Читайте также
Евгений Цыганов: «В конечном счете сериал не про глянец, а про выбор»
Слава Копейкин: «В кино я еще как ребенок»
Александр Петров: «Вся Москва стала моим местом силы»

Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Звезда «Большой секунды» и «Василия» – о несыгранной роли у Балабанова и переезде в Москву
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

В прокате идет криминальная комедия «Василий», в которой Александр Петров играет сразу двух братьев-близнецов. Один – наркодилер в Мексике, а второй – учитель ОБЖ в поселке Ковылкино. Там же можно увидеть и Дмитрия Лысенкова в небольшой роли бойкого тележурналиста, снимающего о героях репортаж.

Гамлет и Свидригайлов – на театральной сцене, а в кино Лысенков часто появляется в образе колоритного антагониста – как Цвырь в сериале «Последний богатырь» или Ларион в «Чебурашке». Однако, случается, блистает и в главных ролях. Важная строчка в его обширной фильмографии – драмеди Виктора Шамирова «Большая секунда», один из лучших сериалов последних лет.

В интервью «Ведомости. Городу» артист рассказал о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет, а также о каких неслучившихся ролях жалеет особенно.

«Ходили смотреть на дырки от автоматной очереди»

– Возможно, в первоначальном сценарии «Василия» роль была больше?

– Да, изначально по сюжету планировалось и телевизионное шоу – прямой эфир со скандалом. Но это все, как я понял, замедлило бы действие.

– Тем более что сериал «Дайте шоу!» того же режиссера Дмитрия Литвиненко вышел только что.

– А для шоу нужен был бы и популярный ведущий вроде Малахова. Потому что приглашать второй раз Игоря Верника, сыгравшего телезвезду в сериале, было бы нелепо.

– Мне кажется, вы вообще не любите телевизионщиков.

– Не люблю, да. У них все быстро, на скорую руку, неважно как. Главное – слепить и выпустить.

– Собственно, таких персонажей вы вдвоем с Яном Цапником и играете...

– Они не то чтобы спешат – им нужна сенсация любой ценой. Если нет темы для сенсации, они ее придумывают. Они настоящие манипуляторы – это тоже примета современного телевидения.

– Ваше детство прошло в 1990-е в Петербурге. Что бы вы могли сказать про годы, которые называют лихими?

– То, что они «лихие», мы вряд ли понимали. Хотя ходили в соседний подъезд смотреть на дырки от автоматной очереди в лифте. Помню, что это было голодное время – не слишком яркое, тревожное. Из всех приятных воспоминаний осталось одно – то, что это было детство.

Дмитрий Лысенков

Родился 6 июля 1982 г. в Ленинграде. В 2004 г. окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (курс Владислава Пази и Юрия Бутусова). Играл в театрах имени Ленсовета, Александринке, «Приют комедианта», «Современник», Театре наций. В 2018 г. получил «Золотую маску» за роль Свидригайлова в постановке «Преступление и наказание» в Александринке. Активно снимается в кино. Среди самых известных фильмов и сериалов с его участием – «Сталинград», «Бедные люди», «Большая секунда», «Чебурашка», «Мастер и Маргарита» и др.

– Среди ваших педагогов был Юрий Бутусов, потом вы играли в его спектаклях. Какие из его уроков кажутся вам особенно ценными?

– Главное – это неравнодушие. Чем бы ты ни занимался, о чем бы ни говорил – не поднимай темы, если она тебя не волнует. Это должно быть честно и в тебе отзываться. Тогда, возможно, отзовется и в зрителе. Я благодарен Юрию Николаевичу за то, что он шел «по школе». Мы были классически образованы, так сказать, по советским традициям системы Станиславского. Московские школы стремятся быть «ближе к действительности»: «Попробуйте забабахать вербатим». А человек еще «памятью физических действий» – т. е. азами профессии – не овладел. Даже если это ему не пригодится – это тренировка воображения.

