Небо становится ближе: космос в коллекциях дизайнеров
Модная индустрия всегда является зеркалом процессов, происходящих в обществе и в мире, и, конечно, она не могла не откликнуться на прорыв в исследовании космоса, который произошел в начале 60-х годов. Космические концепции в работах дизайнеров смешались с футуристическими художественными образами и идеями начала XX века: эксперименты с геометрическими формами, обтекаемые контуры, непрактичные декоративные материалы – все это использовали в своих коллекциях модельеры той эпохи.
Язык футуризма отлично подошел для выражения ультрасовременных космических идей, и в какой-то момент космос и футуризм в дизайне одежды стали синонимами. Среди кутюрье, увлекшихся космосом, можно назвать Андре Куррежа с коллекцией 1964 года «Космическая эра», Пако Рабана с его платьями из дисков и, конечно, Пьера Кардена. «Скафандр в 1960-е мгновенно стал объектом вдохновения дизайнеров – достаточно упомянуть коллекцию «Космос», выпущенную Карденом в 1965 году, где шляпки имитировали шлем скафандра. Сам Карден говорил, что его вдохновил на создание этой коллекции выход астронавта Эда Уайта в открытый космос», – рассказывает историк моды Мэган Виртанен.
Что касается влияния космических исследований на технологии производства тканей, то тут, по мнению Виртанен, произошел любопытный взаимообмен. «Принято считать, что целый ряд материалов и технологий, использующихся в наши дни в производстве потребительских товаров, был изначально создан именно для космонавтов. Но все наоборот: первые западные разработки скафандров «Меркурий» и «Марк IV» использовали материалы, уже применявшиеся к тому моменту в нижнем белье, – нейлон, лайкру и дакрон, да и производством того и другого часто занималась одна и та же корпорация, – объясняет Виртанен. – Впрочем, очень быстро процесс пошел в обратную сторону, и космические разработки, наподобие амортизирующей подошвы для обуви или специальных пластиков для солнцезащитных очков, пришли в жизнь обычного потребителя».
После первой волны успеха ученых в сфере изучения космоса интерес моды к небесной теме несколько поутих, считает Виртанен. Однако переливающиеся холодным металлом ткани, причудливые футуристичные формы, принты в виде звезд и планет – все это осталось с модой навсегда, и начиная с 60-х годов нет, пожалуй, ни одного сезона, когда бы эти идеи не выходили на подуимы. Но если в 60-е годы вдохновением служили реальные полеты, то сегодня дизайнеры ищут «свой» космос, в основном, в блокбастерах, и, пожалуй, самое большое влияние на космическую моду оказали «Звездные войны», ведь каждый эпизод этой саги с ее удивительными костюмами просто кладезь для модной индустрии.