Суздальский кремль сегодня
Жизнь

Место силы: Суздаль

Кирилл Вишнепольский

Вся история России на одном пятачке

Е сть такое устойчивое выражение: «место силы». Как оно, такое место, работает и почему — никто не знает. Как выглядит — вот, сами посмотрите. Строго говоря, именно отсюда была основана Москва (ну, хорошо, не основана — присоединена и обоснована как форпост). То есть, формально отсюда идет наше нынешнее государство.

Это крутая излучина реки Каменки в Суздале, идеальное место для обороны. Тут с трех сторон вода, поставь на четвертой забор, пророй канаву — вот вам и безопасный остров.

Поэтому люди жили здесь почти всегда. 30 веков назад это были племена дьяковской культуры, 13 веков назад — финские меря. 11 веков назад сюда, на тучные земли Ополья, пришли славяне.

Суздаль в конце XII века, макет из музея местного кремляКирилл Вишнепольский

Пришли со своими оборонительными технологиями: три линии рвов вокруг поселения в излучине реки, и вал в его северо-западной части; всего около 1,5 га защищенной территории.

И со своими боевыми магами пришли.

«Въсташа волсъви в Суждали» — таково первое летописное упоминание этих мест («Повесть временных лет», 1024 год). Тогда волхвы подняли край на бунт. То ли против христианизации, то ли вследствие неурожая, то ли в целом — историки спорят. Но подавлять восстание прибыл аж сам Ярослав Владимирович Мудрый, великий князь Киевский.

Фрагмент крепостной стеныКирилл Вишнепольский

Центральные события революции волхвов происходили здесь, на этом острове.

Кто были эти волхвы (=«волшебники», тот же корень) — историки тоже толком не знают. Немудрено, церковь тысячу лет вычищала память о конкурентах-предшественниках. Каста? Сообщество?

Видимо — лекари, травники, звездочеты, следившие за сменой сезонов для нужд сельскохозяйственного сообщества. Еще волхвы умели прорицать будущее и вызывать осадки (но это не точно).

Иконостас собора Рождества Пресвятой Богородицы, XVII век, СуздальКирилл Вишнепольский

Как противовес их влиянию князь Владимир Мономах, внук Ярослава, построил на пятачке на Каменке первое каменное здание того региона, который потом назовут «Московией» — это был Успенский собор, предшественник нынешнего, Богородице-Рождественского.

Строили киевляне по технологиям Константинополя, из плоского кирпича-плинфы. Так что первый собор был полосатеньким — так, например, выглядят старые византийские церкви в Крыму.

Но был тот собор таким же огромным, как нынешний — а вокруг, представьте «полуземлянки с поднимавшейся над землей задернованной кровлей, внешне похожей на курганы городского кладбища» (цитата из книги «Владимир, Боголюбово, Суздаль», изд. «Искусство», 1967 г.)

Потолок Рождественского собора, СуздальКирилл Вишнепольский

В последней трети XI века среди землянок встал огромный дом скандинавского типа, с остроконечной крышей — тут поселился знатный варяг Гюрги (Георгий) Шимонович с дружиной. Владимир Мономах, отправляя молоденького сына Юрия (впоследствии Долгорукого) править ростово-суздальской землей, придал ему в помощь своего давнего соратника.

Помощь оказалась столь существенной, что позднее Долгорукий «тысяцкому своему Георгию, как отцу, передал в управление всю землю Суздальскую». Даже за строительством в Кремле на берегу Каменки нового собора в 1222-1225 годах, вероятно, надзирал кто-то из потомков славного Гюрги.

Интерьер Рождественского собора, СуздальКирилл Вишнепольский

А пожаров было приличное количество. В 15 км отсюда еще в 1950-х годах было село Батыево. Там в феврале 1238-го стоял лагерем монгольский предводитель, внук Чингиза — какие-то люди так и остались жить в его ставке.

Представляете, у кого-то в советском паспорте в графе «прописка» значилось: «ставка Бату-хана под Суздалем». Связь времен как таковая.

Батый спалил и Владимир, и Суздаль, и все вокруг. Так же потом много раз поступали и его потомки. В 1445-м, в результате визита казанских татар (и пожара, конечно), рухнула верхняя часть собора. Через 80 лет недостающее достроили кирпичом.

А еще на этом пятачке земли в 1609-1610 годах восемь месяцев удерживал власть знаменитый Александр Юзеф Лисовский «со своими полчищами».

Росписи Рождественского собора, СуздальКирилл Вишнепольский

Лисовский, литовский шляхтич, создатель неуловимых отрядов партизанской легкой кавалерии, действовал тогда в интересах тушинского вора Лжедмитрия II. А потом — в интересах польской короны. После всех этих событий в Суздале осталось всего 78 дворов.

И собор.

Последний раз татары (в тот раз — крымские) спалили город в 1634-м. Так что иконостас и росписи в соборе — это конец XVII века, когда все, наконец, успокоилось.

Большевики не тронули убранство собора, иконостас на месте и даже раскрыты некоторые росписи XIII века. Под полами — некрополи боярских семей, вышедших из Суздаля: Шуйские, Скопины-Шуйские, Ногтевы, Бельские.

С 1992 года Рождественский собор — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архиерейские палаты, XV-XVII вв., Суздальский кремльКирилл Вишнепольский

А я в Суздальском кремле был на организованных МГИМО третьих «Скворцовских чтениях», посвященных, в частности, «нормализации русского языка». Я сам старый филолог — захотел окунуться в академическую среду.

Докладываю: среда на месте. Вычурные профессорши, лохматые чудаки в пиджаках, кафедральные красавицы, аккуратная молодежь — все точь-в-точь как 30 лет назад у меня в Ростовском университете. Все так же бдят, следят за преступлениями и наказаниями в родной речи.

Оу, ееее! (это вот сейчас была характерная для нашего времени «новая устность на письме»).

Вдалеке — Кремль, филологи inside. А я сбежал с конференции, взял смартфон и пошел на рекуКирилл Вишнепольский

Кирилл Вишнепольский

Читайте также