Станет ли ЦФА инструментом для малого и среднего бизнеса
Эксперты ожидают увеличения эмитентов ЦФА среди МСБ, но пока традиционные облигации выглядят понятнее
Несколько компаний из сектора малого и среднего бизнеса (МСБ) уже разместили цифровые финансовые активы (ЦФА). Они продолжат использовать этот инструмент, потому что он гибкий и имеет большой потенциальный спрос у инвесторов, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Одни из них говорят, что на рынок ЦФА стремится выйти большое количество компаний. Другие уверены, что для активного включения представителей МСБ в «революцию» ЦФА необходимы истории успеха.
ЦФА могут выступать в роли цифровых облигаций, которые более доступны для МСБ, чем классические бонды, говорит директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский. ЦФА позволяют привлекать средства частных инвесторов без значительных операционных расходов по сравнению с традиционными долговыми инструментами, отмечал ранее другой эксперт Сергей Рябов в комментарии «Ведомостям».
Среди преимуществ ЦФА для МСБ эксперты называли скорость токенизации активов и привлечение под них финансирование. Также они упоминали упрощение и оптимизацию торгового финансирования за счет размещения активов в компании и продажу какой-то ценности. Кроме ускорения процесса, ЦФА открывают доступ к новому рынку ликвидности, который раньше был доступен только для крупнейших предприятий с высоким кредитным рейтингом, отмечал Рябов. Ожидается, что ЦФА помогут МСБ автоматизировать регулярно повторяющиеся сделки, связанные с торговым финансированием, продажей активов, размещением активов, добавляет аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын.
Кто уже разместил ЦФА
МСБ уже осваивает выпуски цифровых финансовых активов разных объемов. Компания Goldex («Т-Мобайл») – разработчик и владелец сети аппаратов для оценки и выкупа изделий из драгоценных металлов (золотоматов) выпустила ЦФА на платформе «Токеон» («Токены» – оператор информационной системы). Объем выпуска составил 3,5 млн руб., предметом залога стал золотомат стоимостью 3,5 млн руб., произведенный «ГР Продакшен», следует из решения о выпуске ЦФА.
Оператор майнинговых дата центров и импортер майнингового оборудования Bitriver разместил ЦФА объемом 9,9 млн руб. на платформе «Мастерчейн». На этой же платформе состоялся еще один выпуск объемом 10 млн руб. – его разместила группа компаний «Инко-Энерго», специализирующаяся на комплексных инвестиционных проектах в области энергосбережения, IT, ЖКХ и экологии. Заместитель гендиректора платформы Максим Тищенко отметил, что это были первые пробные выпуски у данных компаний. Сейчас уже готовятся выпуски с более крупными объемами, добавил он.
Пока сделок МСБ с ЦФА прошло не так много, так как операторы ЦФА не приводят инвесторов, а рынок находится на этапе пилотирования продуктов и инструментов, утверждает директор по продукту офиса инвестиционного структурирования и развития продаж в сети Росбанка Роман Кузнецов. Он считает, что в следующем году можно будет увидеть более массовые выпуски для МСБ на некоторых платформах. С тем, что бизнес консервативен в выборе финансовых инструментов, подтверждает гендиректор «Цифровых активов» Максим Трофимов. По его словам, настороженность у МСБ вызывают низкая ликвидность и несформированность вторичного рынка ЦФА. Но в ближайшее время это изменится.
Компании МСБ отличаются гибкостью и всегда готовы использовать любую возможность для привлечения финансирования, говорит управляющий директор управления по работе с эмитентами малой и средней капитализации Совкомбанка Денис Козлов.
Делицын же высказывает противоположное мнение – бизнес неохотно пробует нововведения, которые еще не испытал конкурент. Для того, чтобы компании МСБ активно включились в революцию ЦФА необходимы истории успеха, уверен аналитик.
Какие нужны изменения
По мнению Делицина, продвижением ЦФА займутся маркетплейсы, которые уже разрабатывали программы кредитования магазинов, работающих на их площадках. Привлекательными будут ЦФА, которые помогут привлечь максимум денег с минимумом обязательств, считает аналитик. В случае маркетплейсов, где размещаются тысячи магазинов, весьма вероятно, что скоро такие виды ЦФА будут выявлены, добавляет эксперт.
Кроме того, МСБ могут быть интересны займы, облигации и гибридные продукты, привязанные к выручке, считает Кузнецов. Для того, чтобы МСБ участвовали активнее в таких сделках, им нужна осведомленность, привлечение широкого круга инвесторов, смягчение ограничений на вложения в ЦФА для неквалифицированных инвесторов и более внимательная работа по скорингу эмиссий со стороны платформ, добавляет эксперт.
