Двойники, роботы и нейросети: какие «умные» технологии осваивают города России
Новые сервисы помогают повышать эффективность городских служб и делать жизнь горожан комфортнееМегаполисы все активнее внедряют цифровые услуги и сервисы на базе искусственного интеллекта (ИИ). По оценкам Precedence Research, глобальный сегмент ИИ-решений для улучшения городской среды вырастет с $59,6 млрд до $460,4 млрд к 2034 г. Общий объем мирового рынка умных городов по итогам 2025 г. достигнет $1,67 трлн, а к 2030 г. вырастет до $4 трлн, сообщалось в отчете Mordor Intelligence.
«Ожидаемый прирост к ВВП к 2030 г. (благодаря внедрению технологий искусственного интеллекта. – «Ведомости. Город»), мы полагаем, может составить около 11,3 трлн руб.», – заявлял в конце 2023 г. вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
По данным столичного департамента информационных технологий (ДИТ), среди самых заметных трендов умных городов – активное внедрение ИИ, развитие беспилотного транспорта, подготовка к реализации цифровых двойников городов – региональных центров.
«Ведомости. Город» изучил, какие цифровые решения и инновационные сервисы уже помогают городам и их жителям по всей стране.
Двойник в городе
Основа многих умных городов – это его цифровой двойник (виртуальная трехмерная модель). В реальном времени она собирает и обрабатывает данные с множества камер, датчиков, транспорта, метеостанций и т. д. С ее помощью администрациям мегаполисов проще управлять процессами и территориями. Например, прогнозировать изменение транспортной доступности и рост спроса на электроэнергию при строительстве новых микрорайонов, влияние изменений в графике и маршрутах общественного транспорта на удовлетворенность горожан.
Полномасштабный цифровой двойник, или виртуальная копия города, в России есть только у Москвы. Для реализации этой платформы специалисты сделали миллионы фотографий столицы с разных точек, в том числе при помощи дронов. С помощью виртуальной копии проще контролировать ситуацию в Москве – от строительства до работы промышленных предприятий, заявляли московские власти.
Цифровой двойник в скором времени может заработать еще у одного города – Казани. «Он откроет новую эру в управлении городским хозяйством. Объемы предварительно проделанной работы даже осмыслить непросто. В геоинформационную систему внесены более 15,5 млн данных и 456 000 документов, оцифрованы более 53% территории города», – рассказывал в 2024 г. мэр города Ильсур Метшин.
Тем временем в Москве цифровых двойников создают даже отдельные учреждения. Например, центр организации дорожного движения (ЦОДД) внедрил виртуальную копию улично-дорожной сети. На ее базе затем разработана динамическая транспортная модель, оценивающая изменения загруженности автомагистралей в случае перекрытий или ввода новых развязок. Технологии помогли увеличить среднюю скорость движения в Москве до 56 км/ч, или на 24%, с 2010 г., сообщал заместитель руководителя ЦОДД Магомед Колгаев.
Мегаполисы включают автопилот
Транспорт с автопилотом – это еще один тренд развития умных городов. Если на федеральном уровне примеров по внедрению транспорта без водителя мало, то в Москве технологиям доверяют управлять не только такси, но и общественным транспортом и даже грузовыми автомобилями.
Пока вместе с пассажиром в салоне на переднем месте находится оператор-инженер, задача которого – взять на себя управление при нештатной ситуации. До конца 2026 г. на дороги столицы выйдет более ста роботакси, которые станут доступны горожанам и туристам, рассказали «Ведомости. Городу» в пресс-службе «Яндекса». «Также мы продолжаем тестировать роботакси в Иннополисе (Татарстан) и Сириусе (Сочи)», – добавили в компании.
В рамках ЭПР тесты на дорогах общего пользования ведет и компания Navio – разработчик универсальной технологии автономного вождения. Ее легковые автомобили курсируют в Москве в «Сберсити» и у кампуса «Сберуниверситета».
