Читайте также
Как бывший социальный работник из Югры зарабатывает миллионы на продаже пирожков
Как француз влюбился в русскую девушку и в итоге построил бизнес по продаже элитной недвижимости в России
Духовный центр. Новые храмы, которые скоро появятся в Москве

Женский бизнес. Истории москвичек, рискнувших запустить свой стартап

Создатель косметического бренда, основательница сети зооотелей, IT-предприниматель и другие истории взлета
Unsplash

Пока инвесторы не спешат делать серьезные вложения в стартапы в нестабильной обстановке, смелые москвички запускают бизнес самостоятельно. Пять предпринимательниц, развивающих свой стартап, рассказали «Ведомости. Городу», как решились последовать за своей мечтой, где черпали силы и какие цели ставят на ближайшие годы.

Косметика мирового уровня

Фото предоставлено героиней материала

Сегодня 31-летняя Мила Клименко известна в мировой бьюти-индустрии как основатель косметического бренда Nikk Mole и успешный визажист. Хотя до этого ей пришлось пройти нелегкий путь. «В детстве я носила одежду, которую нашей семье отдавали другие люди, сегодня я миллионер», – делится Клименко.

Девушка начинала с работы визажиста: сначала красила бесплатно, позже было обучение у гуру визажа в России и Париже. На первые зарботанные визажем $2000 открыла свою студию в Москве, где принимала клиентов и обучала людей. За полгода работы студии Клименко удалось накопить 200 000 руб., которые она тут же вложила в бизнес – потратила на выпуск небольшой партии пасты для бровей под брендом Nikk Mole. Ее состав девушка придумала сама, смешав кокосовое масло с пищевым белым красителем. Позднее технологи доработали инновацию, с помощью которой мастера придают нужную форму бровям клиентов.

Почти весь доход от продукта первые несколько лет Клименко инвестировала в развитие своего бизнеса. Так шаг за шагом девушке удалось превратить Nikk Mole в полноценный бренд косметики более чем из 300 продуктов по уходу за лицом, телом, а также инструментов для работы бьюти-мастеров (кисти, ножницы, пинцеты и др.). Косметика производится более чем на 10 разных заводах, три из которых в Москве.

Сейчас компания активно развивает рынки Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна. Расширить экспорт товаров за границу помогает в том числе участие в международных выставках. Так, в 2022 г. Клименко вместе с другими столичными предпринимателями представляли свои компании на выставках в Стамбуле и Минске. Участие в мероприятиях финансировало правительство Москвы.

Из менеджера в предприниматели

Фото предоставлено героиней материала

Маргарита Никитина с детства обожала кошек и собак – они всегда жили в доме семьи. В шесть лет она решила стать ветврачом. Получив образование по этой специальности, одновременно получила второе высшее в сфере экономики и управления. До открытия собственного бизнеса Никитина успела поработать в госветслужбе, затем занимала должность директора по качеству в X5 Retail Group. В 2017 г. решила уйти из найма. «Я понимала, что в своем бизнесе можно зарабатывать больше и реализовывать свои мечты, а не чужие», – рассказывает предпринимательница.

На полученный после увольнения бонус Никитина открыла свой первый зооотель BookingCat & Dog. На тот момент ей было 30 лет. Двумя годами позже уже франчайзинговая сеть оценивалась в $10 млн, а маржинальность составила 52%, писали в СМИ. Постепенно Никитина стала серийным предпринимателем, бизнес-консультантом крупных холдингов, бизнесменов, инвестором.

Никитина создала собственную торговую марку «Адирект» по производству витаминов и кормовых добавок для животных. По словам предпринимательницы, первые вложения составили несколько миллионов рублей. Проект стал резидентом инновационного центра «Сколково». Развитие нового проекта в период пандемии помогло иначе посмотреть на возможности и понять, что в ведении бизнеса онлайн нет ограничений, говорит предпринимательница.

