Банки смотрят в будущее
Как структурная перестройка экономики повлияла на финансовые рынкиВ ближайшие пять-десять лет ключевыми трендами банковского сектора станут борьба за клиентов, снижение маржинальности, развитие цифровых финансовых активов (ЦФА). Влияние на финансовую систему России окажет структурная перестройка экономики в целом. Банкиры и эксперты рассказали «Ведомости. Капиталу», каким они видят будущее отрасли.
Начало пути
Летом 2023 г. президент России Владимир Путин заявил, что доходы от перерабатывающих отраслей увеличиваются, и это говорит об изменении структуры российской экономики. Процесс находится в самом начале, уверен президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин. По его мнению, за последние полтора года удалось сделать многое: успешно переориентированы экспортные и импортные потоки, даже немецкие машины заменили на китайские. Однако еще много работы предстоит, полагает Костин.
Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина отметила в июне 2023 г., что российский бизнес развивается по сценарию ускоренной адаптации. Она считает, что перестройка экономики страны идет быстрее ожиданий, а негативные прогнозы не оправдались.
Создание и локализация новых производств, развитие новых цепочек поставок и реализация новых инфраструктурных проектов требуют значительных инвестиций. Для удовлетворения этого спроса банковский сектор должен обеспечить всестороннее сопровождение, включая предоставление собственного финансирования, поиск и помощь в структурировании стороннего финансирования (в т. ч. в рамках госпрограмм), а также банковское сопровождение проектов, которое повысит управляемость проектов и улучшит их экономику. Об этом заявил «Ведомости. Капиталу» в рамках Стратегической недели ВТБ член правления банка Владимир Левыкин.
В условиях повышенной ключевой ставки бизнес осторожно привлекает заемные средства. Однако экономика не может ждать, когда инфляция опустится до 4%, чтобы начать новый инвестиционный цикл. Поэтому роль регулятора усиливается: важно находить правильный баланс ДКП, выстраивать бюджетную политику и регулирование так, чтобы они стимулировали структурную перестройку, комментировали ранее в ВТБ.
Соответственно меняется структура спроса на кредитные продукты и клиентская база, полагает гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром», председатель комитета «Опоры России» по финрынкам Павел Самиев. Крупные предприятия после редомициляции активнее работают с российскими банками – кредитование, различные операции на фондовой бирже. Этому способствует сложность привлечения внешнего финансирования, которое стало недоступным для части компаний, а для других сопряжено с повышенными рисками.
Кроме того, в корпоративном инвестиционном бизнесе будет усиливаться роль сегмента малого и среднего предпринимательства (МСП): он будет расти быстрее других. Впрочем, добавил эксперт, этот тренд заметен уже несколько лет. Высокий спрос в экономике дал мощный импульс росту МСП, крупных предприятий, поэтому объемы транзакций, средств на счетах юридических лиц и объемы кредитования росли опережающими темпами, объяснил эксперт.
Помимо этого, российский банковский сектор быстро адаптировался к внешним ограничениям и переориентировался на другие страны: массово открывались корсчета в других юрисдикциях, прежде всего в Азии.
Кто твой клиент
Последние пять лет банковская отрасль активно трансформировалась с фокусом на клиента, рассказала «Ведомости. Капиталу» директор департамента взаимодействия с клиентами Росбанка Татьяна Ахапкина. При этом требовательность клиентов к сервису растет. И банки конкурируют уже не только между собой, но и, например, с IT-компаниями и цифровыми сервисами, добавила эксперт. Поэтому усиливается конкуренция в финансовом секторе за глубину отношений с клиентами и статус основного банка, считает Левыкин.
По его прогнозам, можно ожидать появления программ лояльности нового поколения. Сейчас зачастую для новых клиентов банки предлагают более выгодные решения по сравнению с теми, кто обслуживается не первый год. Скоро более выгодные условия начнут предлагать тем клиентам, кто выбирает банк в качестве основного и давно работает с ним, уверен Левыкин.
Банки перешли от продажи отдельных продуктов к выбору вместе с клиентом, рекомендациям, а где-то к автоматизации выбора наилучшего для клиента решения – сейчас есть запрос на помощь в быстром выборе оптимального продукта в условиях большого количества альтернатив, указал эксперт.
