Владелец группы LVMH Бернар Арно и «клановость» его методов
З а именем 71-летнего Бернара Арно сегодня стоит много «званий»: председатель совета директоров и генеральный директор группы компаний LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy); самый богатый человек в Европе и третий в списке богатейших людей мира по версии журнала Forbes (к началу апреля, еще до подсчета потерь из-за пандемии, его состояние оценивалось в $76 млрд); мастер слияний и поглощений; известный коллекционер (часть его личной коллекции можно видеть в стенах музея Louis Vuitton Fondation), увлеченный и временами даже дающий концерты пианист (побывал с концертом и в Москве в марте 2017 года); щедрый филантроп и т. д.
А еще Арно – отец пятерых детей от двух браков, в последнем с профессиональной пианисткой Элен Мерсье-Арно, он – образцовый семьянин. Более того, даже свою бизнес-империю он выстроил по образу и подобию семьи, а затем укрепил ее рубежи, поставив на ключевые должности своих собственных детей.
И если внимательно посмотреть на структуру модной империи Арно, в которую сегодня входят 75 брендов, специализирующихся в шести разных luxury-областях, то станет очевидно, что и в ней он выстраивает отношения не без понятий «семейственность» и «клановость» и тех методов, что следуют за этими понятиями.
То, что сейчас стоит за аббревиатурой LVMH и является самой могущественной в мире luxury-группой, начиналось в 1985 году с приобретения Дома Christian Dior у разорившейся текстильной компании Boussaс. Интересно, что еще в 1973 году Арно женился на Анне Деваврен, наследнице как раз из семьи Буссак, у членов которой новоявленный родственник потихоньку скупал акции компании, пока не получил весь их пакет. Вложил он в ту первую крупную покупку деньги собственной семьи – $15 млн, состояние, доставшееся ему от продажи девелоперской строительной компании отца Ferret-Savinel. Так что уже в начале пути наш герой умело использовал семейные связи и даруемые ими возможности.
Семейная структура бизнеса позволила The Financial Times сравнить на своих страницах семью Арно со знаменитым олигархическим кланом Медичи из средневековой Флоренции
Четверо из пятерых детей Арно – дочь Дельфина и сыновья Антуан, Александр и Фредерик – сегодня в разной степени вовлечены в семейный бизнес и занимают ключевые позиции в очень крупных или просто довольно заметных и стремительно развивающихся брендах.
Со слов Элен, второй супруги, которая вышла замуж за Арно в 1991 году и является матерью трех его младших сыновей, Бернар всегда был внимательным отцом и даже сегодня по возможности каждый день проводит с сыновьями по два часа. А раньше, когда те были ощутимо младше, – так Эллен рассказала в интервью журналу Forbes – отец ежедневно занимался с ними математикой и склонял к музицированию на фортепиано. Другими словами, определенно старался развить у своих детей структурированное мышление и приучал к дисциплине (а занятия музыкой требуют строжайшей дисциплины и усердия), воспитывал в них эти качества сызмальства.
При этом своих детей Бернар Арно заставлял проходить проверку «на передовой» – в юношеском возрасте все отпрыски по выходным трудились в качестве продавцов и консультантов в бутиках входящих в группу брендов и таким образом познавали культуру товаров роскоши в общении с непосредственным ее потребителем.
Старшая из детей, 45-летняя Дельфина Арно, родившаяся еще в первом браке с Анной Деваврен, в силу своего возраста первой начала работать в компании отца. Сегодня Дельфина занимает позицию директора и исполнительного вице-президента Louis Vuitton. В числе прочего она отвечает в этом Доме за проекты с известными художниками и творческими личностями и также является учредителем существующего семь лет конкурса молодых дизайнеров моды LVMH Prize. В его рамках авторитетное жюри выявляет будущие таланты и те получают от группы финансовую поддержку и шанс вступить в большую игру. Этот масштабный филантропический проект, конечно, имеет под собой и определенный бизнес-расчет: в будущем победители конкурса могут проявлять свои таланты в LVMH Group. Впрочем, это уже происходит – Вирджил Абло, дизайнер собственного бренда Off-White, стал финалистом премии в 2015 году, а теперь является креативным директором мужской линии Louis Vuitton.
На деловую карьеру отец настраивал дочь целенаправленно: сначала Дельфина окончила школу высших коммерческих исследований EDHEC в Лилле, следом Лондонскую школу экономики, а на практику отправилась в крупную консалтинговую компанию McKinsey & Company.