МСБ может стать эмитентом в случае, если будет доступен какой-то удобный и прозрачный канал эмиссии, говорит руководитель Лаборатории блокчейн и финтех Школы управления «Сколково» Егор Кривошея. По его словам, этот канал не должен требовать серьезного вовлечения от МСБ или объяснять аспекты этого процесса, включая возможности и риски. Для этого большинству МСБ продукт эмиссии ЦФА должен быть доступен в классических каналах ведения бизнеса: онлайн-банке, системах планирования и управления, пояснил Кривошея. Сейчас доступность каналов не такая же широкая как, например, у биржевых инструментов, добавляет эксперт. Но процесс выпуска и инвестирований в ЦФА в данный момент постепенно становится более удобным как для эмитентов, так и инвесторов.
Кривошея считает, что для развития ЦФА у МСБ нужно несколько ключевых изменений. Среди них обеспечение оператором обмена кросс-взаимодействия активов и стейкхолдеров (всех заинтересованных сторон процесса эмиссии и инвестиций) с разных платформ ЦФА. То есть возможность торговать ЦФА даже если эмитент и инвестор не зарегистрированы на одной и той же платформе. Для этого также нужно появление удобного клиентского интерфейса с понятным и прозрачным путем движения от одного этапа к другому как для эмитента, так и для инвестора.
Еще одним изменением, которое Кривошея считает необходимым, это интеграция инструментов в привычные каналы работы МСБ. Одним из таких кандидатов эксперт видит банки, предлагающие услуги для этого сегмента, добавляет эксперт. Кроме того, необходимо четкое определение рисков активизации МСБ и установление лимитов в части операций или характеристик ЦФА, которые могут быть актуальны МСБ. Например, МСБ может в первую очередь использовать ЦФА, похожие на короткие облигации, как для эмиссии, так и для инвестиций. Но не сможет сразу разобраться в ЦФА на право участия в капитале непубличного акционерного общества (НАО), так как это более сложные инструмент, требующий понимания работы и рынка ЦФА, а также финансового менеджмента. Не все МСБ могут без последствий осознанно управлять структурой капитала компании, заключил Кривошея.
ЦФА на право участия в капитале НАО – один из четырех видов цифровых прав, который можно считать аналогом акций, говорится на сайте «Токеона». Только их выпуск организует оператор информационной системы (ОИС) с помощью технологии распределенного реестра. При этом выпускать такие ЦФА могут только вновь созданные акционерные общества, которые ранее не выпускали обычные акции. Выпуск акций в виде ЦФА, а также их учет на платформе ОИС должны быть предусмотрены уставом общества при его учреждении. Кроме того, цифровые акции могут быть предложены только заранее определенному кругу лиц.
Козлов выделяет две основные проблемы развития ЦФА – отсутствие полноценного вторичного рынка и, как следствие, небольшое количество инвесторов. В этом плане рынок облигаций для частных инвесторов понятнее и привычнее, и должно пройти время, чтобы они выявили и оценили преимущества ЦФА, считает эксперт. По его мнению, рынок ЦФА для МСБ будет также развиваться за счет частных инвесторов, как сейчас развивается рынок облигаций для МСБ. Для увеличения спроса на ЦФА со стороны частных инвесторов необходимо усовершенствовать инструменты защиты инвестиций, создать активный вторичный рынок и такой же простой интерфейс торговли ЦФА, какой сейчас есть для торговли облигациями, заключил представитель Совкомбанка.
Интересным решением для эмитентов МСБ могут быть гибридные ЦФА, которые подразумевают для инвестора возможность получить в конце срока обращения актива средства, либо физический актив, говорит Трофимов. Технология смарт-контрактов делает весь процесс прозрачным и надежным, так как эмитент получает деньги только после поставки цифрового актива. Уверенности в продукте инвесторам добавляет и то, что процесс выпуска ЦФА контролируется Банком России через аккредитованные платформы.
По мнению Трофимова, ЦФА — это инфраструктурный проект, а на создание полноценной биржи цифровых активов нужно несколько лет. Он предполагает, что за это время произойдет приток массовых инвесторов, сформируется вторичный рынок обращения ЦФА, будет доработана законодательная база, а игроки рынка оценят преимущества цифровых инвестиций и консолидируются. Тогда ЦФА станут основным инструментом заемного финансирования для малого и среднего бизнеса, уверен гендиректор «Цифровых активов».