Одним из трендов развития банков в ближайшей перспективе будет появление новых сервисов и продуктов, уверен директор банковских рейтингов Национального рейтингового агентства Константин Бородулин. Например, сейчас активно развиваются BNPL-сервисы (Buy now, pay later – речь об оплате товаров в рассрочку): они занимают ориентировочно 3% мирового рынка электронной коммерции.
Также из последних трендов можно выделить развитие так называемых лестничных вкладов, сказал Бородулин (доход по таким вкладам меняется несколько раз в течение срока договора. Например, 8,5% в первые три месяца, 10% в последующие три, 12% на следующий сезон и так далее). Этот продукт является маркетинговым ходом, пояснил он. «В рекламе банк, как правило, указывает именно максимальную ставку, действующую в течение ограниченного периода времени, при этом клиенту затруднительно определить эффективную ставку такого депозита, особенно на долгий срок», – сказал эксперт.
Клиент может забыть забрать средства или уменьшить сумму депозита после окончания периода действия максимальной процентной ставки, и по факту стоимость привлечения для банка может оказаться ниже среднерыночной, уточнил он.
Цифровые активы
Еще один тренд, который отметили опрошенные «Ведомости. Капиталом» эксперты, – это развитие цифровых финансовых активов (ЦФА). Они представляют собой новую форму перспективных инвестиционных инструментов. Несмотря на низкое проникновение ЦФА в базе клиентов, рынок прошел этап начального становления, считает директор по продукту офиса инвестиционного структурирования и развития продаж в сети Росбанка Роман Кузнецов. Уже существуют успешные кейсы их использования, что говорит о большом потенциале.
По сути, ЦФА ‒ это не другой вид ценных бумаг, а другой формат организации выпуска, учета, организации сделок купли-продажи, их дальнейшего хранения и организации этого рынка, пояснил Самиев. ЦФА может быть привязан к любому активу, например, к облигациям, недвижимости, золоту, индексу и т. д. По словам эксперта, спрос на прошедшие выпуски был достаточно большим.
Левыкин ожидает кратный рост объема выпущенных ЦФА уже в 2024 г. По его мнению, расширится число участников рынка – эмитентов, инвесторов и, вероятно, платформ. Можно ожидать выпуск аналогов инструментов рынка капитала и денежного рынка, потому что ЦФА требуют меньше времени и расходов на выпуск, продолжил банкир. Снижение издержек расширяет возможности привлечения финансирования для МСП.
Уже появляются новые инструменты в виде ЦФА для инвестиций и распределения риска, например аналоги облигаций с коротким сроком, инструменты с заменой процентной ставки как фактора доходности на ценовые индикаторы по базисным активам.
Опрошенные эксперты отдельно отметили возможности ЦФА для международных расчетов. По словам Кузнецова, ЦФА в целом активно развивается в разных секторах, включая долговые инструменты, факторинг, программы мотивации сотрудников и сделки с драгоценными металлами.
Борьба за маржу
Левыкин ожидает, что маржинальность каждого банковского продукта снизится, а значимость комплексного предложения для клиента вырастет. Кроме того, длительность срока обслуживания будет фактором рентабельности банков: чем дольше сохраняются отношения с клиентом, тем более выгодным станет сотрудничество для обеих сторон.
На маржинальность банка влияют бизнес-модель, текущая структура фондирования и аппетиты к риску, пояснил Бородулин. Уровень ставок по кредитным и депозитным продуктам определяется уровнем ключевой ставки Банка России. К тому же это влияние имеет определенный временной лаг. Кроме того, по мере роста доходности вкладов происходит перераспределение средств как с текущих счетов, так и частичный возврат средств клиентов с фондового рынка.
За последние два года случались существенные изменения уровня ставок, поэтому банки научились эффективно управлять процентным риском. При высоком уровне ставок они стараются снижать сроки привлечения (в среднем на временной промежуток около года), а также предлагать различные продукты (например, лестничные вклады), чтобы иметь возможность по мере стабилизации уровня ставок пролонгировать привлеченные средства на более выгодных условиях, отметил Бородулин.