Читайте также
Как бывший социальный работник из Югры зарабатывает миллионы на продаже пирожков
Как француз влюбился в русскую девушку и в итоге построил бизнес по продаже элитной недвижимости в России
Духовный центр. Новые храмы, которые скоро появятся в Москве

Женский бизнес. Истории москвичек, рискнувших запустить свой стартап

Создатель косметического бренда, основательница сети зооотелей, IT-предприниматель и другие истории взлета
Unsplash
Unsplash

Пока инвесторы не спешат делать серьезные вложения в стартапы в нестабильной обстановке, смелые москвички запускают бизнес самостоятельно. Пять предпринимательниц, развивающих свой стартап, рассказали «Ведомости. Городу», как решились последовать за своей мечтой, где черпали силы и какие цели ставят на ближайшие годы.

Косметика мирового уровня

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

Сегодня 31-летняя Мила Клименко известна в мировой бьюти-индустрии как основатель косметического бренда Nikk Mole и успешный визажист. Хотя до этого ей пришлось пройти нелегкий путь. «В детстве я носила одежду, которую нашей семье отдавали другие люди, сегодня я миллионер», – делится Клименко.

Девушка начинала с работы визажиста: сначала красила бесплатно, позже было обучение у гуру визажа в России и Париже. На первые зарботанные визажем $2000 открыла свою студию в Москве, где принимала клиентов и обучала людей. За полгода работы студии Клименко удалось накопить 200 000 руб., которые она тут же вложила в бизнес – потратила на выпуск небольшой партии пасты для бровей под брендом Nikk Mole. Ее состав девушка придумала сама, смешав кокосовое масло с пищевым белым красителем. Позднее технологи доработали инновацию, с помощью которой мастера придают нужную форму бровям клиентов.

Почти весь доход от продукта первые несколько лет Клименко инвестировала в развитие своего бизнеса. Так шаг за шагом девушке удалось превратить Nikk Mole в полноценный бренд косметики.

Из менеджера в предприниматели

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

Маргарита Никитина с детства обожала кошек и собак – они всегда жили в доме семьи. В шесть лет она решила стать ветврачом. Получив образование по этой специальности, одновременно получила второе высшее в сфере экономики и управления. До открытия собственного бизнеса Никитина успела поработать в госветслужбе, затем занимала должность директора по качеству в X5 Retail Group. В 2017 г. решила уйти из найма. «Я понимала, что в своем бизнесе можно зарабатывать больше и реализовывать свои мечты, а не чужие», – рассказывает предпринимательница.

На полученный после увольнения бонус Никитина открыла свой первый зооотель BookingCat & Dog. На тот момент ей было 30 лет. Двумя годами позже уже франчайзинговая сеть оценивалась в $10 млн, а маржинальность составила 52%, писали в СМИ. Постепенно Никитина стала серийным предпринимателем, бизнес-консультантом крупных холдингов, бизнесменов, инвестором.

Никитина создала собственную торговую марку «Адирект» по производству витаминов и кормовых добавок для животных. По словам предпринимательницы, первые вложения составили несколько миллионов рублей. Проект стал резидентом инновационного центра «Сколково». Развитие нового проекта в период пандемии помогло иначе посмотреть на возможности и понять, что в ведении бизнеса онлайн нет ограничений, говорит предпринимательница.

IT-взлет

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

Так же как и Мила Клименко, Алена Лагутина еще со школы мечтала о предпринимательской деятельности, но осуществить мечту удалось только в 30 лет. Для начала решила набраться опыта в найме. В компании по разработке и поддержке компьютерных программ 1С она вместе с командой занималась созданием и развитием программного обеспечения для сдачи отчетности в Центробанк России в формате XBRL (стандарт обмена деловой информацией). Такой вид взаимодействия в России начали внедрять в 2018 г., но развитие шло не быстро, поэтому работодатель Лагутиной потерял интерес к проекту и решил его закрыть.

Тогда Лагутина предложила руководству сделку: она выкупает права на ПО и берет на себя поддержку клиентов компании. Сумму сделки предпринимательница не раскрывает, но, по ее словам, стартовые вложения удалось отбить спустя полгода. В этом помог разнообразный карьерный опыт, признается Лагутина. За 13 лет построения карьеры ей удалось по грузиться в разные сферы бизнеса: от продаж в сфере b2b до бухучета и финансового аудита. Так появилась IT-компания «Лемонкод».

Начинала Лагутина одна, иногда привлекая к работе программиста. Сегодня в ее команде 10 человек. Самое сложное, по словам предпринимательницы, подобрать хороших IT-специалистов. Поэтому она решила нанимать начинающих специалистов, а после обучения и в процессе работы развивать их навыки внутри компании. В планах Лагутиной – участие в автоматизации и развитии рынка краудинвестиций (привлечение капитала в стартапы) в России и поиск применения продуктам компании в сфере ESG-отчетности.