«На время ЭПР на определенной территории изменяются отдельные правовые нормы. Такой подход позволяет в дальнейшем ввести регулирование в рамках ее возможного масштабирования либо, наоборот, установить запреты в результате неудачного тестирования», – объяснил старший партнер адвокатского бюро «Элко профи» Анатолий Беседин. Реализация ЭПР позволяет оценить необходимость в детализации либо избыточность регулирования, отметил он.
Также в рамках ЭПР между Москвой и Санкт-Петербургом курсируют беспилотные грузовики. В скором времени маршрут таких машин Минтранс России планирует продлить до Казани.
Под влиянием технологий меняется и общественный транспорт. Например, осенью в столице запустили первый беспилотный трамвай, а к 2030 г. увеличат парк такой техники до 300 единиц. В скором времени в Москве протестируют и первый беспилотный метропоезд. К концу следующего года он будет курсировать на постоянной основе, рассчитывают в мэрии.
В других городах могут запустить автономный шаттл L5 от Navio для регулярных маршрутов и трансферных перевозок – в курортных зонах, от аэропорта до гостиниц и т. д. Максимальная вместимость достигает 36 пассажиров, заявили в компании.
Горожане заказывают технологии
За последние годы заказать в приложении доставку товаров через курьера стало рутиной для многих горожан. Но в некоторых регионах есть экзотические форматы.
По некоторым районам Москвы роверы (автономная четырехколесная техника) курсируют с 2019 г. Воспользоваться их услугами можно также в Иннополисе (Татарстан), Мурине (Ленинградская область) и на горнолыжных курортах в Сочи. В конце ноября 2025 г. робо-доставщики начали курсировать и по Приморскому району Санкт-Петербурга. Затем технологию планируют распространить и на другие территории Северной столицы.
К концу 2027 г. «Яндекс» планирует запустить более 20 000 роверов в российских городах. Этому будет способствовать ЭПР, принятие которого позволит внедрить подобный формат в 37 регионах.
Пожалуй, один из самых уникальных форматов доставки тестируют в Нижнем Новгороде. Здесь благодаря ЭПР заказы доставляют беспилотники. Пользователь может выбрать ближайший доступный адрес постамата, в который дрон доставляет заказ. Процедура занимает от 30 минут. Покупателю нужно подойти к постамату и ввести код, чтобы завершить заказ и забрать товары.
Более масштабные планы по доставке заказов беспилотниками у Якутии, где суровый климат и большие расстояния между населенными пунктами. В некоторые сезоны добраться до них можно только вертолетом. В июле 2025 г. по программе «Воздушная переправа» в регионе стартовали регулярные перевозки грузов весом до 10 кг между Якутском и поселком Нижний Бестях. Сейчас, в период ледостава, уточнил глава региона Айсен Николаев, стартовал второй этап проекта.
Среди преимуществ беспилотников – возможность сократить время доставки в два-три раза, а также снизить стоимость логистики.
В ближайшее несколько лет, уверен Николаев, дроны станут обычной практикой для транспортировки в труднодоступные районы товаров первой необходимости, почты, запчастей, продуктов и медикаментов.
Дома умнеют вслед за городами
Департамент информационных технологий города Москвы весной 2025 г. обновил смарт-стандарты – рекомендации по внедрению инновационных решений в жилых домах, построенных за счет городского бюджета. В таких многоэтажках планируется подключать умные домофоны к платформе «Электронный дом», устанавливать постаматы в каждом подъезде для получения заказов из интернет-магазинов и т. д.
Некоторые крупные застройщики по собственной инициативе внедряют технологии для комфорта жителей, не дожидаясь отдельных рекомендаций и регулирования. «Все чаще применяются такие решения, как панорамное остекление с солнцезащитой, рекуперация тепла, системы умного освещения и датчики присутствия в местах общего пользования», – отметила директор по продукту «ОМ девелопмент» Диана Насирова.
