Участники рынка ЦФА хотят разделить сделки на публичные и частные

При этом они планируют увеличить ликвидность за счет игроков классического рынка
Freepik

Участники рынка цифровых финансовых активов (ЦФА) предложили повысить ликвидность сегмента, предоставив профессиональным участникам классического рынка участвовать в сделках без передачи данных клиентов оператору информационной платформы (ОИС). Они также хотят разделить сделки на рынке ЦФА на публичные и частные, дав участникам приватных размещений «максимальную свободу» при определении объема раскрываемой информации. Об этом говорится в письме (есть у «Ведомостей») комиссии по ЦФА Торгово-промышленной палаты (ТПП).

Письмо направлено замминистра финансов Ивану Чебескову, замминистра экономического развития Максиму Колесникову, председателю комитета Госдумы по финрынку Анатолию Аксакову и первому заместителю председателя ЦБ Ольге Скоробогатовой.

Предложения комиссии по ЦФА направлены, прежде всего, на формирование ликвидности на рынке ЦФА за счет участия профессиональных игроков, таких как брокеры, доверительные управляющие, специализированные депозитарии и т. д., объяснил генеральный директор юридического бюро Sagrada Legal и председатель комиссии по ЦФА ТПП Олег Ушаков. Сейчас есть сложности при инвестировании через классических игроков, так как цифровые права в силу Гражданского кодекса реализуются и осуществляются, как там написано, «без обращения к третьему лицу», т. е. без посредников, объясняет эксперт: поэтому профучастникам приходится «отдавать» клиентов на платформы.

По мнению Ушакова, у граждан должна остаться возможность инвестирования на рынке ЦФА, как это предусмотрено в действующем законодательстве. Но многие частные инвесторы привыкли к сервису, который предоставляют профучастники финансового рынка, добавляет эксперт. Он считает, что ограничивать их в такой возможности нет необходимости. Выход в том, чтобы закрепить в законодательстве «технологически нейтральный подход». Он подразумевает, что брокеры смогут предлагать ЦФА своим клиентам, не боясь потерять их. Данные клиентов брокера при таком подходе не будут передаваться ОИС. Сейчас другого варианта, кроме как регистрация клиентов непосредственно на платформе, нет, говорит Ушаков.

Развитие рынка будет связано с появлением новых инструментов, продолжает Ушаков. В настоящее время на практике в ЦФА могут быть включены только денежные требования, применение «гибридных» ЦФА пока не получило распространения, добавляет он. Но учитывая, что цифровая форма – это лишь оболочка, рассуждает он, необходимо предоставить возможность «упаковывать» в токенизированную форму любые финансовые инструменты – акции, долговые инструменты, структурные долговые инструменты, депозитарные расписки, паи и опционы.

Частично эта инициатива уже реализована, продолжает Ушаков, в законе о ЦФА есть «право участия в капитале непубличных акционерных обществ», т. е. акций в виде ЦФА. Но инструмент не работает из-за противоречий с законом о рынке ценных бумаг и законом об акционерных обществах. Есть также «возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам», добавляет Ушаков. Но закон предусматривает раскрытие данных о держателях ЦФА при реализации прав по эмиссионным ценным бумагам, что, по его словам, во многом лишает инструмент смысла. Паевые фонды в принципе пока не могут участвовать на этом рынке, резюмировал эксперт.

Кроме того, как и ЦБ, комиссия обращает внимание на проблематику регуляторного арбитража, т. е. когда принципиально одни и те же правовые явления регулируются различным образом, говорит Ушаков. В частности, авторы письма полагают, что в отношении ЦФА должны распространяться все стимулирующие механизмы, которые применяются в отношении аналогичных финансовых инструментов – таких, как, например, акции и облигации.

Авторы письма также считают, что сделки на рынке целесообразно разделить на частные и публичные. В качестве критериев для разделения они предлагают использовать количество участников сделки: например, 50 – по аналогии с законом об акционерных обществах или 150 – по аналогии с законом о рынке ценных бумаг. Исходя из этого, требования о публикации решения о выпуске, раскрытии информации, ограничения, связанные с рекламой, и иные они предлагают применять к публичным сделкам. При реализации частных сделок авторы предлагают предоставить участникам максимальную свободу, в том числе по вопросу о необходимости опубликования решений о выпуске и раскрытия той или иной информации.

Каким бы образом ни развивалось дальнейшее регулирование, простота и скорость выпуска ЦФА должны сохраниться, говорит основатель и исполнительный директор компании «Мы объединяем технологии» и один из авторов документа – Денис Ляхов. По его словам, практика показывает, что в некоторых случаях это имеет принципиальное значение, когда, например, предприниматель выстраивает маркетплейс по обороту бриллиантов, завязанный на финансировании с финансового рынка. По словам Ляхова, авторы предложений не хотят сделать рынок ЦФА «еще одним рынком ценных бумаг». «Скорее, мы приглашаем участников с классического рынка поучаствовать в формировании нового рынка токенизированных активов», – резюмировал он.

Важная мысль, на которую, по мнению Ляхова, стоит обратить особое внимание, – это речь о порядке входа игроков на рынок. Сейчас, если ты хочешь инвестировать на разных площадках, необходимо пройти процедуру онбординга на каждой из платформ, объясняет эксперт. Авторы предложений полагают, что для удобства оператору обмена должна быть предоставлена возможность быть единой «точкой входа» на рынок. Иными словами, пройдя идентификацию у оператора обмена, пользователь должен иметь возможность беспрепятственно работать на площадках любых операторов информационных систем, сказал эксперт.

Рынок ЦФА развивается весьма впечатляющими темпами, обращает внимание руководитель направления цифровых активов «Инфинитума» Виктор Бурчик. По состоянию на конец I квартала 2024 г. объем рынка превышает 90 млрд руб. и 400 выпусков. Платформы представляют широкий спектр токенизированных активов, продолжает эксперт, и с этой точки зрения вне зависимости от типа инвестора необходимы гарантии сохранности, доходности, спрямления клиентского пути и вторичный рынок.

Идеи, предложенные комиссией, позволят выровнять существующие перекосы в учете и обладании между классическими и цифровыми финансовыми инструментами, стандартизировать условия выпуска, считает Бурчик. И самое главное, по его мнению, – предоставить возможность рынку коллективных инвестиций приобретать ЦФА в состав паевых инвестиционных фондов. Профессиональные участники в виде управляющих компаний наполнят рынок ликвидностью и, вероятно, дадут импульс развитию продукта, резюмировал Бурчик.