Сколько в России совершается преступлений против безопасности государства

Госдума 23 октября приняла во втором и третьем чтениях законопроект, расширяющий понятия "государственная измена" и "шпионаж"; Vedomosti.ru собрали статистику таких преступлений за 2009-2011 гг.
Сергей Карпов/ ИТАР-ТАСС

Перед голосованием по законопроекту председатель "Справедливой России" Сергей Миронов отмечал, что формулировки документа "размыты" и могут быть использованы для "притеснения инакомыслящих и препятствования работе журналистов". "За" проголосовали 375 депутатов, "против" — двое.

Наказание за "государственную измену" и "шпионаж" предусматривает глава 29 Уголовного кодекса "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства". До сих пор за эти преступления в России осуждалось небольшое число людей.

Абсолютно доминирует статья 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства": большая часть осужденных пропагандировали вражду к тем или иным национальностям, были среди них и радикальные исламисты.

Крайне редко применяется статья 278 "Насильственный захват власти": в 2010 г. по этой статье было осуждено сразу 11 человек - это были члены запрещенной исламистской партии "Хезб Ут-Тахрир", готовящие захват в Татарстане (приговор был вынесен в 2009 г., а год спустя его окончательно утвердили).

Дел, связанных с государственной изменой и шпионажем (статьи 275 и 276), также очень мало: с 2009 по 2011 гг. было осуждено лишь два шпиона, то есть иностранца, и 15 государственных изменников. Обычно это военнослужащие или работники ОПК, которые передали секретные материалы иностранцам, или сотрудники спецслужб, перебежавшие на сторону противника, как предатель из СВР Александр Потеев (его предательство позволило ФБР арестовать в 2011 г. в США группу российских разведчиков). По словам сотрудника спецслужб, если человек не успел передать материалы иностранцам и начал сотрудничать с ФСБ, до приговора дело не дойдет.

Что же касается разгласителей государственной тайны (статья 283), то здесь речь идет не только о тех, кто разглашал какие-то военные секреты, но и о сотрудниках полиции, которые разглашали по заказу преступных группировок или корпоративных служб безопасности материалы оперативно-розыскных мероприятий, то есть сведения об агентуре, результаты прослушек.