– Вас я сравниваю с актерами мейерхольдовской школы, прежде всего с Гариным, Мартинсоном. Вы используете весь актерский аппарат, особенно пластику. В абсурдистском, «танцующем» «Лесе» в Театре Ленсовета ваш Несчастливцев – грустный клоун, ищет среди персонажей пьесы театральных партнеров, рисует на их щеках черную слезу.

– Актер зависит от распределения ролей. До этого у меня были трагические роли. Гамлет, например. Но это в порядке вещей – менять амплуа. Наш Несчастливцев из другого мира: как бы немного юродивый, отщепенец, поэтому на нем эта странная тюбетейка. Он и своей семье не нужен, и на большой артистической дороге тоже не со всеми смог поладить. Поэтому судьба его не сложилась в актерском плане.

– И Гамлет в рисунке Валерия Фокина необычный. Сумасшедший лицедей, истерик, бессильный мамин сын с кастрюлей на голове. Гротеск в этой провокационной, даже скажу полемической, роли был намеренно усилен.

– Все зависит от замысла. Я лишь стараюсь выполнять поставленные режиссером задачи. По мере сил. Даже когда сложно принять рисунок роли. А вообще, ну да, я острый. Наверное, и в жизни довольно-таки... неудобный человек.

«На режиссеров мне везло, а вот на роли – не очень»

– Я видела кадры из спектакля «Старший брат» по Вампилову, читала рецензии. Это был студенческий спектакль, вошедший в репертуар Театра Ленсовета. Удивительно, как вы в свои 20 лет превратились в одинокого пожившего музыканта, воспитывающего взрослого сына.

– Я любил этот спектакль. Хотелось свои ощущения от этого совестливого, доверчивого человека передать. Не играть возраст. Не было же ни грима, пластика была определенная, но не старческая. Когда перенесли спектакль на большую сцену – замедлили меня немножко, чтобы я не совсем пацаном был.

– Про вас говорят, что вы быстро схватываете рисунок роли. Легко могу представить вас в роли Хлестакова в спектакле Фокина, но Арбенин, Раскольников, Свидригайлов!

– Раскольников как раз был не настолько интересен, насколько Свидригайлов. Роль Раскольникова более инертная: перешел границу отчаяния, убил старушку и мучается вопросом вины. Свидригайлов же – полифонический характер.

– Ваш одержимый бесами Свидригайлов в каком-то смысле зеркальное отражение Раскольникова. Тьма с проблесками света. Как погружаться в этот страшный омут? Легко ли после спектакля от этой тьмы избавляться? Держите дистанцию с ролью?

– Разумеется. Я, честно говоря, не верю в полное перевоплощение. Это либо клинический случай, либо ты точно себе отдаешь отчет, чем ты занимаешься, кого играешь сегодня, кем станешь на сцене завтра. Погружение в характер происходит, но не настолько, что потом от него не избавиться. К тому же, играя роль, отталкиваешься от себя. Бесы, которые есть в тебе, достанутся Свидригайлову. Почему он убивает себя? Он, может, даже лучше Раскольникова, потому что он-то знает, что не справится. А длить жизнь, когда шанса спастись нет... Так что действительно роль сложная, интересная. Признаюсь, я скучал, потеряв возможность ее играть. Хотя режиссер спектакля просил худрука театра после моего увольнения разрешить мне играть Свидригайлова. Но увы...

– Речь идет о вашем уходе из Александринки из-за разногласий с руководством театра?

– Не очень интересно об этом говорить. Ну да, разошлись. После почти 12 лет жизни в этом театре.

– Вы работали с целой плеядой талантливых и очень разных театральных режиссеров: Фокин, Бутусов, Бычков, Богомолов. Случались совпадения, когда вы себе могли сказать: «Вот это мое, хочется в этом ключе работать»?

– Почти не было случаев, когда этого бы не случалось. Пожалуй, только с режиссером Андреем Шербаном, ставившим «Дядю Ваню», не было совпадения и не хотелось играть. При этом мы не ссорились, сохранили добрые отношения. Он мной в итоге остался доволен, потому что я сделал то, что он просил. Но задачи, которые он ставил, казались мне малоинтересными.

– На съемочной площадке вы тоже встречались с крупными режиссерами – Бондарчуком, Снежкиным, Званцовой, Мизгиревым, Хотиненко. Роли, правда, были маленькие. И все же с кем было интересно?

– В основном с режиссерами-женщинами. Вы вспомнили Алену Званцову. Я снимался у нее в «Небесном суде». Интересно наблюдать за тем, как она работает. Негромкий, спокойный человек, при этом достигает своих целей, вытягивает то, что ей нужно. Режиссерское умение как мягкая сила – взять актерскую фактуру и слепить роль так, как нужно. На режиссеров мне везло, а вот на роли, во всяком случае большие, не очень. Но если вспоминать тех, с кем было бы интересно и хотелось поработать, я бы назвал Бориса Хлебникова и Наталью Мещанинову.

«Я никогда и не чувствовал, что Москва – чужой город»

– Вы же приехали в Москву, по-моему, в 2020-м, да? Как она вас встретила?

– Сначала – карантином. Штука в том, что я никогда и не воспринимал Москву как чужой город. Я здесь хорошо себя чувствовал – часто бывал с гастролями Александринки, на съемках. У меня здесь была девушка, она работала в театре, каждые выходные к ней приезжал. Москву изучил до своего переезда, и она мне понравилась. Встретила меня Москва большим количеством работы. Я и переехал потому, что вся работа была здесь.

– Ощущение, что вам сильно недодают киноролей. Возможно, дело в острой внешности, редкой сегодня способности чувствовать и играть гротеск, трагикомедию. Сцена это любит, кино – реже. Самая интересная и удивительная в вашем репертуаре главная роль – Ростислав в «Большой секунде». Микс Сарафанова и Макара Девушкина. Одинокий маленький человек. Неловкий, забавный, вроде неправильный. Но мы начинаем ему и его любви сочувствовать. В нем нет искусственности, он живой, настоящий. Как создавался этот образ? Каково участие в строительстве роли режиссера Шамирова?

– Прежде всего, это прекрасно написанный сценарий. Я вообще не знаю, как этот текст может не отозваться. Просто буквы надо выучить, присвоить. И рефлекторная реакция произойдет на столь хороший текст.

– Импровизации не было?

– Нет! Во всяком случае, текстовой. Мы снимали по канонам, совершенно так, как раньше снимали кино. Долго репетируем и потом – «Мотор!» Поэтому съемки-то вроде бы простые. И персонажей немного.

– И вот чудо. Скромный, тихий, без звезд, не острожанровый сериал. Да еще с современной формой, когда кажется, что сюжет создается на наших глазах... Какие-то две пары с их не слишком гладкой любовью. Но эффект и резонанс невероятный. Умный зритель просто залип, ждал каждой новой серии...

– При том что не было рекламы.

– У меня есть своя версия. Казалось, перед камерой поставили увеличительное стекло и в обычной жизни обычных людей мы увидели всю палитру чувств героев, которые стали нам близкими.

– Мне кажется, зритель соскучился по простым вещам. Помните, как в фильме Алексея Попогребского «Простые вещи». Понимаете, развлекательный кинематограф – это, наверное, хорошо. До определенного возраста, для определенного времяпрепровождения. А потом хочется каких-то вещей узнаваемых, душевных, человеческих. Не обязательно все время жевать попкорн.

«Просто злодея мне играть неинтересно»

– Кстати, про развлекательный кинематограф. В ярком волшебном фэнтези-сериале «Последний богатырь. Наследие» ваш Цвырь – один из самых неожиданных, любопытных персонажей. Формально горбун – отрицательный герой, и мы ждем от него гадких поступков. Да и облик крысиный с хвостом. Но этим самым хвостом он создает магические миры, некий сладкий морок, как творец.

– Этим и интересна и роль, и сама сказка, лишенная однозначности, в ней добро и зло переплетены. И в моем герое все краски сосуществуют. Вот наколдовали себе горбуна. Как к нему относиться? С сожалением, наверное. А к нему относятся нехорошо. Сама среда воспитывает его не лучшим образом. Обиды, полученные в детстве, всегда находят выход.

– Его жалко – и потому, что вы делаете его объемным, и потому, что в любовном треугольнике этот «крысиный король» явно проигравшая сторона.

– Уже в сценарии была заложена его человечность. Мы обсуждали с режиссером Антоном Масловым, что просто злодея мне играть неинтересно. Это играно-переиграно. Говорили про развитие роли и почему мой герой должен быть разным. Мы хотели обмануть ожидания зрителя, насколько он безобиден, глуп, нелеп, немощен.

– Вот что удивительно. Вы же едва ли не параллельно играете и Цвыря, и его дальнего родственника Лариона в «Чебурашке» – парафраз крыски Лариски.

– Да уж. Видимо, продюсеры не договорились друг с другом. И возникли «параллельные» персонажи. Наверное, можно было по-другому делать Лариона. Они оттолкнулись от имени крысы Шапокляк – так возник мой герой, помощник героини Яковлевой. Может, другой артист сделал бы иначе. Но я-то не знал, что будет еще сказка «Последний богатырь»! Я и предложил, чтобы у него были крысиные повадки, постоянное шевелением носом, словно он что-то вынюхивает. Надо же было характер ярче подсветить – это же детское кино. Там позволено многое. В продолжении «Чебурашки» мы развиваем эту тему. Знаю, что режиссер фильма Дмитрий Дьяченко немножко расстроился из-за того, что эти крысы в каком-то смысле конкурируют.

– Относительно большая роль и Костик Бредихин, один из руководителей секретного ордена хранителей, присматривающий за вампирами («Вампиры средней полосы»).

– Это один из целого сообщества разнообразных чиновников, которых мне приходится играть. Роман Мадянов постоянно играл разных мэров, причем пьющих. Мне достаются чиновники, среди них и Клим – чиновник от Минздрава в «13 клинической». Называю это «серым периодом» своей биографии. Потому что костюмы в кино мне шьют в основном серые.

– Вы актер разноцветный. Зато в вашем репертуаре появился Латунский, булгаковский литературный критик в «Мастере и Маргарите». Вкрадчивый и страшный. Роль небольшая, но ключевая для понимания времени, его атмосферы и законов. У вас были какие-то прототипы, дополнительные тексты?

– Роль и речь героя написаны в духе времени. Роман Кантор изучал документы, стенограммы писательских собраний и скомпилировал такого персонажа как сгусток темной стороны эпохи.

– Вы для себя его как-то оправдывали? Как напутствовал Станиславский: «Когда играешь злого, ищи, где он добрый».

– Вообще нет. Нисколько. Вот Цвырь – это да: и оправдываешь его, и объясняешь те или иные неблаговидные поступки. А Латунский для меня концентрированное зло и подлость. Это могло бы быть сатирой... кабы не было так страшно из-за хруста судеб прекрасных людей, сломанных усилиями таких Латунских. Поэтому нет, не искал. Да я и не сторонник этой догмы.

«Балабанов не делал проб. Он просто разговаривал»

– Дима, скажите, а вы часто отказываетесь от сценариев, вам же сейчас много предлагают ролей, вы востребованы.

– Я всегда отказывался часто – от плохих сценариев и ролей. От мусора. Что касается «Василия», мне показался проект интересным. Причем параллельно мне пришло предложение от «Дайте шоу!», в чем-то проекты похожи. Это была роль Игоря, помощника продюсера звезды. Его хорошо очень сыграл Паша Ворожцов. Я отказался, потому что мне прислали только первые две серии, а история этого персонажа развивается в следующих сериях. Жаль, конечно, но за Пашу я рад.

– Теперь я знаю, о какой несостоявшейся роли вы жалеете.

– Да не об одной. Например, главный герой в балабановской драме «Мне не больно», которого Саша Яценко сыграл. Балабанов не делал проб. Он просто разговаривал. Мы тогда оба были переломаны. У него ключица сломана, у меня нога. Два загипсованных человека у него на кухне на Васильевском острове сидели. Но беседа не задалась, он спросил: «Расскажи что-нибудь о себе!» Что тут расскажешь? Где учился, где работаю? Как-то не заладилось. Если бы были пробы, был бы шанс.

– Вы снимаетесь в сериалах разного качества, не жалко время тратить? Понимаю, что это деньги...

– Время жалко, оно уходит. Но и театральных проектов, о которых стоит пожалеть, как-то не вижу. Я бы, конечно, оставил сериалы ради кино. Хотя, признаюсь, порой сериалы намного интересней подавляющего числа фильмов.

– Спасает все же театр. В «Живом Т.» в Театре наций вы сейчас играете и Федора Протасова, и самого Толстого в какой-то степени. И уход Толстого из имения рифмуется с уходом-исчезновением Протасова.

– Да, там один персонаж, это дневниковые записи Толстого. В общем тема актуальная, пришло время, когда хочется спрятаться, внутрь себя уйти. В этом смысле Протасов очень современный человек.

– Софью Андреевну играет Елена Николаева, а в «Современнике» в спектакле «Собрание сочинений» ваша партнерша Марина Неелова. Как вам работалось? Известно, что с ней трудно.

– Я чуть позже подключился к этой постановке вместо Никиты Ефремова. Пришел абсолютно открытый совместной работе в чужой театр с новыми партнерами. Марина Мстиславовна для меня легенда. Может, наше общее ленинградское прошлое сказалось на ее расположенности. Она уважительно, не с позиции старшего коллеги, а по-партнерски с теплотой отнеслась ко мне. И потом – с большими актерами работать редкое счастье.

Самое популярное
Наш город
Собянин: Москва получит 242 млн единиц медпрепаратов по офсетному контракту
В «Алабушеве» запустили производство лекарств по новому механизму договоров в системе госзаказа
Наш город
Магазин на диване: пятая часть расходов москвичей приходится на онлайн-покупки
Участники проекта «Сделано в Москве» за год продали на маркетплейсах 370 000 товаров
Свободное время
Скип, ресурфейсер и шайба: активных горожан пригласили на «Большую викторину»
Участники опроса смогут ответить на вопросы о зимних видах спорта
Наш город
Курс на ЗОЖ: до 2027 года в Москве построят еще 101 спортивный объект
Всего за 14 лет в столице появилось 327 таких объектов, в том числе при участии инвесторов
Наш город
Свадьбы в метро и машина за переезд – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Москва – плюс: индийские туроператоры оценили проект межрегиональных путешествий
Участники бизнес-миссии в Мумбаи намерены расширять предложения для поездок в Россию
Наш город
Своя колея: трамваями в Москве воспользовались за год более 190 млн раз
Столичные власти продолжают развитие обособленной сети электротранспорта
Наш город
В Москве прошла презентация сотрудничества T-Private и Pinskiy & Co
Соглашение заключили в формате приватной вечеринки в центре Москвы
Умный город
Вместе с культурой: в Москве работает онлайн-запись в 10 000 кружков для детей
Для горожан доступны свыше 1500 помещений в 42 учреждениях
Наш город
Бизнес заключил почти 90 000 контрактов на портале поставщиков
Заказчикам удалось сэкономить 5,2 млрд рублей за счет использования торгового бота
Культурный город
Юра Борисов – «наше все», Тильда Суинтон в подземелье: восемь кинорелизов зимы
Что смотреть в кинотеатрах в феврале
Свободное время
Куда пойти в выходные 8–9 февраля
Самые интересные события в Москве
Свободное время
Лекции, квесты и фильмы: какие события пройдут в выходные в кинопарке «Москино»
Гости площадки смогут провести время в компании друзей или всей семьей
Наш город
В госветклиниках Москвы созданы комфортные условия для лечения домашних питомцев
В городе работает 26 учреждений, в которых ведут прием врачи более 15 специализаций