«Самокат» начал тестировать доставку продуктов дронами в Нижнем Новгороде
Жители одного из районов города смогут заказывать товары с аэродоставкой
Сервис доставки продуктов «Самокат» запустил тестовую доставку продуктов дронами в Нижнем Новгороде. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель компании. Полеты будут осуществляться в рамках экспериментального правового режима (ЭПР) в Нижегородской области на ограниченные расстояния.
ЭПР создает исключение в правовом поле, которое помогает провести тестирования и получить протоколы испытаний. Режим позволяет отработать правовую гипотезу целесообразности использования того или иного регулирования, а затем ввести ее в законодательство с учетом всех замечаний.
Аэродоставкой будет заниматься нижегородский оператор-разработчик дронов «Клеверкоптер», его специалисты будут следить за безопасностью полетов и техническим обслуживанием дронов. Аэродоставщики летят по встроенной маршрутной программе, а за каждым полетом следит оператор, который при необходимости может самостоятельно вести устройство. В качестве дополнительной меры безопасности аэрокурьеры оснащены парашютной системой. С каждой из сторон аэрокурьер имеет логотип Clevercopter.
Для того чтобы оформить доставку товаров дроном, пользователю необходимо выбрать ближайший доступный адрес. Далее на карте отразится расположение постамата, в котором можно забрать заказ. При этом общий вес заказа не должен превышать 5 кг, поэтому аэрокурьер может доставить, например, литровую бутылку газировки, упаковку дрипов и круассаны для завтрака. Заказ доставляется в срок от 30 минут и хранится в течение трех часов. После передачи заказа в постамат пользователь получает оповещение, а также шестизначный код, который необходимо ввести на постамате. Если код введен верно, заказ внутри перемещается в окно выдачи, после чего пользователь его забирает.
О возможности запуска аэродоставки «Самоката» в Нижегородском регионе в феврале говорили «Ведомостям» источники. Тогда же компания анонсировала, что в I квартале 2025 г. собирается запустить тестовую доставку продуктов дронами в Самарской области. «Ведомости» обратились в «Самокат» за уточнениями о текущем статусе проекта.
В России ряд компаний уже тестировали аэродоставку, рассказывает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Одной из первых была «Додо пицца» в 2014 г. В 2021 г. Wildberries проводила тестирование аэродоставки в труднодоступные регионы. С беспилотным перемещением посылок в ряде труднодоступных регионов экспериментирует «Почта России», перечисляет Бурмистров.
«Самокат» может начать с беспилотной доставки бакалеи, консервов, снеков и напитков, т. е. товаров, которые не требуют особых условий хранения и транспортировки, полагает эксперт. Компания лидирует на рынке e-grocery, и новация расширит возможности для пользователей, считает он. Объем рынка розничных online-продаж продовольственных товаров за 2024 г., по оценке Infoline, вырос на 40% до 1,3 трлн руб.
В проект «Самокат» может инвестировать несколько десятков миллионов рублей на сами аппараты, наземную инфраструктуру, сертификационные процедуры (разрешение на постоянные полеты), страховки и антивандальные меры, перечисляет генеральный директор «Летающих грузовиков», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Антон Блик. По оценкам генерального директора «Сети свободного сотрудничества» Иосифа Нургалиева, стоимость создания наземной инфраструктуры для отслеживания и проработки маршрутов в пределах одного города может быть даже выше и исчисляться 200–300 млн руб. Исследования можно провести в течение года и сделать выводы о целесообразности такого способа, считает заместитель декана факультета СМ МГТУ им. Н. Э. Баумана Андрей Новиков.
Потенциально аэродоставка может занять нишу в несколько десятков процентов от общего объема российского рынка доставки продуктов, допускает генеральный директор «Русдронопорта» Николай Ряшин. Это пока не замена курьеру в центре города, который за 100–150 руб. на расстояние в несколько километров довезет груз. В то же время рынок доставки значительно перегрет именно с точки зрения заработных плат курьеров, отмечает Нургалиев. Этот рост не может продолжаться бесконечно, поэтому в перспективе 5–10 лет курьера могут полностью заменить роботы и дроны, оптимистично заявляет эксперт.
В России сейчас работает около 1,5 млн курьеров, оценивал в декабре 2024 г. директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов. По данным «ГородРабот.ру», средняя зарплата курьера в Нижнем Новгороде в июне 2025 г. увеличилась по сравнению с маем 2025 г. на 9,5% и превысила 115 000 руб.
Перемещение грузов будет иметь экономический смысл в проблематичных локациях, где нужно перевозить грузы через географические препятствия, такие как реки, мосты и проч., говорит Ряшин. Одним из самых простых сценариев может быть доставка от склада до пункта выдачи заказа, приводит пример директор по развитию технологических конкурсов Up Great Фонда национальной технологической инициативы (НТИ) Юрий Молодых. Особенно это эффективно, если автомобильная дорога дает большой крюк, а аэрокурьер может пролететь по прямой. Например, если мост через реку находится в 10 км от склада, вполне реальна ситуация, где аппарат летит 3 км по прямой, а автомобилю нужно проехать 30 км, объясняет он.

