Читайте также
Мама в деле. Как открыть бизнес в декрете и не сойти с ума
Пушистое пополнение. Кто и как воспроизводит редкие виды животных
Денис Кутергин: «Раньше Москва была как отдельные островки»

Как из ребенка с заурядными способностями вырастить музыкального гения

Лучшие педагоги Москвы раскрыли секреты своих авторских методик обучения
Freepik

В середине октября 150 лучших преподавателей в области музыкального искусства получили премию Министерства культуры России. В числе победителей – 15 педагогов из Москвы. 10 из них работают в детских школах искусств, трое преподают в колледжах и еще двое – в вузах. Автор «Ведомости. Города» поговорил с тремя лауреатами, которые работают в столичных образовательных учреждениях, и узнал, какие авторские методики они применяют на своих занятиях и как из ребенка с заурядными способностями вырастить музыкального гения.

Раскрыть природный потенциал

Надежда Сергеева ведет класс арфы в детской музыкальной школе им. С. И. Танеева. Для своих учеников она разрабатывает индивидуальную программу обучения. «Подбираю репертуар исходя из сильных сторон ученика», – делится Сергеева.

Педагог: Надежда Сергеева

Ученик: Варвара Бовина, 17 лет
Варвара Бовина – лауреат международного II Арфового конкурса им. Карела Патраса в 2017 г. в Чехии. «Ее уникальность в необыкновенно глубокой любви к своему делу, в желании много заниматься и не снижать планку. Трудовые будни до кровавых мозолей, умение собраться и прекрасная техническая база, позволяющая играть абсолютно любой репертуар на арфе, – это все дает высокий результат», – уверена Надежда Сергеева.

Например, юному арфисту с длинными пальцами, который способен захватить длинные октавы, она предлагает сыграть фортепианные произведения вроде «24 прелюдии» Сергея Рахманинова. А детям с развитой моторикой – композиции Фредерика Шопена, которые не всегда просты даже для пианистов. «Фундамент закладывается на простых упражнениях, затем мы переходим к более сложным. Так выстраивается алгоритм действий, который позволяет учащемуся в кратчайшие сроки заиграть на инструменте», – рассказывает Сергеева. Ее авторский сборник «Упражнения на двойные ноты для арфы» издала Московская консерватория еще в 2016 г.

Сергеева делит учеников на три группы в зависимости от природных данных: способный, талантливый или гениальный. «В основном ко мне в класс приходят способные ребята. Талантливых порядка 30%. Гениев у меня не было, – размышляет педагог. – Но главное – желание обучаться и трудиться. Если к способностям прибавить желание, получается прекрасный результат, близкий к таланту. Если есть талант и желание, то это уже близко к гению».

Здоровье – залог успеха

Чтобы стать успешным музыкантом и долго оставаться в профессии, важно работать с телом и дыханием с самых первых занятий, считает профессор Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке Эркин Юсупов. Он обучает игре на духовом инструменте тромбоне по собственной методике. В первый месяц обучения Юсупов показывает ученикам, как правильно держать спину и руки. «Это очень важно. Иначе со временем музыкант может заработать паховые и пупочные грыжи, остеохондроз и другие распространенные среди духовников заболевания», – объясняет педагог.

Педагог: Эркин Юсупов

Ученик: Степан Смирных, 19 лет
Степан Смирных взял гран-при на Международном конкурсе музыкантов – исполнителей на медных духовых инструментах им. Т. А. Докшицера в 2022 г. в Москве. «Степан настолько тонко чувствует музыку, что может сам разобрать произведение и начать правильно играть по фразе без педагога. Благодаря родителям он гармонично развит, много читал и слушал хорошую музыку, что очень помогает в профессиональной деятельности», – отметил Эркин Юсупов.

А еще учит, как правильно вдыхать и выдыхать и держать губной аппарат. Это позволяет избежать лишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему (духовники пропускают через себя под напором большие объемы воздуха) и зубы. Юсупов говорит, что музыканты-духовики, как и спортсмены, используют свой организм для достижения результата. «Баскетболист не добьется успеха, если у него не поставлен бросок. Талантливый музыкант не сможет хорошо выступить, если во время игры в его организме что-то зажато», – приводит пример профессор. По словам Юсупова, у некоторых детей анатомическое строение челюсти и зубов не подходит для игры на духовом инструменте. Поэтому, прежде чем отдать ребенка в музыкальную школу, педагог советует родителям обратить внимание на физиологические данные чада.

Заурядный ученик при ежедневном монотонном труде может добиться больших успехов, считает педагог: «Такие дети могут выстрелить совершенно неожиданно и к 16 годам стать более стабильными в исполнении, чем вундеркинды, которые начали безупречно играть уже в 12 лет».

