Сюжет из жизни

Интервью с заслуженным артистом Татарстана, звездой мирового балета Олегом Ивенко

Уже завтра, 21 марта, в московском концертном зале Crocus City Hall состоится масштабная премьера балета-триллера «Личности Миллигана», в основу которого легла драматичная история американского преступника Билли Миллигана, одного из самых известных людей с диагнозом «множественная личность». Идейный вдохновитель проекта и исполнитель главной роли – заслуженный артист Татарстана Олег Ивенко.

История Билли Миллигана вдохновляла и писателей, и кинематографистов, и театральных режиссеров. Какие у вас ожидания от балета?

Идея родилась в 2020 году, во времена пандемии. Я предложил своей команде поработать с талантливыми хореографами из России и попробовать придумать какую-нибудь одноактную историю. Мы созвонились с Володей Варнавой, Александром Могилевым, Олегом Габышевым и его партнершей по Театру балета Эйфмана Любовью Андреевой, Сашей Сергеевым из Мариинского театра и многими другими.

Каждый из них предложил свой вариант, но больше всех меня вдохновил сюжет про жизнь Билли Миллигана. Но сначала мы подумали, что это должен быть моноспектакль, в котором я бы перевоплощался из одного образа в другой, а потом поняли, что это будет слишком тяжеловесная история, и было бы хорошо привлечь других артистов, сделать полноценный спектакль из двух актов.

Конечно, мы рисковали, но ожидания были хорошими в том плане, что этот балет должен попасть в зрителя, ведь он сочетает в себе танец с серьезной драматической составляющей. Поэтому мы определили жанр «Личностей Миллигана» как балет-триллер.

Смелый ход. Но возникает вопрос: у Билли Миллигана было больше 20 личностей. Вы их все показываете?

Мы взяли самый интересный этап его биографии – юношество. Тогда у Миллигана было всего 7- 8 личностей, но очень ярких. В кастинге участвовали артисты из самых разных театров. Помимо российских – из Братиславы, Будапешта, Праги, Лондона. Но так как сейчас довольно сложно привезти кого-либо из-за границы, мы остановились на двух артистах из московского Театра Станиславского и Немировича-Данченко, а остальные роли исполняют артисты нашего Казанского театра оперы и балета.

Про Билли Миллигана мир узнал во многом благодаря книгам Дэниэла Киза. И перед писателем стояла сложная задача – и не оправдывать, и не осуждать своего героя, несмотря на его преступления. Стояли ли вы перед той же дилеммой?

История Билли Миллигана глубже, чем кажется. Его особенности – результат семейной травмы, произошедшей в раннем детстве. Хоть наш спектакль и весьма деликатен, но все же мы весьма доходчиво стараемся донести мысль, что родителям нужно ценить каждый момент в общении с детьми, потому что они закладывают первый кирпич для будущего своего ребенка. И это очень-очень важно, чтобы не было таких Билли Миллиганов.

Авторы проекта работали в тандеме с композитором – и это во многом определило уровень получившейся музыки

При подготовке к своей роли я специально ездил в психиатрическую клинику, чтобы детально изучить поведение людей с множественными личностями – их оказалось совсем немало. Я наблюдал за их поведением, разговаривал с врачами и для меня это было очень полезно.

Такому методу подготовки меня научил Рэйф Файнс (британский актер и режиссер, снявший с Олегом Ивенко фильм о Рудольфе Нурееве «Белый ворон» – Прим. ред.), я советовался с ним, как правильно преподнести эту роль, чтобы получился кинобалет.

Я называю «Личности Миллигана» кинобалетом неспроста. Я попытался использовать свой кинематографический опыт, чтобы создать специфическую картинку: у нас как бы опускаются падуги, возникает прямоугольный экран и зрители смотрят кино в реальном времени. У нас даже музыка написана как будто для кино.

Балет – довольно консервативное искусство, а вы стараетесь привнести в него современные сюжет, музыку и хореографию. Насколько это перспективно?

Классический балет никогда не умрет. Мы на нем выросли, но мир не стоит на месте и, соответственно, танец тоже развивается. Время диктует его новые формы. Современная хореография сейчас получила широкое развитие в том числе и в России, у нее появилось много поклонников.

Но, мне кажется, не должно быть перекоса в какую-то одну сторону – больше современной хореографии, меньше классической. Должен быть баланс. И тогда это пойдет артистам только на пользу – они смогут развиваться в двух направлениях.

Легко ли современному балету конкурировать по части зрительского интереса с «Лебединым озером» или «Щелкунчиком»?

Не скажу, что это суперлегко, но все зависит от оригинальности идеи. Например, мы – новые на рынке, нам нужно определенное время, чтобы раскачаться, чтобы зритель нас узнал, ведь мы гости из Казани. На каждый спектакль найдется свой зритель. В конце концов в Москве живет много людей, если удастся заинтересовать нашим проектом хотя бы один процент жителей столицы, это уже удача.

Конечно, первоисточник современной хореографии – Европа, но в России сейчас много талантливых артистов и хореографов, которые способны исполнять современную хореографию на очень высоком уровне.

Очень хорошо это делают у нас, к примеру, артисты Театра балета Бориса Эйфмана. То, что показал в работе над «Личностями Миллигана» Олег Габышев, меня впечатлило – и с точки зрения хореографии, и с точки зрения драматического смысла. Он очень уверенно идет по стопам своего учителя Бориса Яковлевича Эйфмана.

Для современного балета нужна еще и современная музыка, как обстоят дела с композиторами?

Не скажу, что их много, но они есть. Опять же повторюсь, в творчестве очень важна оригинальная идея, которой можно вдохновиться. Если она есть, композиторы смогут создать что-то великолепное. Как наш Эльмир Низамов, для которого «Личности Миллигана» – первый балет. Я ему еще такую сложную задачу дал – написать киномузыку. Мы ведь в начале пути общались с агентом голливудского композитора Ханса Циммера, и тот был не против, но в 2025 году. У него все расписано на пять лет вперед!

Потом мы обращались с британцем Максом Рихтером, нашим Кириллом Рихтером, Олафуром Эрнальдсом, Атли Эрварссоном и многими другими композиторами, работающими в кино. А в итоге я решил дать Эльмиру шанс и не ошибся. Эльмир прислал первые два пробных трека, и они практически не отличались от того, что предлагали зарубежные композиторы.

Более того, мы смогли работать в тандеме – он приходил на репетиции, смотрел на работу хореографа и вносил правки в партитуру. И это во многом определило качество получившейся музыки.

Вы несколько раз за интервью говорили про вдохновение. Что вас чаще всего вдохновляет на работу?

Интересные люди, у которых яркий жизненный опыт, которые не только создают что-то сами, но и готовы помочь другим. Это сейчас довольно редкое явление. Меня вдохновляют природа, моя семья и близкие, которые верят в меня до последнего. Вдохновляют произведения искусства. Не могу из этого выделить что-то одно, потому что в зависимости от ситуации мне нужна либо поддержка от родных, либо какая-то внешняя мотивация и я использую книги, фильмы и тому подобное, либо нужно пообщаться с человеком, у которого есть большой багаж, и он меня направляет на правильные мысли. А иногда все сразу.

Читайте также