Свою карьеру Дельфина начала в 2000 году директором по развитию в бренде John Galliano, через год заняла должность коммерческого директора Дома Dior. С обязанностями она справлялась настолько хорошо и столь активно росла внутри компании, что в 2008 году стала помощницей тогдашнего президента Дома Сиднея Толедано и проработала генеральным директором последующие пять лет – на тот момент личное состояние Дельфины оценивалось экспертами почти в 4 млрд евро.
О многих брендах LVMH Group Арно-старший заботится словно о собственных детях: создает им наилучшие условия для развития, инвестирует немалые средства, назначает «проводниками в будущее» толковых топ-менеджеров
В 2013 году Дельфина стала правой рукой Майкла Берка, президента Louis Vuitton, и к тому времени уже несколько лет числилась самым молодым членом совета директоров LVMH. И даже заработала в узких кругах противоречивые прозвища «Наполеон индустрии роскоши» и «волчица в кашемировом пальто». Кстати, последнее также перешло к Дельфине по наследству: «волком в кашемире» Бернара Арно прозвали еще в 1990 году, когда он окончательно, довольно жестко и расчетливо, заполучил полный пакет акций концерна LVMH. Дельфина определенно унаследовала жесткую хватку отца в манере ведения бизнеса и его требовательность, в первую очередь к самой себе, и без прикрас признается, что, как и он, обожает дух соперничества и в этом смысле может считаться самой прилежной ученицей Бернара Арно.
Впрочем, не только в этом – в своей деятельности Дельфине удается сочетать рациональный деловой подход с творческим. Этому дочь, как и остальных детей, тоже учил отец, однажды произнесший то, что теперь внесено в список его знаменитых цитат: «Чтобы бизнес был успешен, необходимо умело сочетать творческую и организационную стороны процесса». Именно Дельфина стоит за выбором дизайнеров на должность креативных директоров в модные бренды LVMH – от Рафа Симонса в Dior до Николя Жескьера в Louis Vuitton или Джонатана Уильяма Андерсона в Loewe.
Также Дельфина инициирует громкие совместные проекты бренда со знаменитыми «чужаками» – чего стоил один только проект Celebrating Monogram, когда автором сумок Louis Vuitton стали Карл Лагерфельд, Кристиан Лубутен, Синди Шерман и Фрэнк Гери! Так Дельфина разрабатывает в бренде стратегию в соответствии с требованиями рынка и веяниями времени и параллельно дает талантливым творцам carte blanche. И в этой своей деятельности, как и отец, во многом руководствуется инстинктами и интуицией.
Этих же качеств не лишен и младший брат Дельфины, 43-летний Антуан Арно. Возможно, он не является столь же влиятельным топ-менеджером в индустрии моды, как его амбициозная сестра, но уступает ей немногим. Сегодня Антуан – генеральный директор обувного бренда Berluti, председатель совета директоров Loro Piana, тоже итальянской компании, но производящей одежду из шерсти и кашемира, и член совета директоров группы.
Выпускник двух авторитетных бизнес-школ, канадской HEC Montreal и европейского отделения INSEAD, карьеру в компании отца он начал в 2002 году в рекламном отделе Louis Vuitton и через пять лет стал директором по коммуникациям бренда. В этом качестве он прославился рекламной кампанией Core Values, героями которой были Михаил Горбачев, Мухаммед Али и Фрэнсис Форд Коппола.
За девять лет в Berluti Антуан Арно поднял этот нишевый обувной бренд уровня bespoke на небывалую высоту, запустив под его эгидой еще и линию мужской одежды (теперь за нее отвечает Крис Ван Аш, пришедший сюда из Dior), и увеличил его продажи до небывалых ранее $130 млн в год.
Старшие, Дельфина и Антуан Арно, продолжают политику, заданную их отцом: как правило, в наилучших условиях бренд расцветает, и его деятельность приносит ощутимые результаты
Интересно, что с кашемиром Loro Piana Антуан знаком с детства: клиентом бренда долгие годы был Бернар Арно, и вместе с отцом сын впервые приобщился к высокому классу, заданному некогда итальянской семьей Лоро Пьяна. Когда у той начались сложности в управлении и финансировании, то Арно-старший охотно взял компанию под крыло своей группы. И это показательный пример того, как о многих брендах LVMH Group Арно-старший, при всех его жесткости и хладнокровии в ведении дел, заботится словно о собственных детях: создает им наилучшие условия для развития, инвестирует в этот процесс немалые средства, назначает «проводниками в будущее» внимательных и толковых топ-менеджеров, при этом не ломая характер марок и не ограничивая творчество их креативных директоров – точно так же ребенку нанимают лучших учителей и развивают его самые яркие способности. И в этом смысле Дельфина и Антуан Арно продолжают политику, заданную их отцом: как правило, в наилучших условиях бренд расцветает, и его деятельность приносит ощутимые результаты. Правда, и планка этих результатов с каждым годом становится выше и выше...
