Юбилейный Зальцбургский фестиваль столкнет богов и людей

В Зальцбурге объявили программу фестиваля 2010 г. По ней не скажешь, будто в мире был кризис
Reuters

Зальцбург верен себе: количество звезд на единицу программной площади только возрастает с годами. Но будущий год для зальцбургского фестиваля – на вчерашней пресс-конференции в Большом Фестшпильхаусе это подчеркивали особо – юбилейный. Он проводится в 90-й раз, срок едва ли не уникальный для проектов такого рода. Случайно или нет, но фестиваль-2010 будет посвящен мифам, причем как античным, так и современным. Его девиз – «Где сталкиваются бог и человек, возникает трагедия». Интендант Юрген Флимм, для которого этот фестиваль последний (теперь он руководит в Берлине вместе с Даниэлем Баренбоймом оперой Унтер ден Линден), любит такие объемные фразы, способные объять необъятное. В данном случае – трагедию человеческого бытия.

В опере соседствует классика и новое. «Электру» Рихарда Штрауса ставит Николаус Ленхоф, Даниэль Гатти дирижирует Венским филармоническим оркестром и компанией певцов – специалистов по Штраусу: Ирен Теорен в заглавной партии, Вальтрауд Майер – Клитемнестра и Рене Папе – Орест. Глюковских «Орфея и Эвридику» доверили Риккардо Мути и Дитеру Дорну. Реинкарнацию мифа Эроса в «Лулу» Берга представят режиссер Вера Немирова и дирижер Марк Альбрехт. Лулу поет Патрисия Петибон, в других партиях заняты Михаэль Шаде и Михаэль Фолле.

В Зальцбурге пройдет мировая премьера оперы Вольфганга Рима «Дионисий», написанной специально для фестиваля. В основе либретто – цикл поздних стихотворений Ницше. С ним будут разбираться режиссер Пьер Оди и известный своими провокациями художник Йонатан Месе. Ради этой постановки дирижер Инго Мецмахер привезет из Берлина Немецкий симфонический оркестр.

52-летний Рим станет и героем монографического цикла «Континент», одного из самых интересных зальцбургских начинаний последнего времени. Среди десяти концертов Рима особый интерес вызывает музыкально-хореографический проект Саши Вальц и «Ансамбля модерн» «Охоты и формы», а также монументальная «Танцевальная поэма» (Poeme danse) под управлением Мецмахера и с Мартином Вуттке в качестве чтеца. С чтецами в будущем году вообще хорошо. Для участия в исполнении оратории «Иван Грозный» Риккардо Мути пригласил не только российских певцов Ольгу Бородину и Илью Абдразакова, но и Жерара Депардье (на пресс-конференции журналисты сомневались в достоинствах его русского языка). А Фанни Ардан читает за Жанну д’Арк в одноименной оратории Артюра Онеггера (дирижирует Бертран де Билли).

Мифология присутствует и в драматической программе, где «Федра» Расина (ее ставит Матиас Хартман, интендант венского Бургтеатра) соседствует с «Эдипом в Колоне» Софокла (Петер Штайн занял в главной роли Клауса Марию Брандауэра). Обещает стать событием и «Страх» Стефана Цвейга: знаменитую новеллу инсценирует Йосси Вилер.

В концертной части доминируют русские пианисты. Среди звезд – и Григорий Соколов с шумановской программой, и Евгений Кисин, выступающий дважды – с Шопеном и Шубертом (два концерта также у Марты Аргерих). А в концерте Валерия Афанасьева и Гидона Кремера заявлены пять пьес для скрипки и фортепиано Валентина Сильвестрова, посвященные Кремеру. Среди других приятных сердцу патриота имен – Анна Нетребко, три вечера поющая в возобновленной опере Гуно «Ромео и Джульетта» (в очередь с Нино Мачаидзе). Валерий Гергиев исполнит симфонии Малера с World Orchestra for Peace – Оркестром мира, основанным в свое время сэром Георгом Шолти.