Танцевать от мачты

Традиции российских мореплавателей в современных интерьерах архангельских мастеров

С толярное искусство на cевере России расцвело в петровские времена. Именно тогда, в 1693 году, в Архангельске царь Петр I заложил основу массового морского деревянного кораблестроения на Руси. Он лично участвовал в спуске на воду в Северной Двине судов, учредил в Архангельске адмиралтейство и возобновил сооружение государственной Соломбальской верфи.

Спустя полтора века здесь появились судоремонтный завод, здания кузницы и деревообделочной мастерской. А еще через 100 лет деревообделочный цех судоремонтного завода был преобразован в самостоятельное предприятие – фабрику «Краснодеревщик».

Мастера фабрики в составе Российского фонда архитектурного наследия имени Андрея Рублева принимали участие в программе возрождения многих памятников древнерусского деревянного зодчества. В частности, работали над восстановлением дома-усадьбы, принадлежавшего князьям Тростенским, а позже Нарышкиным и их родственникам Головкиным, и храма Преображения Господня в селе Буриново в Калужской области. В 2000 году приступили к его восстановлению, а уже в 2002-м церковь была освящена.

Строительство храма Иоанна Богослова в поселке Плесецк Архангельской области у зодчих «Краснодеревщика» заняло также без малого два года. Здание церкви построили в северных русских традициях – с резными наличниками, высокими хорами, пятиярусным иконостасом, иконы для которого писали московские мастера.

Продукция архангельского «Краснодеревщика» за год смогла заместить Ikea, ушедшую с российского внутреннего рынка
По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли (АМДПР)

А вот сруб бывшей Никольской деревянной церкви, построенной в Кемском поселке Архангельска в середине XIX века, мастера перебрали полностью, восстановив исторический контекст и интерьер, в котором теперь располагается местное Епархиальное управление.

В портфолио мастеров «Краснодеревщика» значатся также масштабные работы по восстановлению храма Иерусалимской иконы Божией Матери и келейного корпуса Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря в Лукино; храма-колокольни Трех святителей московских Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря в Архангельской области; паломническая гостиница Антониево-Сийского мужского монастыря и другие объекты.

В 2020 году фабрика получила новый стимул для развития и была переименована в «Краснодеревщик 1693». Сохраняя традиции столярного мастерства, сегодня она выпускает экологичную и функциональную мебель из дерева, двери, окна и лестницы.

Предметы интерьера из дерева – а это кухни, спальни, столовые и детские российского производства – за год смогли заместить ушедшую с внутреннего рынка Ikea, как следует из анализа Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли (АМДПР).

В частности, под брендом «Краснодеревщик 1693» производятся стулья, столы, диваны, кровати, шкафы и стеллажи с узнаваемым скандинавским дизайном.

Есть у «Краснодеревщика 1693» и эксклюзивные образцы из ценных пород дерева. Например, изящный стол-трансформер из ореха, сосны и бука с инкрустацией и массивными ножками. «Мы делаем всё – от кабинетов в английском стиле, кухонь, столов и стульев до входных дверей из массива дуба и классических лестниц в загородные дома», – говорит директор компании «Краснодеревщик» Александр Некрасов.

Серию предметов интерьера архангельской фабрики продолжают аксессуары, в дизайн-коде которых отражается дань традициям российского кораблестроения.

В фабричной коллекции имеются даже исторические образцы морских сувениров – в частности, часы-штурвал Maritime clock и настенная композиция Naval history. В СССР такие предметы делали из ценных пород дерева только для первых лиц страны и зарубежных гостей, сегодня же их изготавливают ограниченным тиражом.