Одежда для ярких

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

Лариса Амосова – владелица бренда кастомной женской одежды Lora Om, рассчитанной на ярких и творческих девушек от 20 до 35 лет. Предпринимательница запустила бизнес в июле 2022 г., начав продавать под своим брендом свитшоты, а затем футболки, худи и лонгсливы, разрисованные красками в стиле абстракционизма, декорированные лентами и застежками.

До этого Амосова семь лет работала дизайнером на фрилансе. Создавала дизайн-проекты для компаний «Аэрофлот», РЖД, издательства «Эксмо», Green Team, Sochi.ru и др. Но всегда мечтала о собственном бренде одежды. Быстро поняв, что шитье ей не очень интересно, предпринимательница решила покупать готовую одежду у поставщиков из Турции и Китая. А затем разрисовывать и декорировать вещи в мастерской в своем загородном доме в Подмосковье. Это оказалось быстрее и дешевле, чем отшивать одежду на фабрике.

Первоначальные вложения составили 15 000 руб. На эти средства Амосова купила одежду и сумки, застежки и стропы для декора, краски, этикетки и упаковочную бумагу с лентами. Делать свой бизнес оказалось непросто: предпринимательница настолько ушла в работу, что успела выгореть еще до старта продаж – на этапе, когда все было готово к запуску. Тогда, по словам Амосовой, ей понадобилось две недели, чтобы набраться сил и начать продавать.

Открыть в себе методолога

Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

В 36 лет Юлия Тришина решила уйти из найма. До этого она 12 лет работала в иностранной фармацевтической компании, где занималась обучением персонала, разработкой программ обучения и наставничеством. Не видя возможностей для дальнейшего развития внутри компании, Юлия решила уволиться и переобучиться на методолога. План обучения, в том числе освоения программ и редакторов, она составила самостоятельно.

В июле 2022 г., несмотря на нестабильную ситуацию в стране, Тришина рискнула запустить свое дело. «В наем я всегда успею вернуться, если что-то пойдет не так», – решила она. Тогда будущая предпринимательница оформила самозанятость и спустя неделю уже обучалась в рамках проекта «Малый бизнес Москвы». Позже она также прошла курсы в Центре развития карьеры в «Технограде» и др. «Городские программы помогли развить предпринимательское мышление и сделать все необходимое для того, чтобы запустить свой стартап», – поделилась Юлия.

В октябре 2022 г. она начала получать первые заказы на создание электронных курсов от компаний, которые разрабатывают программы обучения. Затраты на реализацию своего стартапа были минимальными – пришлось только купить новый ноутбук. С разработкой фирменного стиля помог муж-дизайнер, веб-сайт Юлия разработала сама.

Самое популярное
Свободное время
Куда пойти в выходные 7–8 декабря
Самые интересные события в Москве
Городская недвижимость
Инвестиции в историю: ценность кварталов Китай-города растет
Почему один из центральных районов Москвы никогда не потеряет свой престиж
Свободное время
Юрий Колокольников – самурай, а Робби Уильямс – шимпанзе: восемь премьер декабря
Главные фильмы начала зимы
Горожане
Степан Девонин: «Мне кажется, собака нужна каждому человеку»
Звезда сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» – о карьере ветеринара в кино и жизни, любимых парках столицы и новой роли вампира
Свободное время
Мы из прошлого: что подготовили для гостей кинопарка «Москино» в эти выходные
Для москвичей и гостей столицы пройдет историческая реконструкция
Москва 2030
За три года в Москве построят более 250 км новых дорог
Это будет способствовать сбалансированному развитию транспортной системы города и росту качества жизни москвичей
Москва 2030
В Москве за три года построят 12 новых станций метро
В целом на развитие транспортной системы город потратит более 3 трлн рублей
Москва 2030
Новые школы и больницы, доплаты пенсионерам: на что пойдет бюджет Москвы
Социальной поддержкой будет обеспечен каждый третий москвич
Москва 2030
Более половины расходов бюджета Москвы на 2025 год пойдет на социальные нужды
В ближайшие три года за счет бюджетных и частных средств будет построено порядка 300 социальных объектов, в том числе 200 школ и детских садов, а также 31 объект здравоохранения
Москва 2030
Москва продолжит восстанавливать объекты культуры в ближайшие три года
Город обновит киностудию им. Горького, цирк на проспекте Вернадского и театр «Уголок дедушки Дурова»
Москва 2030
Как столичные власти возвращают усадьбам Москвы былое величие
Реставрация исторических объектов не сбавляет обороты
Свободное время
Туристический бум: за девять месяцев Москву посетили 19,7 млн гостей
Столица демонстрирует рекорды по популярности у путешественников
Городская недвижимость
Семеро новых: Собянин заявил о развитии очередных территорий в рамках КРТ
Под комплексную реорганизацию попадут участки на Западе и Юго-Западе, а также в ТиНАО
Наш город
Синоптики прогнозируют теплый декабрь в Москве
Температура на 1,5–2 градуса превысит климатическую норму
Культурный город
В московских учреждениях культуры вводят новую систему продажи билетов
Эта мера должна помочь в борьбе с перекупщиками