От холста к интерфейсу: как современные технологии формируют новую эстетику

Выставка в ММОМА исследует связь искусства и современных сервисов
Александр Мурашкин
Александр Мурашкин

В Московском музее современного искусства (ММОМА, Петровка, 25) продолжается выставка «Умный дом. Звуковое искусство в пространстве музея». Проект объединяет звуковые инсталляции, скульптуру, графику и видео, созданные специально для экспозиции, а также работы из коллекции музея. Экспозиция исследует, как современные технологии преобразуют не только бытовое пространство, но и саму природу художественного высказывания, отмечается на сайте музея.

Одним из центральных экспонатов выставки стала инсталляция 1nter_face, презентованная 13 ноября. Объект, посвященный новым технологиям в сфере бесконтактных платежей, создан арт-группой Ouroboros при поддержке генерального партнера выставки «Т-бизнеса». Идея проекта, как пояснили авторы в ходе мероприятия, – при помощи мультимедиа переосмыслить технологические системы как художественный элемент.

Инсталляция объединяет медиастену из 300 синхронизированных терминалов старого поколения, к которым присоединен еще один, но уже современный, с биометрическими функциями. В режиме реального времени она преобразует лицо зрителя в цифровой портрет, интегрируя его в общую композицию. Этот процесс, как пояснили авторы, стирает грань между технологическим актом и художественным жестом.

Проект стал поводом для экспертной дискуссии. В рамках паблик-тока публицист, журналист и креативный консультант Алена Долецкая, креативный директор и партнер студии Sila Sveta Илья Балакин, звуковой художник и куратор выставки Глеб Глонти, руководитель управления эквайринга «Т-бизнеса» Даниил Смирнов, а также мультимедийный художник, креативный директор арт-группы Ouroboros Павел Тюн, руководивший процессом по созданию инсталляции, обсудили, когда технологии становятся искусством и создают осязаемое будущее.

Когда мир становится другим

Технологическое искусство пришло в жизнь человека гораздо раньше, чем принято считать, такую гипотезу выдвинул в начале обсуждения Тюн. «Точкой отсчета принято считать 1960-е гг., когда Нам Джун Пайк (основоположник видеоарта. – «Ведомости. Город») творил в Азии, «СКБ Прометей» – в Советском Союзе (эксперименты в области дизайна, световой архитектуры. – «Ведомости. Город») или Энди Уорхол создавал шелкографии на своей «Фабрике». Однако, на мой взгляд, технологии в искусстве существовали всегда», – отметил художник.

Остальные участники дискуссии подтвердили эту мысль. Даже в творчестве Леонардо да Винчи особую ценность представляет поиск технологических инструментов, который позволяет сделать качественный рывок вперед, привела пример Долецкая. «Другой вопрос, получалось ли у него. Но чертежи остались, добавив веса его гениальности», – отметила Долецкая. По ее словам, желание найти новые инструменты объединяет разных мастеров, таких как Марсель Дюшан, Нам Джун Пайк, Билл Виола: мир после открытий каждого из них стал другим.

Технология видеопроекции изменила сам масштаб искусства, отметил Тюн. «Раньше, чтобы создать работу, сравнимую с полотнами в старой Третьяковке, требовались годы труда. Сейчас можно сделать проекцию такой же работы на здание. Это меняет не только форму, но и восприятие произведения, выводя его в принципиально иной контекст», – отметил он.

Автор или инструмент?

«Язык технологий современного искусства невозможно описать, потому что он бесконечен. Он начинается с наскальной живописи и заканчивается нейросетями», – акцентировала Долецкая.

