Импортозамещение в банках затрагивает весь технологический стек ‒ от оборудования до софта

Заместитель председателя Правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс о процессах импортозамещения в IT и собственных уникальных проектах банка
Пресс-служба Газпромбанка

На ПМЭФ Газпромбанк представил уникальный проект по переводу платежного процессинга на российские программные продукты и аппаратные решения. Как создавался проект, какие сейчас проблемы с заменой иностранного ПО и оборудования, зачем банкам искусственный интеллект и как утолить кадровый голод, в интервью «Ведомостям» рассказал зампред Правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс. Основные тезисы ‒ в этой статье.

Импортозамещение

Импортозамещение в банковской отрасли затрагивает весь технологический стек ‒ от оборудования до программного обеспечения (ПО) и в целом идет достаточно успешно. Так, у банков нет проблем с импортозамещением прикладного ПО (то есть программ для основных банковских систем). Его большинство банков импортозаместили более пяти лет назад.

Пока есть сложности с замещением системного ПО, такого как системы управления базами данных (СУБД), средствами виртуализации. Но банки обязаны следовать требованиям по импортозамещению ЦБ и ФСТЭК и потому ищут свой путь. Например, для замены СУБД Oracle есть open source решение Postgres. Пока оно работает на небольших объемах, но тем не менее у нас в банке уже достаточно много примеров перевода отдельных систем на Postgres. Если говорить о «железе», то в российском реестре есть программно-аппаратный комплекс «Скала». И в течение ближайших нескольких лет мы планируем постепенное импортозамещение ряда серверного оборудования на комплексы «Скала».

Процессинг на российском «железе»

Проект по импортозамещению в процессинге мы начали обсуждать еще в 2021 году. Это была собственная инициатива наших сотрудников. Они предложили запустить на российском «железе» (микропроцессорах «Эльбрус») сервера для процессинга и банкоматов. Сначала идея показалась малореалистичной, но мы решили попробовать. Для этого собрали консорциум участников проекта: софт был от «БПС процессинг», МЦСТ ‒ производитель «Эльбруса», входящий в «Росатом» производитель СУБД «Синергия», а также производитель HSM-модулей, которые защищают банкоматы от киберугроз. После того как стало понятно, что решение работает, мы подали заявку в Минцифры и Минпромторг, и проект получил поддержку правительственной комиссии. Это стратегически важное решение для финансовой сферы, так как позволит перевести процесс по обработке платежей на российские технологии.

Сейчас проект находится на стадии пилота, планируем завершить его в 2024 году. В 2025–2026 годах сможем начать масштабирование, а затем предлагать другим компаниям, работающим на схожем технологическом стеке.

Нужно ли банкам импортозамещать все технологии самостоятельно

До сих пор все банки шли по пути самостоятельного создания профильных решений: платежных решений, приложений и так далее. Сейчас и ЦБ, и крупные банки считают, что в условиях импортозамещения дорого каждому самостоятельно «изобретать велосипед», то есть разрабатывать одни и те же модули, дублируя затраты. Правильнее были бы вещи, в которых банки не конкурируют, например бухгалтерский учет, расчетный модуль делать вместе, а также иметь софт, который поддерживали бы все банки и могли бы использовать другие игроки. Такая идея обсуждается, но она сложна для реализации, так как необходимо планирование на длительном горизонте. Например, чтобы написать АБС (автоматизированная банковская система, ‒ примеч.ред), требуется 3-5 лет.

Искусственный интеллект

Такую компетенцию, как искусственный интеллект (ИИ), мы развиваем внутри банка. Ни одна кредитная заявка розничного клиента не рассматривается без ИИ, весь скоринг построен на моделировании, так как технологии машинного обучения эффективно принимают решения, взвешивая параметры риска-доходности. Все, что связано со скорингом, аналитикой для предложения клиентам новых продуктов, борьбой с мошенничеством, крупные банки давно делают с использованием ИИ. «Под капотом» всего, что вы видите в мобильном банке, находится ИИ. Там, где много данных и необходимо делать выводы, базируясь на многофакторных решениях, ИИ незаменим.

Кроме того, практически у всех крупных игроков есть центры, которые занимаются обработкой данных, созданием и обучением моделей и выводом их в прод.

Кадры в ИТ

Человеческий капитал ‒ главный в банке. Одна из основных задач любой компании ‒ формирование бренда работодателя, создание внутри банка привлекательных условий для сотрудников и возможностей для их развития. Проблема с ИТ-кадрами сейчас действительно есть: число ИТ-специалистов растет в арифметической прогрессии, а потребность в них ‒ в геометрической. Существует дефицит кадров и конкуренция за людей между компаниями и отраслями. И это не закончится в ближайшие 10–30 лет. Поэтому необходимо инвестировать в человеческий капитал.

Лучший финтех в мире

В России первоклассные разработки и лучший в мире банковский сервис. Например, в Европе или США мобильные банки по сравнению с российскими существенно примитивнее и гораздо неудобнее.

Уже сейчас в России существует высокая интеграция банковских и небанковских сервисов, и она будет увеличиваться. По большому счету, деньги нужны для закрытия потребностей. И все банки сейчас думают о том, как интегрировать финтех в каждый сервис. Существует некоторая конкуренция с маркетплейсами, которые также вводят кредитование и рассрочки. Но пока у банков развивать нефинансовые сервисы получается лучше, чем у цифровых игроков ‒ финансовые.