Читайте также
Мама в деле. Как открыть бизнес в декрете и не сойти с ума
Пушистое пополнение. Кто и как воспроизводит редкие виды животных
Денис Кутергин: «Раньше Москва была как отдельные островки»

Как из ребенка с заурядными способностями вырастить музыкального гения

Лучшие педагоги Москвы раскрыли секреты своих авторских методик обучения
Freepik

В середине октября 150 лучших преподавателей в области музыкального искусства получили премию Министерства культуры России. В числе победителей – 15 педагогов из Москвы. 10 из них работают в детских школах искусств, трое преподают в колледжах и еще двое – в вузах. Автор «Ведомости. Города» поговорил с тремя лауреатами, которые работают в столичных образовательных учреждениях, и узнал, какие авторские методики они применяют на своих занятиях и как из ребенка с заурядными способностями вырастить музыкального гения.

Раскрыть природный потенциал

Надежда Сергеева ведет класс арфы в детской музыкальной школе им. С. И. Танеева. Для своих учеников она разрабатывает индивидуальную программу обучения. «Подбираю репертуар исходя из сильных сторон ученика», – делится Сергеева.

Педагог: Надежда Сергеева

Ученик: Варвара Бовина, 17 лет
Варвара Бовина – лауреат международного II Арфового конкурса им. Карела Патраса в 2017 г. в Чехии. «Ее уникальность в необыкновенно глубокой любви к своему делу, в желании много заниматься и не снижать планку. Трудовые будни до кровавых мозолей, умение собраться и прекрасная техническая база, позволяющая играть абсолютно любой репертуар на арфе, – это все дает высокий результат», – уверена Надежда Сергеева.

Например, юному арфисту с длинными пальцами, который способен захватить длинные октавы, она предлагает сыграть фортепианные произведения вроде «24 прелюдии» Сергея Рахманинова. А детям с развитой моторикой – композиции Фредерика Шопена, которые не всегда просты даже для пианистов. «Фундамент закладывается на простых упражнениях, затем мы переходим к более сложным. Так выстраивается алгоритм действий, который позволяет учащемуся в кратчайшие сроки заиграть на инструменте», – рассказывает Сергеева. Ее авторский сборник «Упражнения на двойные ноты для арфы» издала Московская консерватория еще в 2016 г.

Сергеева делит учеников на три группы в зависимости от природных данных: способный, талантливый или гениальный. «В основном ко мне в класс приходят способные ребята. Талантливых порядка 30%. Гениев у меня не было, – размышляет педагог. – Но главное – желание обучаться и трудиться. Если к способностям прибавить желание, получается прекрасный результат, близкий к таланту. Если есть талант и желание, то это уже близко к гению».

Здоровье – залог успеха

Чтобы стать успешным музыкантом и долго оставаться в профессии, важно работать с телом и дыханием с самых первых занятий, считает профессор Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке Эркин Юсупов. Он обучает игре на духовом инструменте тромбоне по собственной методике. В первый месяц обучения Юсупов показывает ученикам, как правильно держать спину и руки. «Это очень важно. Иначе со временем музыкант может заработать паховые и пупочные грыжи, остеохондроз и другие распространенные среди духовников заболевания», – объясняет педагог.

Педагог: Эркин Юсупов

Ученик: Степан Смирных, 19 лет
Степан Смирных взял гран-при на Международном конкурсе музыкантов – исполнителей на медных духовых инструментах им. Т. А. Докшицера в 2022 г. в Москве. «Степан настолько тонко чувствует музыку, что может сам разобрать произведение и начать правильно играть по фразе без педагога. Благодаря родителям он гармонично развит, много читал и слушал хорошую музыку, что очень помогает в профессиональной деятельности», – отметил Эркин Юсупов.

А еще учит, как правильно вдыхать и выдыхать и держать губной аппарат. Это позволяет избежать лишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему (духовники пропускают через себя под напором большие объемы воздуха) и зубы. Юсупов говорит, что музыканты-духовики, как и спортсмены, используют свой организм для достижения результата. «Баскетболист не добьется успеха, если у него не поставлен бросок. Талантливый музыкант не сможет хорошо выступить, если во время игры в его организме что-то зажато», – приводит пример профессор. По словам Юсупова, у некоторых детей анатомическое строение челюсти и зубов не подходит для игры на духовом инструменте. Поэтому, прежде чем отдать ребенка в музыкальную школу, педагог советует родителям обратить внимание на физиологические данные чада.

Заурядный ученик при ежедневном монотонном труде может добиться больших успехов, считает педагог: «Такие дети могут выстрелить совершенно неожиданно и к 16 годам стать более стабильными в исполнении, чем вундеркинды, которые начали безупречно играть уже в 12 лет».