Младшие сыновья Бернара Арно от второго брака действуют в бизнесе несколько иначе: не как заботливые, но требовательные родители, а скорее как братья, которые научат чему-то современному, ведущему в новую реальность и вместе создадут классный продукт. Представители молодого поколения семьи Александр и Фредерик Арно, очевидно, призваны внести в бренды, в которых они трудятся, молодой современный дух и угадать желания нового поколения потребителя, так называемых миллениалов.
Так, 28-летний Александр Арно c 2016 года является главой Rimowa, и якобы именно он убедил отца приобрести мажоритарную часть этой немецкой марки инновационного багажа за $719 млн. Теперь молодой человек отвечает за обновление имиджа компании и придумывает в ней интересные спецпроекты совместно с Dior, Fendi, Off-White и даже c таким культовым американским street-wear-брендом, как Supreme (эта лимитированная коллекция была продана онлайн по всему миру за 16 секунд).
Ранее Александр, выпускник высших школ Telecom ParisTech и Ecole Polytechnique, альма-матер отца, некоторое время проходил практику в семейной компании Groupe Arnault, которая инвестирует в цифровые приложения и сервисы вроде Uber, Spotify или Airbnb, и заработал там репутацию digital-реформатора.
24-летний Фредерик Арно с 2018 года занимал должность директора по стратегии и цифровым технологиям в швейцарской часовой компании TAG Heuer и отвечал за ее развитие в этом направлении. Он также выпускник лучшего колледжа Ecole Polytechnique во Франции, где совершенствовал математическую и компьютерную науку, и, похоже, ничуть не меньший технологичный «фрик», чем его старший брат Александр. Среди заслуг Фредерика – третье, новое поколение «умных» часов TAG Heuer Connected, для оснащения которых по его инициативе той же Groupe Arnault был приобретен стартап FunGolf – его сотрудники разработали специальное приложение для 39 000 полей для гольфа по всему миру. По-видимому, Фредерик Арно так успешно справлялся со своими обязанностями, что в июне 2020 года был назначен исполнительным директором TAG Heuer. В официальном заявление часового бренда было сказано, что на этой уже ключевой роли в часовом бренде он намерен «поддерживать инновационный подход и ускорять процесс его развития и стратегического преобразования».
Скорее всего, в будущем к cвоим двум братьям присоединится и Жан Арно – самый молодой, 21-летний младший сын магната пока учится в Imperial College в Лондоне, но уже успел по семейной традиции поработать продавцом-консультантом в магазине Louis Vuitton на Елисейских полях... Наверняка и на него, как и на прочих детей Бернара Арно, будет возложена миссия укрепления рубежей модной империи, преумножения ее богатств и воплощения традиций и мастерства входящих в нее брендов на самом современном уровне.
Cам Бернар Арно признался в интервью The Financial Times в июне 2019 года, что в каждом из его детей «есть нечто от меня самого» и будущее компании будет строиться «исходя из желаний, возможностей и умений» этого следующего поколения.
Огромный объем владения различными активами в мире роскоши (предприниматель слову «роскошь» предпочитает выражение «продукт высочайшего качества») и семейная структура бизнеса позволила той же The Financial Times сравнить на своих страницах семью Арно со знаменитым олигархическим кланом Медичи из средневековой Флоренции. Но это сравнение будет справедливо и в отношении другой стороны деятельности компании – филантропической. Как Медичи были меценатами и покровителями искусств, так и семейство Арно на этом поприще за последние 25 лет сделало немало. На официальном сайте группы перечень деятельности LVMH Corporate Philanthropy занимает десятки строчек – от поддержки множества художественных выставок до создания собственного публичного музея искусства Louis Vuitton Foundation, от реставрации павильона императрицы Марии-Антуанетты в Версале под эгидой Dior до пожертвования 200 млн евро на восстановление сгоревшего собора Парижской Богоматери и т. д., и т. д.
«Деньги никогда не были для меня целью. Все это время меня бесконечно увлекали творчество и стремление к совершенству – на самом высоком уровне», – произнес как-то глава LVMH Group. И, похоже, инженер по образованию, бакалавр искусств и наук, он стремится к этому всю жизнь. И в бизнесе, и в семейных отношениях, и в филантропии, и в исполнении своего любимого Шопена на фортепиано, и, главное, в воспитании деловой хватки и творческой инициативы в собственных детях.

































