Из печи в музей

Приглашенный художник ИФЗ Зинаида Юсова и ее лимитированные авторские творения

Вжизни многих художников существует понятие «тайный сад»: это локация, где они проводят время в одиночестве, проникаясь ощущением слияния с природой и черпая вдохновение в созерцании красоты.

Тайным садом художницы Зинаиды Юсовой стал ее собственный – и уже несколько лет его мотивы живут на авторских сервизах из коллекции «Флора» Императорского фарфорового завода (ИФЗ). Сюжеты обновляются трижды в год, следуя за сменой времен года. Исключение – сезон Рождества, когда Зинаида выпускает коллекции елочных украшений.

«У меня большой сад в Подмосковье, в нем около 150 сортов пионов, и я высаживаю его как картину, – рассказывает художница. – Эскизы для первой коллекции я начала создавать во время пандемии, которая застала меня в Петербурге. Это были мысли о доме, любимом саде, которые трансформировались в цветочные орнаменты».

Выпускница художественно-графического факультета Московского государственного педагогического университета и Академии художеств в Санкт-Петербурге, член Московского СХ и СХ России, Зинаида Юсова – очень разносторонний мастер.

Приглашенным художником ИФЗ она стала, обратив на себя внимание серией работ, на которые вдохновила ее индустриальная эстетика. В 2016 году Юсова задумала серию «Промышленность России» и отправилась в творческую командировку по 17 регионам страны, посещая крупные и знаковые промышленные предприятия. Петербургскими мотивами коллекции стали зарисовки с производства ИФЗ, одной из самых значимых мануфактур города.

Коллеги оценили мастерство художницы и год спустя пригласили Юсову сделать сервиз к 275-летию завода. Этот ангажемент стал для нее первым опытом работы с фарфором, причем сразу масштабным: получился сервиз-рассказ о производстве фарфора в России из 52 эпизодов-предметов: мы видим, как замешивают фарфоровую массу, отливают «белье», производят обжиг, выполняют химические анализы, создают форму.

Флоральная коллекция родилась в 2020 году. Каждый сезон сервиз меняет оттенки, его героями становятся новые цветы – пионы, розы, ирисы, сирень, – но сохраняются душа, стилистика и узнаваемый художественный почерк Юсовой. Такая коллекция выходит всего в нескольких экземплярах, что придает ей статус арт-объекта. 

В феврале 2024 года блюдо из коллекции «Флора» отправится в столицу Татарстана, чтобы принять участие в выставке  «Обманки в искусстве» в центре «Эрмитаж – Казань» в музее-заповеднике «Казанский кремль».

Экспозиция исследует феномен обманок в искусстве на примере редких экспонатов из музейной коллекции, а также современных произведений мастеров ИФЗ. Интригующие экспонаты играют со зрительным восприятием аудитории, трансформируя иллюзии в реальность и наоборот.

В выставке примет участие не только блюдо с мотивами «Пыльная роза». Специально для экспозиции Юсова создала трехъярусный фарфоровый торт – изящная и одновременно очень сложная пирамидальная конструкция украшена тончайшими цветами.

Музейные коллекции – один из главных источников вдохновения художницы. В 2020 году она представила коллекцию «Эрмитаж» по мотивам убранства эрмитажных залов.

А к 200-летию дворцово-паркового ансамбля Елагина острова ИФЗ выпустил расписанные Зинаидой сервизы. Для Голубой гостиной завод повторил форму сервиза «Охотничий», а для Малиновой – форму «Александр III», разработанную на ИФЗ в 1866 году к свадьбе тогда еще наследника Александра Александровича и датской принцессы Дагмар.

«Мне с детства близка культура фарфоровых сервизов, они были и в нашей семье, – рассказывает Зинаида. – А вот как для художника фарфор стал вызовом самой себе: я рисую металличес­ким пером по глянцевой поверхности, чаще всего в технике а-ля прима, которая предполагает работу начисто, без права на ошибку... Искусство для меня ценно возможностью жонглировать разными направлениями и техниками, которыми я владею. Например, фарфоровый торт для эрмитажной выставки стал возможностью продемонстрировать еще и мастерство скульптора».

Но одна из главных интриг в мире фарфора – это обжиг. Хрупкий материал нередко демонстрирует свой нрав. «Каждый обжиг – это риск, адреналин, вызов, – отмечает Юсова. – Ты проверяешь, поддался ли тебе материал, поборол ли ты его, получилось ли задуманное».