Роль технологий может меняться в зависимости от вида искусства и сферы применения – к такому выводу пришли эксперты в процессе обсуждения. В сайенс-арте, например, где искусство взаимодействует с естественными науками, технологии все чаще воспринимаются художниками не как пассивный инструмент, а как полноправные соавторы, подчеркнул Глонти. В то же время в мире музыки, где композитор мыслит себя проводником сверхидеи, они остаются инструментом, даже если все произведение целиком написано машиной, добавил он. Тюн подчеркнул, что художник при этом может воспринимать свое технологичное детище как что-то личное и вести с ним диалог соответствующим образом.

«Самое главное во всей этой истории заключается в том, достучался ли художник до твоего сердца», – резюмировала Долецкая.

Вызывать эмоции

Формой креатива и искусства сегодня может быть и бизнес, считает Смирнов. По его мнению, эмоциональное восприятие сегодня также является неотъемлемой частью пользовательского опыта. «Сам по себе прием платежей уже привычен для людей, им уже не удивишь. А вот, например, биоэквайринг (оплата с помощью биометрических данных. – Прим. «Ведомости. Города») – это новелла», – подчеркнул он.

По словам Смирнова, идея создания арт-объекта 1nter_face заключалась в том, чтобы через культурный контекст снять тревогу с пользователя и показать, что технология ближе, чем кажется. Таким образом, считает Смирнов, успешный продукт получается, когда технология и искусство входят в симбиоз, будучи актуальными, интуитивно понятными и удобными. Эту мысль поддержал Тюн, отметив, что задача создателей инсталляции заключалась в том, чтобы технологии вызывали чувства и эмоции.

По словам авторов, проект символизирует эволюцию технологий: от инструментов предыдущих поколений до современного и технологичного оборудования. Она поднимает вопросы о циклах жизни технологии и ее вторичном применении в медиаискусстве.

Выставка «Умный дом. Звуковое искусство в пространстве музея» будет работать в ММОМА до седьмого декабря.

Самое популярное
Свободное время
Цирк, балет и много волшебства: как порадовать малыша в Новый год
Праздничные елки для самых юных зрителей
Свободное время
Елка для взрослых и царские куклы: куда пойти в выходные 6–7 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Геометрическое наследие: в Дохе открылся музей Макбула Фиды Хусейна
Проект индийского архитектора Мартанда Хосла основан на эскизе самого художника
Другие города
Архитектура, дизайн и урбанистика: главные события декабря
Отраслевые конференции и выставки в России и за рубежом
Другие города / Интервью
Надежда Замятина: «Если долго жил на Севере, на юг лучше уже не переезжать»
Директор Центра арктической и северной урбанистики – о жизни городов за полярным кругом
Наш город
Без колебаний: в столичном регионе сохранится аномально высокая температура
Превышение над климатической нормой составит пять градусов
Городская недвижимость
Стратегический актив: как репутация помогает девелоперам увеличить продажи
Почему авторитет бренда прямым образом влияет на рыночные позиции
Другие города
Архитектурный дайджест: греческая пивоварня, дом из пикселей и китайцы в Венеции
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Чудо на льду: в каких городах работают самые атмосферные катки мира
Площадки для популярного развлечения становятся яркими точками притяжения в зимних мегаполисах
Городская недвижимость
Портфель для инвестора: вложения в какую недвижимость принесут стабильный доход
Как защитить и приумножить свой капитал
Городская недвижимость
Курс на стабилизацию: рынок недвижимости адаптируется к новым условиям
Господдержка пока остается ключевым фактором устойчивости отрасли
Наш город
Человекоцентричный город
Почему интересы жителей должны определять развитие среды
Свободное время
Финал «Очень странных дел», продолжение Fallout и еще пять новых сериалов
Что смотреть на стримингах в конце осени и начале зимы
Культурный город
Глазами Дмитрия Донского: на Куликовом поле создадут новый музей
Исторический комплекс появится в Тульской области к 650-летию легендарной битвы
Городская недвижимость / Интервью
Недвижимость как медиапродукт: как вернуть сотрудников в офисы
Представители ВЭБ Центра – о перезагрузке деловых зданий и их неочевидных функциях