Охотнее застройщики возводят в мегаполисах и жилые комплексы по «зеленым» стандартам, с учетом управления ресурсами, добавил основатель Архитектурной мастерской DA Максим Долгов. «Сами объекты с момента создания готовы к интеграции в более крупные умные системы города», – объяснил он.
За территорией присматривают нейросети
За порядком вокруг домов в городе уже следит искусственный интеллект. Например, в Ханты-Мансийске камеры и датчики на борту машин фиксируют ямы на асфальте, стертую разметку, повреждения бордюров и люков, заснеженные или обледенелые участки, мусор и граффити. Нарушения, время их обнаружений и локации фиксируются автоматически. Восемь нейросетевых комплексов видеоаналитики «Городовой» могут осмотреть весь Санкт-Петербург за месяц.
Нейросети с недавнего времени отвечают и за поиск мусора на контейнерных площадках в Сочи. Летом здесь стартовал эксперимент по мониторингу обращения с бытовыми отходами. В реальном времени отслеживаются все процессы.
В Нижнем Новгороде используется ИИ-система мониторинга тепловых сетей: алгоритмы выявляют аномальное снижение температуры или давления и позволяют ремонтным бригадам предотвращать аварии, привел еще один пример советник генерального директора по искусственному интеллекту Ассоциации «Финтех» Алексей Сидорюк.
«В Уфе тестируются ИИ-модели для прогнозирования потребления энергоресурсов в микрорайонах – это помогает оптимизировать нагрузку на сети», – добавил он.
Под контролем умных технологий и городская безопасность. По данным МВД Москвы, каждое пятое (или 10 000 за 2024 г.) преступление раскрывают с помощью уличных систем наблюдения. Сейчас в столице более 270 000 камер видеонаблюдения, из них 113 000 подключены к системе распознавания лиц.
Городам нужны виртуальные копии
Эксперты, опрошенные «Ведомости. Городом», считают, что в 2026 г. развитие интеллектуальных городов будет двигаться в сторону платформенных решений, более усиленной интеграции ИИ в управление городом.
Города начинают управлять инфраструктурой по прогнозам, а не по факту аварий и перегрузок. «Так, ИИ предсказывает транспортные заторы, потребление тепла и воды, аварии в инженерных сетях, что позволяет снижать издержки и повышать устойчивость городской среды. Этот тренд уже сформировался в Москве и активно распространяется в регионы», – добавил Сидорюк.
Для жителей это означает повышение качества повседневного комфорта, сокращение времени на базовые бытовые процессы, улучшение транспортной логистики и снижение уровня стресса, пояснил управляющий партнер RRG Денис Колокольников.
Но на федеральном уровне не хватает рекомендаций по созданию в центрах регионов своих цифровых двойников с перечнем единых стандартов и утвержденным пулом технологий, считает основатель проектно-консалтингового агентства «Простор» Анна Носова.
«В итоге на федеральном уровне формируется «зоопарк» IT-решений, как следствие – несовместимость данных и отсутствие единой логики процессов. Городские структуры в таком случае не могут полноценно обмениваться информацией, усложняется интеграция с платформами ЖКХ, транспортными модулями или сервисами безопасности», – объяснила Носова. С другой стороны, считает эксперт, свобода выбора позволяет регионам экспериментировать, тестировать новые инструменты, искать собственные решения.
Нет на федеральном уровне и целостной законодательной базы. Это сдерживает развитие концепции умного города в России, считает управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров. «Действующее регулирование фрагментарно и состоит из разрозненных нормативных актов и ведомственных стандартов. В результате создается правовая неопределенность для инвесторов и разработчиков», – рассказал он.
Позитивным шагом эксперт назвал обновление Минстроем РФ в 2022 г. «Стандарта умного города» – методической рекомендации, задающей целевые ориентиры и лучшие практики для муниципалитетов и разработчиков. При этом документ не создает жестких юридических обязательств или санкций за их невыполнение, указал эксперт.