Развить интеллектуально-нравственные качества

Музыканты обучаются сначала в школе, потом в вузе, но на этом их профессиональное обучение не заканчивается, говорит преподаватель по классу фортепиано в Московском государственном колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена Алексей Холодов: «Они учатся на протяжении всей жизни, изучают новые произведения и постоянно практикуются». Холодов уверен, что общие музыкально-педагогические принципы давно сформированы, придумать что-то новое практически невозможно. По его словам, сегодня педагогу важно не просто знать методику, но и уметь заинтересовать ученика, раздвинуть грани его возможностей: «Помимо технических навыков важно развивать интеллектуально-нравственные качества ученика».

Педагог: Алексей Холодов

Ученик: Глеб Семенов, 15 лет
Глеб Семенов – лауреат XI Международного юношеского конкурса им. П. И. Чайковского в 2023 г. в Москве. «Глеб – одаренный ученик с хорошими техническими способностями. Он может осваивать довольно большой объем материала в короткий промежуток времени. Это важный момент для человека, который так активно участвует в конкурсах, где нужно стремительно учить новую программу», – считает Алексей Холодов.

Сам он на уроках с классом говорит о добре и зле, о человеческой боли и радости. Например, приступая к работе над музыкой Баха, затрагивает тему библейских ценностей; разбирая сонату Бетховена, озвучивает гамму чувств композитора. «В жизненном опыте учеников подобные чувства еще не встречались, и они не могут глубоко проникнуться произведением. Задача педагога – разобрать, что хотел передать этой музыкой композитор», – поясняет Холодов.

Обучая ребенка, учитель совершенствует свое мастерство. Ведь у каждого ученика свой характер, уровень одаренности, желание или нежелание трудиться. «Во время общения мы учимся друг у друга. Для каждого приходится изобретать велосипед, который подойдет только ему», – говорит Холодов и уверяет, что успех педагогической деятельности – в постоянном диалоге с учеником.

Факты о конкурсе

Конкурс для педагогов проводится с 2022 г. В этот раз на премию претендовало 565 соискателей более чем из 50 регионов страны. Специальная комиссия оценивала кандидатов по трем критериям: авторская методика, результат обучения учеников и участие в качестве исполнителя в творческих мероприятиях. По итогам отбора 25 педагогов училищ и 25 преподавателей вузов получили премии в размере 1 млн руб. Еще 100 учителей детских школ получили по 500 000 руб.

Самое популярное
Свободное время
Куда пойти в выходные 20–21 июля
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин: на платформе i.moscow зарегистрированы уже более 185 000 пользователей
Свыше 7300 компаний и ИП получили помощь через столичный сервис
Свободное время / Интервью
Владимир Перельман: «В Европе такого сервиса, как в Москве, нет»
Как русский ресторатор открывал парижское бистро в Лиссабоне
Москва 2030
Что гарантирует москвичам стратегия развития соцзащиты до 2030 года
Столица совершенствует меры социальной поддержки жителей города
Москва 2030
Куда пойти на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030»
Мероприятия пройдут в столице с 1 августа по 8 сентября
Москва 2030 / Интервью
Евгений Козлов: «Единственное, чего нет в Москве, – это моря»
Председатель комитета по туризму города Москвы о том, как столица и туристическая отрасль делают ожидания от города оправданными
Москва 2030 / Интервью
«Развитие технологий сегодня – это залог успешного завтра»
Топ-менеджеры «Трансмашхолдинга» рассказали «Ведомости. Москва – 2030» о планах по улучшению подвижного состава для Центрального транспортного узла
Москва 2030
Столица – лидер среди российских городов по уровню цифровизации
100% массовых социально значимых услуг полностью переведены в электронный вид и доступны в любое время
Москва 2030
«Лето в Москве»: как жаркий сезон в столице превратился в бесконечный фестиваль
Новый сезонный проект объединил старые и новые мероприятия по всему городу
Наш город
Годовой оборот столичной индустрии превысил 230 млрд рублей
В Москве в отрасли работает около 12 800 предприятий
Свободное время
Музыка, ленд-арт и конный спорт: пять фестивалей недалеко от Москвы
Какие опен-эйры стоит посетить этим летом
Наш город
Синоптики рассказали, когда в Москве спадет жара
К выходным дневная температура в столичном регионе опустится до 21-26 градусов
Горожане / Интервью
Павел Чинарев: «Я главный антагонист России»
Актер рассказал о любви к фильмам про зомби, электронной музыке и амплуа злодея
Наш город
Как городские фестивали помогают предпринимателям продвигать свои бренды
Столица бесплатно предоставляет бизнесу площадки для проведения мероприятий
Наш город
Дело в красоте: в Москве растет производство косметики и парфюмерии
Эксперты связывают это с популярностью российской продукции и поддержкой города