Развить интеллектуально-нравственные качества

Музыканты обучаются сначала в школе, потом в вузе, но на этом их профессиональное обучение не заканчивается, говорит преподаватель по классу фортепиано в Московском государственном колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена Алексей Холодов: «Они учатся на протяжении всей жизни, изучают новые произведения и постоянно практикуются». Холодов уверен, что общие музыкально-педагогические принципы давно сформированы, придумать что-то новое практически невозможно. По его словам, сегодня педагогу важно не просто знать методику, но и уметь заинтересовать ученика, раздвинуть грани его возможностей: «Помимо технических навыков важно развивать интеллектуально-нравственные качества ученика».

Педагог: Алексей Холодов

Ученик: Глеб Семенов, 15 лет
Глеб Семенов – лауреат XI Международного юношеского конкурса им. П. И. Чайковского в 2023 г. в Москве. «Глеб – одаренный ученик с хорошими техническими способностями. Он может осваивать довольно большой объем материала в короткий промежуток времени. Это важный момент для человека, который так активно участвует в конкурсах, где нужно стремительно учить новую программу», – считает Алексей Холодов.

Сам он на уроках с классом говорит о добре и зле, о человеческой боли и радости. Например, приступая к работе над музыкой Баха, затрагивает тему библейских ценностей; разбирая сонату Бетховена, озвучивает гамму чувств композитора. «В жизненном опыте учеников подобные чувства еще не встречались, и они не могут глубоко проникнуться произведением. Задача педагога – разобрать, что хотел передать этой музыкой композитор», – поясняет Холодов.

Обучая ребенка, учитель совершенствует свое мастерство. Ведь у каждого ученика свой характер, уровень одаренности, желание или нежелание трудиться. «Во время общения мы учимся друг у друга. Для каждого приходится изобретать велосипед, который подойдет только ему», – говорит Холодов и уверяет, что успех педагогической деятельности – в постоянном диалоге с учеником.

Факты о конкурсе

Конкурс для педагогов проводится с 2022 г. В этот раз на премию претендовало 565 соискателей более чем из 50 регионов страны. Специальная комиссия оценивала кандидатов по трем критериям: авторская методика, результат обучения учеников и участие в качестве исполнителя в творческих мероприятиях. По итогам отбора 25 педагогов училищ и 25 преподавателей вузов получили премии в размере 1 млн руб. Еще 100 учителей детских школ получили по 500 000 руб.

Самое популярное
Свободное время / Галерея
Как прошла выставка «Наследие» в рамках BRICS+ Fashion Summit
Она состоялась в московском «Зарядье»
Свободное время
Что слушать этой осенью: опера про Оппенгеймера и «Мастер и Маргарита» в Большом
Главные события в мире музыки, которые порадуют москвичей этой осенью
Наш город
Во второй половине октября в Москве ожидается снег
Медики рекомендуют москвичам сделать прививку от гриппа и COVID-19
Наш город / Галерея
Вдоль реки: как в Москве благоустраивали набережные
На них появились велодорожки, зеленые зоны, смотровые площадки и пристань-амфитеатр
Наш город
Экскурсии, танцы и спорт: ВДНХ этим летом посетили 9 млн человек
Собянин рассказал о событиях, которые принял выставочный комплекс в год 85-летия
Наш город
В Москве запустили зоотрансляции и нашли древние изразцы – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Наш город
Подземка на связи: единому диспетчерскому центру метро исполнилось пять лет
За время работы ЕЦД скорость реагирования служб выросла в 2,5 раза
Свободное время
Куда пойти в выходные 5–6 октября
Самые интересные события в Москве
Москва 2030
Столичные власти рассчитывают к 2030 году существенно нарастить кинопроизводство
Создание кинокластера решит проблему дефицита павильонов и расширит возможности для натурных съемок
Москва 2030
Сад Маргариты, лаунж-зоны и миллионы алых роз в Москве
Как ландшафтное искусство преображает привычное городское пространство
Москва 2030
В Москве подвели итоги нового формата летних активностей
За 100 дней фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!» посетило более 10,5 млн гостей
Москва 2030
В Москве продолжится масштабное благоустройство до 2030 года
Сергей Собянин рассказал, какие изменения ждут столицу
Москва 2030
Благодаря программе благоустройства 90% москвичей имеют парки в пешей доступности
В ближайшие пять лет властям города следует сосредоточиться на внедрении инновационных решений и более активном участии в процессе жителей
Москва 2030
Какой будет коммунальная инфраструктура Москвы к 2030 году
Несмотря на беспрецедентный рост энергоэффективности, перед правительством города стоит целый ряд вызовов в сфере коммунального хозяйства
Наш город
«Ведомости» и поздравить не жалко
Представители бизнеса, власти, деятели культуры и эксперты отметили 25-летие газеты