстанавливал известный реставратор Игорь Лаврененко, также работавший с мозаикой собора Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. В ходе историко-архивных исследований было выявлено, что иконы изготовили в Венеции (на острове Мурано), в мастерской известного мозаичиста Антонио Сальвиати. Образы святых собрали из 20 000 фрагментов смальты (непрозрачного цветного стекла) в самом конце XIX в. Лик равноапостольной Ольги восстанавливали в мастерской, а образ Пантелеимона – прямо на фасаде. Реставрация мозаики в такой технике – по-своему уникальная и непростая работа, требующая хорошего мастерства, подчеркнул главный редактор портала «Хранители наследия» Константин Михайлов.

Восстановленная липовая аллея в «Городской усадьбе в Орлово-Давыдовском»
Восстановленная липовая аллея в «Городской усадьбе в Орлово-Давыдовском» / Пресс-служба Sminex

В парке площадью 2 га сохранили 200-летние дубы и клены. Центральную липовую аллею реконструировали по архивным документам: здесь высадили взрослые липы высотой 12 м. Сейчас «Городская усадьба в Орлово-Давыдовском» ищет нового владельца. В Sminex называют этот лот уникальным для рынка элитной недвижимости. Здесь можно вить родовое гнездо и жить большой семьей из нескольких поколений или использовать особняки для представительской функции, считают в компании. «Мы консультировались с архитекторами-реставраторами, работали в архивах и продумывали каждое проектное решение», – объясняет вице-президент по согласованиям Sminex Самира Левшина.

Сейчас работы ведутся в отношении еще порядка 500 объектов, говорится на сайте мэрии Москвы. В руках реставраторов – Донской монастырь, дом-музей Федора Шаляпина на Новинском бульваре, усадьба Охотникова на Пречистенке. К концу года должны быть восстановлены еще 150 домов, в том числе здание биржи на Ильинке, египетский павильон в Останкине.

Девелопмент исторического значения

Когда девелоперы покупают исторические здания с целью их реставрации с последующим приспособлением под современное использование, то они сталкиваются с рядом сложностей, связанных с их особым статусом. Для работы с объектами культурного наследия необходимо сначала составить научно обоснованный план, затем провести экспертизу по памятнику архитектуры и только потом можно согласовывать проект с Мосгорнаследием, поясняет Михайлов. Работы при этом будут проходить под надзором реставраторов, уточнил эксперт.

До конца года Sminex завершит реставрацию еще одного ценного объекта. Это три исторических здания Теплых торговых рядов, построенных в 1864–1869 гг. архитектором Александром Никитиным. В свое время они были первыми отапливаемыми торговыми помещениями, а теперь стали частью клубных особняков «Ильинка 3/8» в 160 м от Красной площади.

Клубные особняки «Ильинка 3/8» – здания бывших Теплых торговых рядов
Клубные особняки «Ильинка 3/8» – здания бывших Теплых торговых рядов / Пресс-служба Sminex

Строители подвели новые фундаменты под здания XIX в., восстановили кирпичные парусные своды в особняках и заменили временные кровли, интегрировав в старинные стены обшитый современными материалами металлический каркас. Сейчас девелопер завершает реставрацию стен и сводов Монье: по архивным документам восстанавливает декоративные элементы на фасадах – пилястры и карнизы.

Такие работы, как правило, обходятся дороже нового строительства, где, в отличие от реставрации, можно спроектировать объект «с нуля», поясняет Свиридов. Масштабы инвестиций в реставрацию зависят от объекта. На небольшие памятники (дома, усадьбы), по словам Свиридова, понадобится 50–300 млн руб. Крупные федеральные объекты (храмы, дворцы, ансамбли) потребуют от 500 млн до нескольких миллиардов, а особо сложные проекты могут стоить десятки миллиардов рублей, рассказывает эксперт. Инвестиции в реставрацию зданий Теплых рядов составили 1 млрд руб.

Клуб завода «Каучук» на Плющихе
Клуб завода «Каучук» на Плющихе / Александр Авилов / Агентство Москва

Необходимость сохранять аутентичные материалы, проводить сложные инженерные работы по укреплению конструкций существенно удорожает их стоимость, уточняет Свиридов. Также серьезные затраты необходимы для соблюдения строгих требований законодательства, которые не позволяют заменить исторический материал (лепнину, фреску, мозаику, монументальную живопись, резные камень или дерево. – «Ведомости. Город») на его современный аналог, и воссоздание утраченных элементов вручную, продолжает реставратор. Два последних процесса, по его словам, обычно становятся самыми дорогостоящими.

Возвращенные к жизни объекты живут по разным сценариям. Одни служат бизнесу, другие встречают новых владельцев, какие-то становятся посольствами, арт-галереями, бутик-отелями. Смена концепций естественна: времена меняются, а с ними и потребности человека. Суть же реставрации остается прежней: здания возвращаются в город, чтобы продолжать свою историю вместе с человеком.

Самое популярное
Культурный город
От «Головы-ластика» до «Твин Пикса»: главные работы легендарного Дэвида Линча
Знаковые фильмы, во многом определившее язык авторского кино и современного телевидения
Другие города / Мнение
Малообитаемый остров: как живут города Гренландии
Почему типовые многоэтажки не подходят для местных и в чем они непохожи на наших северян
Умный город
От городов и до окраин: где 3D-печать используют для строительства
Технологии помогают создавать дома, туристические объекты, школы и детские площадки
Культурный город
Политех, мастерские Кабакова и Булатова: какие новые музеи откроются в 2026 году
Новые художественные площадки заработают не только в Москве, но и в регионах
Горожане
Грустный понедельник: кто и зачем вывел формулу «самого депрессивного дня»
И как справиться с плохим настроением в холодное время года
Другие города
От пещер до купола света: как выглядят самые атмосферные станции метро в мире
Архитекторы превращают подземки в художественные галереи и дизайнерские шедевры
Умный город / Мнение
От наличных к безналичным
Как современные технологии меняют экономическую и повседневную жизнь россиян
Другие города
Архитектурный дайджест: музей с рифленым фасадом, аэропорт будущего и монастырь
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Морозная хватка: от столичных снегопадов до сибирских рекордов
Как зима будет проявлять себя в разных регионах страны на этой неделе
Свободное время
Что привезти из Москвы в подарок: традиционные, городские и съедобные варианты
Идеи подарков из столицы – от народных промыслов до сладостей
Свободное время
Смотровые площадки Москвы: бесплатные и платные точки с видом на город
Откуда посмотреть на мегаполис
Наш город
Обогревательный сезон: как и для чего в России развертывают пункты обогрева
Они работают в городах, на трассах и у речных переправ
Горожане
Болезни большого города: чем мы платим за жизнь в мегаполисе
Почему иммунитет, психика и даже зубы страдают от городского ритма
Культурный город
Музейная рокировка: в Третьяковке и Пушкинском музее сменилось руководство
Как менялись директора в двух главных московских музеях
Другие города
Покажите нам музыку: восемь самых атмосферных концертных залов мира
Лучшие площадки – от территории «Сириус» до бразильского Манауса