Sukhoi Superjet 100 вывели на раскатку

Сегодня состоялись первые рулежки и пробежки самолета Sukhoi Superjet 100. Первый полет лайнера ожидается в мае, а передача «Аэрофлоту» - после сертификации. По правилам, самолет должен совершить 600 зачетных полетов.
Д.Гришкин

Сегодня в Комсомольске-на-Амуре в рамках подготовки к летным испытаниям состоялись первые рулежки и пробежки самолета Sukhoi Superjet 100 по взлетно-посадочной полосе, говорится в сообщении компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). Пробежки выполнялись с постепенным нарастанием скорости до 162км/ч – практически до скорости отрыва носового шасси от земли. "Машина отличная. Приятно удивила плавность хода. Управляемость и эргономика Sukhoi Superjet 100 ни в чем не уступает самолетам Airbus и Boeing", – сказал Александр Яблонцев, старший летчик-испытатель ГСС. У него более 8300 часов налета на разных типах самолетов, как российских, так и зарубежных (включая Boeing 737, Аirbus319/320).

Первый полет лайнера ожидается в мае: к взлету должен быть готов как самолет – с технической точки зрения, так и летчик-испытатель – с психологической. Первому заказчику – «Аэрофлоту» – SSJ100 будет передан после сертификации. По правилам, самолет должен совершить 600 зачетных полетов. Но зачитывается не каждый полет, поэтому невозможно сказать, сколько будет длиться процедура сертификации.

Процедура сертификации длится 1,5-2 года, пояснил "Ведомостям" гендиректор Infomost Борис Рыбак. Испытания самолета ведутся по 1500-2000 характеристикам. Но есть сертификация с ограничениями, например, самолет испытывается не по максимальной минусовой температуре – минус 56 градусов, а при минус 25 и пр., продолжает эксперт. В таком случае необходимо провести 150-170 зачетных полетов, которые могут уложиться в полгода.

У ГСС есть обязательства перед заказчиками по выполнению графика поставок. Первый лайнер должен поступить «Аэрофлоту» в ноябре. За срыв предусмотрены штрафные санкции. Их максимальный размер – $1,5 млн за один лайнер. Задержка в поставках SSJ100 может составить 2-3 месяца. В случае с «Аэрофлотом» этот срок для ГСС некритичен. В контракте с перевозчиком есть пункт о полугодовом «льготном периоде», в течение которого ГСС штрафов не платит.

О корректировках графика поставок компания объявит после первого полета. Пока у ГСС 73 твердых заказа, среди клиентов – преимущественно, российские перевозчики. В компании надеются, что после первого полета SSJ 100 заинтересуются и европейские авиакомпании, возможно даже Air France.

Тем временем SSJ подорожал: сейчас каталожная цена SSJ 100 – $29,9 млн. Его стоимость при подписании первого контракта в 2005 г. была $26,2 млн.