Чем управляет метрополитен кроме метро


Торговля в переходах

ГУП «Московский метрополитен» уже потратило 6-7 млрд руб. на переобустройство переходов от вестибюлей метро - примерно по 3 млн руб. на каждую станцию, рассказал «Ведомостям» источник в компании. Предприятие взяло управление торговым бизнесом в метро под свой контроль и собирается поменять всех арендаторов в переходах. Сейчас на балансе ГУПа 135 переходов, в которых по состоянию на 2012 г. размещалось около 2800 объектов торговли и сервиса, занявших около 12 800 кв. м. Арендная плата за помещения в переходах за три года увеличилась в 10 раз и составляет свыше 120 000 руб. за 1 кв. м в год, жалуются предприниматели. За эту цену можно найти помещение на самых привлекательных торговых улицах Москвы, признают ритейлеры. Некоторые из киоскеров пытаются судиться с метрополитеном.

С семи станций арендаторы ушли вовсе («Черкизовская», «Севастопольская», «Улица Академика Янгеля», «Бульвар Дмитрия Донского» и т. д.). К 1 августа заммэра Москвы Максим Ликсутов собирается представить Сергею Собянину пилотный проект новых подземных торговых помещений в Новокосине. Торговая галерея там состоит из семи магазинов, занимающих вместе 193 кв. м. Ее оператор - Ginza Project выиграла право аренды на конкурсе, обязавшись открыть павильоны с определенным ассортиментом - общепит, мобильные телефоны и цифровая техника, цветы, два магазина одежды и обуви, магазин бытовых услуг и киоск по продаже прессы и сувениров - и не сдавать помещения в субаренду. Ставка аренды для нее - 15 400 руб. за 1 кв. м, «всего» в 1,5 раза выше, чем платили работавшие там раньше арендаторы. Чиновники рассчитывают, что доходы метрополитена от киосков возрастут с 1,6 млрд до 3 млрд руб.

Транспортно-пересадочные узлы

Московский метрополитен отвечает за строительство 90 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) у станций метро - каждый площадью 10 000 кв. м. Пока ГУП разрабатывает проектную документацию, а потом будет искать инвесторов, которые взяли бы на себя часть расходов по строительству. Те не спешат - непонятны правила работы, объясняет один из предпринимателей.

Рынки у станций метро

В управление метрополитену уже передали Выхинский и Царицынский рынки, скоро передадут Лефортовский. Сначала город планировал продать эти предприятия с молотка, но потом решил передать их контрольные пакеты ГУПу - «из-за возможности принятия дальнейших управленческих решений, связанных с развитием транспортно-разворотной площадки, парковочного пространства». Теперь сотрудникам метрополитена приходится отвечать за такую непривычную для них работу, как снос строений на территории рынков и строительство торговых павильонов, сокрушается сотрудник метрополитена.

Парковки

Метрополитен управляет и перехватывающими парковками у станций. Их сегодня шесть. Для этого в ГУПе специально создана служба эксплуатации парковок.

Все это было инициативой не метрополитена, решения о том, что у метро появятся новые непрофильные активы, спускались из департамента транспорта: с Ликсутовым Беседин жестко не спорил, отказаться от них не смог, говорят источники «Ведомостей». «Это хлопотно и отвлекаются кадры - основной упор делается не на эксплуатации метро, а на получении внебилетных доходов», - подчеркивает один из собеседников «Ведомостей».