Хотя пока достичь необходимых показателей в реализации проекта не удалось, Никитина продолжает строить бизнес. «Я не люблю сосредотачиваться на трудностях. Мне нравится сосредотачиваться на возможностях и на профитах», – говорит она. Например, сейчас некоторые иностранные компании приостановили ввоз своей продукции в страну, это освободило нишу, подытожила Никитина.

IT-взлет

Фото предоставлено героиней материала

Так же как и Мила Клименко, Алена Лагутина еще со школы мечтала о предпринимательской деятельности, но осуществить мечту удалось только в 30 лет. Для начала решила набраться опыта в найме. В компании по разработке и поддержке компьютерных программ 1С она вместе с командой занималась созданием и развитием программного обеспечения для сдачи отчетности в Центробанк России в формате XBRL (стандарт обмена деловой информацией). Такой вид взаимодействия в России начали внедрять в 2018 г., но развитие шло не быстро, поэтому работодатель Лагутиной потерял интерес к проекту и решил его закрыть.

Тогда Лагутина предложила руководству сделку: она выкупает права на ПО и берет на себя поддержку клиентов компании. Сумму сделки предпринимательница не раскрывает, но, по ее словам, стартовые вложения удалось отбить спустя полгода. В этом помог разнообразный карьерный опыт, признается Лагутина. За 13 лет построения карьеры ей удалось по грузиться в разные сферы бизнеса: от продаж в сфере b2b до бухучета и финансового аудита. Так появилась IT-компания «Лемонкод».

Начинала Лагутина одна, иногда привлекая к работе программиста. Сегодня в ее команде 10 человек. Самое сложное, по словам предпринимательницы, подобрать хороших IT-специалистов. Поэтому она решила нанимать начинающих специалистов, а после обучения и в процессе работы развивать их навыки внутри компании. В планах Лагутиной – участие в автоматизации и развитии рынка краудинвестиций (привлечение капитала в стартапы) в России и поиск применения продуктам компании в сфере ESG-отчетности.

Одежда для ярких

Фото предоставлено героиней материала

Лариса Амосова – владелица бренда кастомной женской одежды Lora Om, рассчитанной на ярких и творческих девушек от 20 до 35 лет. Предпринимательница запустила бизнес в июле 2022 г., начав продавать под своим брендом свитшоты, а затем футболки, худи и лонгсливы, разрисованные красками в стиле абстракционизма, декорированные лентами и застежками.

До этого Амосова семь лет работала дизайнером на фрилансе. Создавала дизайн-проекты для компаний «Аэрофлот», РЖД, издательства «Эксмо», Green Team, Sochi.ru и др. Но всегда мечтала о собственном бренде одежды. Быстро поняв, что шитье ей не очень интересно, предпринимательница решила покупать готовую одежду у поставщиков из Турции и Китая. А затем разрисовывать и декорировать вещи в мастерской в своем загородном доме в Подмосковье. Это оказалось быстрее и дешевле, чем отшивать одежду на фабрике.

Недостающие знания Амосова приобрела на проекте «Бизнес-песочница» от столичного департамента предпринимательства. Под руководством наставника в области продаж дизайнер запустила свой бренд Lora Om. «Я пришла на проект ни с чем, а ушла с большим прорывом», – объясняет она.

Первоначальные вложения составили 15 000 руб. На эти средства Амосова купила одежду и сумки, застежки и стропы для декора, краски, этикетки и упаковочную бумагу с лентами. Делать свой бизнес оказалось непросто: предпринимательница настолько ушла в работу, что успела выгореть еще до старта продаж – на этапе, когда все было готово к запуску. Тогда, по словам Амосовой, ей понадобилось две недели, чтобы набраться сил и начать продавать.

О стабильной прибыли, по словам дизайнера, пока говорить рано – спрос зависит от трендов, сезона и праздников. В планах Амосовой – выйти со своим брендом на маркетплейсы Ozon и Wildberries.

Открыть в себе методолога

Фото предоставлено героиней материала

В 36 лет Юлия Тришина решила уйти из найма. До этого она 12 лет работала в иностранной фармацевтической компании, где занималась обучением персонала, разработкой программ обучения и наставничеством. Не видя возможностей для дальнейшего развития внутри компании, Юлия решила уволиться и переобучиться на методолога. План обучения, в том числе освоения программ и редакторов, она составила самостоятельно.

