Шелковый путь

Как искусство икебаны обрело новые формы в России

Научиться делать цветы из ткани может любой, уверена красноярская художница Елена Котова, автор собственного стиля в шелковой флористике, или цветоделии.

Чтобы освоить это искусство, популярное главным образом в Японии, у нее были все предпосылки, и в первую очередь художественный талант.

Елена училась в художественной школе, изучала живопись в Красноярском государственном художественном институте. В какой-то момент поняла, что писать картины не ее призвание, но тяга к творчеству осталась. И реализовалась, когда родился сын и появилось немного свободного времени.

Тогда-то Елена и увидела в интернете цветы из ткани. Там же, в интернете, узнала, какие инструменты и ткани нужны для их изготовления, закупила все необходимое и начала создавать цветы, как она говорит, по наитию.

Изучив два наиболее распространенных в Японии направления в цветоделии – фантазийную сомебану и более натуралистичную нунобану, Елена создала собственный стиль, который назвала «природная красота цветов».

Сама художница определяет его как импрессионизм в шелковой флористике, которому свойственно желание «запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления». «Когда мы смотрим на цветок, он не идеален, но прекрасен, – говорит Елена. – Я нахожу в природных цветах прекрасные изъяны и передаю их в своих изделиях».

Обычно Котова делает цветы в натуральную величину, максимально приближенные к живым прототипам. Исключение составляют лишь крупные, на грани гротеска, броши из цветов, предназначенные для модных шоу и фотосессий.

Кроме цветов есть еще бабочки, которых мастер сознательно увеличивает, во-первых, чтобы их можно было как следует разглядеть, во-вторых, чтобы они служили наглядными моделями для ее курсов и мастер-классов.

В процессе работы Елене пришлось освоить множество тонкостей. Первая и главная – окрашивание. Дело в том, что для создания цветов используют неокрашенные ткани. Из них по выкройкам вырезают детали, которые затем наносят краски и собирают в цветок.

«Чтобы цветок не казался плоским, для окрашивания надо смешать несколько цветов, – объясняет Котова. – В случае с розой, например, необходимо добавить в красный цвет коричневый и зеленый, тогда цветок будет выглядеть естественно». Краски используются анилиновые, на водной основе.

Еще одна хитрость – лепестки должны быть жесткими, чтобы цветок сохранял форму. Японские ткани, шелковые и смесовые, которыми пользуется Елена, имеют заводскую пропитку – аппретирование, поэтому им дополнительной обработки не требуется.

В магазинах продается и мягкий шелк – крепдешин, хаботай, атлас, органза. Такой материал обрабатывают поливиниловым спиртом (ПВС). «Можно сделать сильную обработку или слабую. Мастер сам решает, какая ему нужна», – говорит Елена.

Елена Котова ведет мастер-классы и целые курсы. Главный курс, конечно, по цветопониманию. «Многие не знают, как пользоваться цветом, боятся сочетаний. Я помогаю им преодолеть это страх», – говорит художница. Переходя от простого к сложному, она объясняет, как смешивать краски и сочетать цвета.

Курс проходит в телеграм-канале в прямом эфире, который записывается, чтобы все, кто присутствовал и не присутствовал на занятии, могли запись посмотреть, сделать домашнее задание, задать вопросы. К эфиру подключаются не только россиянки, но и жительницы Франции, Австралии.

Есть курс по стилизованным брошам. Елена рассказывает о тканях и способах ее обработки, предоставляет выкройки и всегда отвечает на вопросы. Кроме того, у Котовой записано около 60 мастер-классов – практических занятий, где она показывает, как от начала до конца сделать тот или иной цветок. Все эскизы и выкройки художница делает сама.

Успевает Елена выполнять и многочисленные заказы. Среди ее заказчиков – кукольники и модельеры. «Недавно я у меня был очень интересный заказ – цветы лотоса и стрекоза для композиции «Дева озерная». Работа была сложной, ведь лотосы нужны были очень маленькие, всего 2–2,5 см», – вспоминает она. Еще один недавний заказ – стилизованные цветы-броши для модного показа.

Цены на изделия колеблются от 900 рублей за маленькую розу до 50 тыс. за большой букет. Букет из 25 ромашек будет стоит примерно 20 тыс.

«То, что я делаю, – это не хенд-мейд, а искусство, – подчеркивает Елена. – Искусство не может стоить дешево. Хотя люди часто удивляются, что букет будет стоить 40–50 тыс.».

В планах у Котовой привлечение талантливых учениц для масштабирования проекта, но для начала она намерена устроить выставку своих работ в Москве. «У Вселенной и бога можно много чего попросить, но прежде надо подумать, сможешь ли ты проглотить этот кусок. Поэтому пока я буду работать сама и стремиться к достижению целей, которые наметила», – подытоживает художница.