Батальные сюжеты на хрупком фарфоре XIX века

Коллекция Владимира Голубева в основе фундаментального исследования

Владимир Голубев – предприниматель, общественный деятель, меценат, президент Российской кинологической федерации, совладелец холдинговой компании «Адамант» и увлеченный коллекционер. Он всегда испытывал интерес к лучшим образцам художественной культуры. Владимир Семенович собирает минералы и шедевры мирового искусства, но особое место среди его интересов занимает русский фарфор XIX – начала XX века с батальными сценами.

Совсем недавно благодаря деятельному участию Голубева было подготовлено монографическое издание «Императорский фарфор. "На славу России и наших военных воспоминаний…"» в трех томах, основанное на его коллекции и раскрывающее эволюцию батального жанра в изделиях Императорского фарфорового завода. Выход трехтомника, над которым работали больше десяти лет, удачно совпал с Годом защитника Отечества и 80-летием Победы в Великой Отечественной войне. Это большой коллективный труд, в работе участвовали военные историки, специалисты по униформологии, вексиллологии, геральдике, но основным автором выступила Екатерина Хмельницкая, доктор искусствоведения, хранитель коллекции русского фарфора XIX–XXI веков, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. В книге, в частности, опубликованы все первоисточники к уникальным военным тарелкам времен Александра II и Александра III. Третий том представляет собой единственный в мире сводный каталог всех тарелок и пластов по батальной теме, составить который помог историк Дмитрий Гуревич.

Владимир Голубев собирает русский фарфор уже много десятилетий. «Любовь к фарфору мне привила мама, – вспоминает коллекционер. – У нас дома в серванте всегда стояли фарфоровые фигурки. Хорошо помню свои первые по-настоящему серьезные приобретения конца 1990-х годов. Это были две парные кратерные вазы: «Деревенский почтарь» с картины Герарда Терборха и «Мать и дитя» с произведения Каспара Нетшера с «украшением готическими красками и золотом». Они и сейчас занимают особое место в моем доме – прямо у входа».

Коллекция начала обретать очертания в 2000-х годах, когда сестра Марина и племянница Жанна, жившие в Америке, передали Владимиру Семеновичу фарфоровые шедевры, которые собирали много лет. А потом Голубев обратил взор на редкие предметы, связанные с российской историей, прежде всего на изделия Императорского фарфорового завода дореволюционного периода. «Эти предметы всегда притягивали меня исключительно высоким уровнем исполнения, как художественным, так и технологическим, – подчеркивает коллекционер. – Особое место среди них занимают произведения военной тематики».

«В отличие от многих музейных коллекций, где собрания складывались из всего, что передавалось в музей, я приобретаю только то, что меня по-настоящему заинтересовало, поэтому каждый предмет имеет для меня особую ценность»
Владимир Голубев

На старейшей в России фарфоровой мануфактуре предметы, которые «служили летописью достопамятнейших событий и побед», создавались с XVIII столетия, но именно в XIX веке, после победы российской армии в Отечественной войне 1812 года, эта тема стала одной из центральных. В XIX – начале ХХ века сражения и боевые будни запечатлели лучшие художники Императорского фарфорового завода. К героической истории российской армии обращены не только тарелки, но вазы, и фарфоровые пласты (пластина с живописным изображением, которая может использоваться как картина или для декорирования столиков, шкатулок, ваз). «Такие изделия были гордостью каждого российского монарха», – отмечает Владимир Голубев.

«Преимущество частной коллекции в избирательном подходе к ее формированию, – говорит коллекционер. – В отличие от многих музейных коллекций, где собрания складывались из всего, что передавалось в музей, я приобретаю только то, что меня по-настоящему заинтересовало, поэтому каждый предмет имеет для меня особую ценность».

В коллекции есть экспонаты с необычной историей. Однажды среди лотов одного из аукционных домов Франции Владимиру Семеновичу попались фото удивительных кратерных ваз. В России таких ваз практически нет, все они хранятся за рубежом, обычно в частных музеях. Голубев с женой приняли решение ехать во Францию и вазы выкупать. Но вазы готовили к продаже на торгах, поэтому предстояли сложные переговоры. Голубев нашел аргументы, убедившие французских аукционистов снять вазы с торгов, главный из которых был в том, что изделия, прославляющие русскую доблесть, должны вернуться на родину. Сделка состоялась, и Голубевым предстояло перевезти вазы в Россию. Но это было только началом приключений.

Вазы надежно упаковали в контейнеры, но не подумали о том, что по габаритам они никак не пройдут в самолет. «Узнали мы об этом перед самым вылетом, наблюдая у трапа за погрузкой, – рассказывает Владимир Семенович. – Пришлось вынуть вазы из боксов и везти их из Парижа в Москву как обычных пассажиров – в салоне на сиденьях. Как и люди, они были надежно пристегнуты. А верхние части – ободы – мы весь полет держали на руках. Эту поездку я точно никогда не забуду!»

Недавно Владимир Голубев подписал соглашение с Императорским фарфоровым заводом о производстве ваз, на которых будут отражены сцены военной жизни с начала ХХ века до сегодняшних дней, чтобы воссоздать победные страницы российской истории, которые важно сохранить для будущих поколений.

В ближайшее время Владимир Голубев планирует открыть музей, где будет выставлена вся его коллекция фарфора. Музей только готовится к открытию, но уже идет работа над созданием нескольких филиалов.

Читайте также