В июле 2022 г., несмотря на нестабильную ситуацию в стране, Тришина рискнула запустить свое дело. «В наем я всегда успею вернуться, если что-то пойдет не так», – решила она. Тогда будущая предпринимательница оформила самозанятость и спустя неделю уже обучалась в рамках проекта «Малый бизнес Москвы». Позже она также прошла курсы в Центре развития карьеры в «Технограде» и др. «Городские программы помогли развить предпринимательское мышление и сделать все необходимое для того, чтобы запустить свой стартап», – поделилась Юлия.

В октябре 2022 г. она начала получать первые заказы на создание электронных курсов от компаний, которые разрабатывают программы обучения. Затраты на реализацию своего стартапа были минимальными – пришлось только купить новый ноутбук. С разработкой фирменного стиля помог муж-дизайнер, веб-сайт Юлия разработала сама.

За последние четыре месяца Тришина успешно выполнила пять проектов. Один из самых сложных и интересных – разработка электронного курса по охране труда для ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда». В сжатые сроки, за 1,5 месяца, она разработала сценарий курса, состоящий из порядка 550 слайдов, и сегодня продолжает сотрудничать с заказчиком. Общий доход за три месяца работы на себя, с октября по декабрь 2022 г., составил около 300 000 руб.

Самое популярное
Свободное время
«Терапия» и «Кафе Куба»: 5 новых комедийных сериала
Домохозяйка становится разведчицей, американец тренирует английскую футбольную команду
Наш город
На базе ТПУ «Косино» создадут пригородный вокзал площадью свыше 15 000 кв. м
Транспортным узлом ежедневно пользуются более 30 000 человек
Наш город
В Марьине обустроят 16 прудов в 2023 году
В новом досуговом пространстве появятся зоны отдыха, детские и спортивные площадки
Культурный город
Театральные премьеры весны: авантюрная пьеса, написанная в тюрьме, и неожиданная версия гибели Моцарта
Мюзикл, триллер и «Дядя Ваня» – 5 весенних премьер в театральном обзоре «Ведомости. Города»
Наш город
На станциях БКЛ установлено 252 современных эскалатора
Самый длинный подъемник длиной 130 м расположен на станции «Марьина Роща»
Наш город
Рядом с МГТУ имени Баумана появится мост с амфитеатром
Со смотровой площадки откроется вид на Яузу и Лефортовский парк
Умный город
Столица инноваций: какие разработки патентуют московские изобретатели
В 2022 году в Москве выдали более 7000 патентов
Свободное время
Постное меню: стейки из капусты, безе на бобовом отваре и хинкали с черникой
Постные блюда в московских ресторанах – чем можно утолить голод, не нарушив правила
Свободное время / Галерея
Что посмотреть на выставке «Александр Лабас. Неизвестные портреты»
Более 80 живописных и графических работ в московском театре «Мастерская Петра Фоменко»
Наш город
Московские парки начали подготовку к весеннему сезону
Более 7,5 млн человек посетили зимой катки, лыжные трассы и снежные спуски
Наш город
В Москве выросло производство противоопухолевых препаратов
В 2022 г. выпущено 2,3 млн упаковок таких лекарств
Свободное время
Интроверт, рационал и сенсорик: как разным типам личности ужиться в одном коллективе
В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга о том, как разным по характеру и темпераменту людям научиться работать вместе
Свободное время
Турниры, фестивали и выставки: Москва отметит столетие столичного спорта
Летом в метро появится тематический поезд с портретами великих московских спортсменов
Свободное время / Галерея
Что покажут на выставке «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» в Музее Москвы
В экспозиции – работы художника Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной из частных коллекций и 28 российских музеев
Наш город
90 социальных проектов стартовали в Москве в 2023 году
Некоммерческие организации помогут 30 000 москвичей в реабилитации и социализации