Читайте также
Пятый элемент
Гендиректор «Шереметьево»: «Садишься на мотоцикл, и через несколько минут голова абсолютно ясная»
Речные прогулки по Москве

Зеленая полоса

Какими могут быть пешеходные переходы будущего в Москве – отвечают эксперты
mos.ru

Смогут ли умные пешеходные переходы однажды сами останавливать мчащийся на людей автомобиль? Должны ли остаться в Москве светофоры без кнопок вызова? И смогут ли увидеть каждого переходящего улицу беспилотные машины? В разговоре с «Городом» эксперты порассуждали о будущем пешеходных переходов в столице.

Этим летом в Москве появится более 40 диагональных пешеходных переходов нового типа. Их обозначат пунктиром. Об этом сообщил дептранс в своем Telegram-канале. Отказ от сплошной заливки должен сделать дорожное движение безопасней, ведь колеса машин и мотоциклистов будут меньше проскальзывать на закрашенном асфальте.

Более того, в столице с начала 2021 г. уже одобрены 17 проектов создания систем безопасности для переходов. Об этом сообщил глава Москомэкспертизы Валерий Леонов. 

«Люди не ходят углами»

Диагональные переходы – это плюс для пешеходов, но головная боль для проектировщиков. Так считает руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов. 

«Потому что светофоры, естественно, должны работать все синхронно – по всем направлениям пешеходам должен светить «зеленый», – пояснил он.

Людям же, конечно, удобнее переходить дорогу по диагонали. 

mos.ru

«Люди не ходят углами. Я сам стараюсь срезать, если позволяют светофорные фазы», – пояснил он.

При этом пунктир, по его словам, сократит количество падений мотоциклистов на «зебрах». 

«С бело-желтыми «зебрами» (разметка на диагональных переходах ранее. – Прим. ред.) была проблема. Для водителей автомобилей они более заметны. И в стандарт они попали именно по этой причине. Но для мотоциклистов – особенно в мокрую погоду – это большой риск. Особенно разметка из термопластика – для них она очень скользкая. Двухколесное транспортное средство неустойчиво, особенно если надо тормозить. Было очень много случаев падения», – пояснил Шкуматов.

Отметим, что город решил отказаться от использования желтого цвета в разметке. Об этом в мае сообщил Telegram-канал столичного комплекса городского хозяйства.

«Нужно больше света»

Автоюрист Константин Юрков, которому на практике приходится сталкиваться с последствиями ДТП на пешеходных переходах, говорит, что важнее не сама зебра, а ее освещение.

«Пешеходные переходы должны дополнительно подсвечиваться. Плюс к общему уличному освещению сверху над каждым должны висеть фонари. Есть светоотражающие «зебры», но если пешеход в темной одежде, его вообще не видно», – говорит он.

По его словам, такая практика хорошо зарекомендовала себя в Германии. «Там прекрасно видно все пешеходные переходы – даже за городом», – добавил Юрков. 

«Надо принудительно останавливать двигатели»

В среднем, человек в городе 30% времени движения проводит в качестве пешехода, говорит замдиректора Центра высокоскоростных и цифровых систем Российского университета транспорта Василий Куприяновский. 

«Уличный переход – это опасная зона встречи человека с автомобилем, – говорит эксперт. – Я считаю, что все автомобили должны быть оборудованы системой предупреждения – чтобы они никогда не могли столкнуться с пешеходом или велосипедистом. То есть это принудительная остановка двигателя или замедление скорости. И такие функции на некоторых автомобилях потенциально уже есть». 

По его словам, в будущем останавливать любой транспорт извне будет возможно, если все автомобили будут оборудованы ADAS (Advanced driver-assistance systems – расширенные системы помощи водителю. – Прим. ред.).

«Это должны быть требования государственных органов, что в нашей стране допускаются автомобили только с определенным уровнем ADAS, – поясняет Куприяновский. – Многие иномарки уже оборудованы, технические возможности есть. Однажды мы доживем до времени, когда все новые автомобили будут такими».

Евгений Разумный / Ведомости

По его словам, системы цифрового управления не только заменяют человека, но и «в серьезной мере его превосходят». 

«Потому что человек все равно ошибается. А эти системы можно сделать так, что они сведут к нулю травматизм и смерти на дорогах. В Москве и больших городах это уже надо начинать обсуждать», – резюмировал эксперт.

Обсудить эти меры Куприяновский предлагает в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Автомобили будут «болтать» с переходами

В будущем машины смогут «общаться» с пешеходными переходами, говорит эксперт в области цифровой экономики Евгения Астафьева, принимавшая участие в разработке инфраструктуры для беспилотного транспорта в России.

По ее словам, инфраструктура города может стать «единой сообщающейся средой объектов». «Когда все между собой общаются на машинно-читаемом языке. И считывают информацию. И ее могут применять в тех или иных ситуациях», – пояснила она.

По ее словам, автомобили будут видеть пешехода и «говорить» другим либо о наличии человека на зебре машинам сообщит сама система. 

«Если говорить о беспилотном транспорте, то, например, считываем, что поменялось давление на ту или иную область пешеходного перехода, и это может сообщаться в некотором радиусе беспилотным автомобилям», – говорит эксперт.

«Поэтому умные пешеходные переходы – эта тема особенно важна в перспективе беспилотного транспорта», – добавляет Астафьева. 

Она отметила, что такие проекты пока находятся «скорее в зоне исследования, нежели реализации».

«Светофорная фаза должна быть вызывной»

Петр Шкуматов считает, что все светофоры в Москве стоит оборудовать кнопкой вызова. 

«Москва – поскольку здесь очень напряженное движение и вряд ли будет иначе – должна переходить на регулирование перехода дороги по запросу пешехода, – говорит он. – Это должно быть по умолчанию по всему городу».

Он отмечает, что зачастую в столице пробки собираются на светофоре там, где нет людей, переходящих дорогу.

«Горит «зеленый», а никого нет. Поэтому, если пешеходов нет, то фаза либо не должна срабатывать, либо срабатывать в другом режиме. И я здесь не перегибаю палку. Да, конечно, это приведет к небольшим неудобствам для пешеходов – потому что надо будет нажать на кнопку, чтобы перейти дорогу. Но если так сделать хотя бы на всех больших магистралях, то пропускная способность заметно возрастет», – уверен эксперт. 

Отметим, что новые пунктирные «косые зебры» появятся в том числе на Пречистенке, Гоголевском бульваре и на 3-й Тверской-Ямской улице. По данным сайта мэра Москвы, диагональные переходы делают на тех перекрестках, где это востребовано: «Во многих случаях по просьбе горожан».

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров