Светодизайнер на миллион: кто и как зарабатывает на установке света в городских пространствах
В скором времени профессия светодизайнера станет одной из самых востребованных на рынкеПрофессия светодизайнера востребована во всем мире. В России она еще достаточно молода, и часто клиенты не видят разницы в услугах светодизайнера и светотехника. Но в скором времени ситуация изменится.
Комфортная городская среда — модная тема, и светодизайнеры в этой среде — ключевые люди. Их услуги все более востребованы среди муниципальных организаций, девелоперов и архитекторов проектов. Тема становится особенно актуальной осенью-зимой, в самое темное время года. Откуда появляются светодизайнеры в России и сколько они зарабатывают?
Направление дизайна освещения пока есть у немногих российских вузов. Так, с 2016 г. его развивает архитектурная школа МАРШ, программа которой ориентирована на переподготовку архитекторов, инженеров, технологов и дизайнеров. Светодизайнеров также готовят на кафедре «Светотехника» Московского энергетического института, в Высшей школе светового дизайна Университета ИТМО и на образовательной онлайн-платформе Skillbox. Светодизайнер может работать на фрилансе или быть штатным сотрудником, в последнем случае его медианная зарплата, по данным «Авито Работа», составляет от 50 000 руб. (данные по всей России). Чем опытнее специалист, тем выше его доход: для тех, кто на рынке больше четырех-пяти лет, вознаграждение начинается от 130 000 руб.
Большинство компаний на этом рынке — производители осветительных приборов, которые параллельно поставкам оборудования занимаются светотехническими расчетами. К работе светового дизайнера, который учитывает такие параметры, как зрительный комфорт, эстетика, зонирование пространства, световое загрязнение, это не имеет никакого отношения. Частным заказчикам и бизнесу, желающим на практике, а не в теории понять, что такое световая концепция и чем отличается световой дизайн от дизайна интерьера/экстерьера, можно дать несколько советов.
1. В представлении многих светодизайнеры — это либо инженеры-электрики, либо дизайнеры интерьера. Случается, что клиент задумывается над такой услугой, но искренне не понимает, почему на проект освещения нужно приглашать разных специалистов: «У нас же есть электрик и интерьерный дизайнер! Для чего тогда все эти люди?» Между тем опытный и талантливый светодизайнер может спланировать освещение коммерческих помещений (магазинов, ресторанов и офисов) так, что это повлияет на настроение людей. Если создать световой акцент в каком-либо месте, можно увеличить продажи в этой точке на 20-60%, считают в компании New Light Technology (NLT).
2. Специалисты по свету обычно работают в команде. В крупных проектах по благоустройству общественных пространств одни специалисты отвечают за анализ объекта проектирования и разработку концепции освещения, другие – за визуализацию решений, третьи – за техническую часть. Проект освещения, который подготавливают светодизанейры, обязательно прорабатывают инженеры. Они делают рабочую документацию, подтверждают расчетами целесообразность любой красивой картинки. Стоимость услуг частных бюро по светодизайну определяется, исходя из сложности задачи и объема работ, а также — потраченного времени. Если, к примеру, речь идет о ресторанах, магазинах, торговых центрах, музеях, так называемых коммерческих интерьерах, то цены колеблются от 200 000 до 1 млн руб. Если же проект касается освещения фасадов зданий и прилегающих к ним территорий, стоимость услуг может составлять от 300 000 до 5 млн руб. Диапазон расценок свободных светодизайнеров в том и другом случае — это 50 000- 500 000 руб. и 50 000-700 000 руб.
3. Заказчик, решивший привлечь к работе свободного светодизайнера, хочет понять уровень его профессионализма. Любой дипломированный специалист в этой области должен владеть такими программами, как DIALux evo (чтобы делать правильные расчеты освещенности) и AutoCAD (чтобы готовить чертежи для электромонтажников), а также желательно — Photoshop и SketchUp. Независимо от того, идет речь об освещении интерьеров или экстерьеров, светодизайнеры также должны уметь создавать световые концепции, сценарии освещения, визуализировать проект, рассчитывать освещенность, оформлять техническую документацию, составлять эскизные проекты освещения, делать чертежи и спецификации, подготавливать пакет документов для строителей и общаться с клиентами и подрядчиками. Важно, чтобы у светодизайнера уже был опыт реализованных проектов, потому что при заказе и настройке оборудования возникает множество нюансов. Некоторые ошибки, например, неверный расчет мощности блока питания или неправильно подобранные светильники, могут оказаться весьма дорогостоящими.
4. Если речь идет об уличном освещении, результат проекта будет тем лучше, чем больше участия в нем примет сам заказчик. И не только он. Светодизайнеры часто параллельно (а не на последних этапах) работают с архитекторами, инженерами, специалистами по озеленению, социологами и урбанистами. А когда в проект вовлекают еще и жителей улиц или района, это дает возможность посмотреть на свою работу глазами будущего пользователя.
В России пока немного компаний, которые специализируются на услугах дизайна освещения, — они начали появляться лет пять-шесть назад, но в скором времени их будет значительно больше. С одной стороны, растет количество городских проектов с участием светодизайнеров, появляются новые светотехнические решения, а с другой, если говорить об освещении коммерческих интерьеров, многие приходят к пониманию того, что это доходные инвестиции. Компании хотят повышать конкурентоспособность, и правильный свет может им в этом помочь.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.